муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

"Средняя общеобразовательная школа №71"

ПОЛОЖЕНИЕ

о формах получения образования и формах обучения по дополнительным образовательным программам 

Рассмотрено на педагогическом совете                 

№______от__________

Утверждаю

Директор МБОУ  СОШ №71

__________А.А. Серафимов

«      »_________2016 год

Введено в действие

приказом № ____ от                

  «___»_____ 2016 г.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПОЛОЖЕНИЕ
о формах получения образования и формах обучения по дополнительным образовательным программам 
в  Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 71»

 

1. Общие положения

1.1. Положение о формах получения образования и формах обучения по дополнительным образовательным программам  (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации»,  постановлением Правительства Российской федерации от 18.07.1996 г. № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.05.2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», приказом Министерства образования, науки  и инновационных технологий  Новосибирской области от 08.11.2013 №2565 «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной образовательной организации Новосибирской области и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях» и Уставом  Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждении города

Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 71» (далее – школа).

1.2.  Настоящее положение регулирует деятельность Школы по организации образовательного процесса в различных формах и формах обучения по дополнительным образовательным программам

1.3. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование может быть получено:

1.3.1. в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в школе);

1.3.2. вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

1.4. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в школе.

1.5. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

