Памятка классному руководителю
об организации мониторинга личностных результатов учащихся
Для осуществления мониторинга освоения учащимися личностных результатов ООП ООО классному руководителю предлагается:
1. Помнить, что оценка личностных результатов не выносится на итоговую аттестацию.
2. Знать требования стандарта к личностным результатам освоения основной образовательной программы ООО
Таблица №1:
№ |
Результаты |
1 |
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; |
2 |
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; |
3 |
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; |
4 |
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; |
5 |
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; |
6 |
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; |
7 |
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; |
8 |
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; |
9 |
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; |
10 |
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; |
11 |
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. |
3. Знать принципы организации внутришкольного мониторинга достижения учащимися личностных результатов:
Таблица №2
№ |
Объекты мониторинга |
№ из таблицы №1 |
Форма |
Ответственные |
|
1 |
Соблюдение учащимися норм и правил поведения, принятых в лицее: |
наличие и ношение формы |
5, 6 |
контроль наличия |
администрация |
|
|
ведение портфолио |
2 |
самоконтроль (заполнение таблицы портфолио П. 2.6.) |
учащийся |
|
|
ведение дневника |
2 |
контроль ведения |
администрация |
|
|
посещение уроков, отсутствие опозданий |
5, 6 |
мониторинг |
классный руководитель |
|
|
соблюдение норм безопасности образовательного процесс |
8 |
контроль |
дежурный администратор |
|
|
бережное отношение к учебникам |
6 |
контроль |
библиотекарь |
|
|
отношение к урокам: выполнение ДЗ, готовность к урокам |
2, 6 |
наблюдение |
классный руководитель |
|
|
соблюдение правил безопасности жизнедеятельности |
8 |
мониторинг активности участия в мероприятиях данной направленности |
классный руководитель |
|
|
другое |
|
|
|
2 |
Участие в общественной жизни:
|
школы
|
3, 4, 11 |
самоконтроль (заполнение таблицы портфолио П. 4.) |
учащийся |
|
|
ближайшего социального окружения |
3, 4, 11 |
мониторинг посещения учащимся объектов социума и участия в их акциях |
классный руководитель |
|
|
страны |
1, 3, 4 |
наблюдение |
классный руководитель |
|
|
общественно-полезной деятельности, включая опыт экологически ориентированной деятельности |
1, 3, 4, 5, 6, 9 |
мониторинг участия в общественно-полезных акциях |
классный руководитель |
|
|
другое |
|
|
|
3 |
Ответственность за результаты обучения: |
посещение консультаций |
2 |
мониторинг посещения консультаций |
администрация |
|
|
работа в школьных предметных объединениях |
2,7 |
защита учащимися проекта 2-ого полугодия |
преподаватели |
|
|
участие в предметных конкурсах |
2, 7 |
мониторинг |
администрация |
|
|
другое |
|
|
|
4 |
Готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии |
принцип выбора спецкурсов |
2, 7 |
анкетирование по началу и окончанию посещения спецкурсов |
преподаватели спецкурсов |
|
|
работа над индивидуальным проектом |
2, 3, 7 |
самоконтроль (заполнение таблицы портфолио П. 2.4.) |
учащийся |
|
|
другое |
|
|
|
5 |
Сформированность социальных компетенций: |
ценностно-смысловые установки обучающихся |
1, 3, 4, 5, 6, 10 |
тестирование "Мотивация учебной деятельности" |
психологическая служба |
|
|
моральные нормы, включая отношение к здоровью |
3, 4, 5, 6, 8, 10 |
фиксация результатов наблюдения по методике выявления уровня нравственно-этической ориентации |
классный руководитель и психологическая служба |
|
|
опыт социальных и межличностных отношений |
3, 4, 5, 6, 7 |
тестирование "Методика коммуникативных и организаторских способностей" |
психологическая служба |
|
|
правосознание (с 7 класса) |
3, 4, 5, 6 |
тематический контроль на уроках обществознания |
учитель обществознания |
|
|
адекватное оценивание себя, отношение к себе |
5, 6, 7 |
тест "Самооценка" |
психологическая служба |
|
|
другое |
|
|
|
4. Написать характеристику на каждого учащегося класса используя результаты внутришкольного мониторинга в конце учебного года по следующей форме:
- Ф.И.О.
- Класс.
- Соблюдение учащимся норм и правил поведения, принятых в лицее.
- Участие в общественной жизни.
- Ответственность за результаты обучения.
- Готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии.
- Сформированность социальных компетенций.
Приложение
Методика выявления уровня нравственно-этической ориентации
- Отношение к учебе.
5 – учится сам и побуждает других;
4 – учится для себя; осознает важность учения;
3 – учится для достижения внешних целей;
2 – учится только при наличии контроля;
1 – не учится даже при наличии контроля.
- Отношение к здоровью.
5 – соблюдает правила личной гигиены, следит за своим внешним видом, аккуратен, активно занимается физкультурой (зарядкой).
4 – соблюдает правила личной гигиены, иногда занимается физкультурой;
3 – старается соблюдать правила личной гигиены, предпочитает наблюдать за занятиями физкультурой;
2 – делает это только при наличии контроля;
1 – даже при наличии контроля не соблюдает правил личной гигиены, не следит за своим внешним видом, неряшлив, физкультурой (зарядкой) не занимается.
- Отношение к обществу. Патриотизм.
5 – бережно относится к традициям и истории своего народа, побуждает к бережному отношению других, осознает свои гражданские права и обязанности;
4 – интересуется традициями и историей своего народа, частично осознает свои гражданские права и обязанности;
3 – любит слушать рассказы о традициях и истории своего народа, знает гражданские права и обязанности;
2 – знакомится с традициями и историей своего народа, знакомится с гражданскими правами и обязанностями;
1 – не интересуется традициями и историей своего народа, не осознает свои гражданские права и обязанности.
- Отношение к умственному и физическому труду.
5 – сам много читает, знает, обсуждает с друзьями узнанное; находит полезные дела в классе, школе, организует товарищей;
4 – сам много читает; находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
3 – читает только в рамках заданного на дом, участвует в полезных делах, организованных другими;
2 –читает под присмотром взрослых и учителей, участвует в полезных делах по принуждению;
1 – читает недостаточно, на побуждение взрослых не реагирует, не участвует в полезных делах даже по принуждению; во внеурочной деятельности не участвует.
- Отношение к людям.
5 – уважает старших, отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
4 – уважает старших, отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
3 – уважает старших, но на неуважительное отношение со стороны других не обращает никакого внимания;
2 – к старшим не всегда уважителен, проявляет дружелюбие при побуждении со стороны взрослых;
1 – не уважает старших, груб и эгоистичен.
- Отношение к себе. Самовоспитание.
5 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других, требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
4 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требователен к себе;
3 – достаточно культурен, но иногда допускает нетактичность, не всегда требователен к себе;
2 – нормы и правила поведения соблюдает при наличии контроля, мало требователен или не требователен к себе, проявляет себя в негативных поступках;
1 – нормы и правила поведения не соблюдает.
- Отношение к культуре, искусству, творчеству.
5 – добровольно посещает культурные центры, активно участвует в различных классных и школьных мероприятиях;
4 – интересуется событиями, происходящими в культурной жизни, иногда участвует в различных классных и школьных мероприятиях;
3 – любит слушать о культуре, знает события культурной жизни;
2 – пассивно знакомится с событиями культуры;
1 – не посещает культурные центры, не участвует в различных классных и школьных мероприятиях.
Уровень нравственно-этической ориентации определяется по общей сумме баллов по всем критериям:
Высокий уровень – 30-35 баллов;
Средний уровень – 13-29 баллов;
Низкий уровень – 7-12 баллов.
В сводную таблицу вносим следующие уровни:
Низкий уровень – 1 балл;
Средний уровень – 2 балла;
Высокий уровень – 3 балла.
|
Сводная ведомость результатов выявления уровня нравственно-этической ориентации (экспертная оценка учителя) |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Класс _____ учебный год ___________________ Классный руководитель ________________________________________ |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ |
Ф.И. ученика |
Критерии нравственно-этической ориентации обучающихся |
Итоговый показатель |
||||||
|
|
Отношение к учебе |
Отношение к здоровью |
Отношение к умственному труду |
Отношение к людям |
Отношение к себе. |
Отношение к культуре |
Балл |
Уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|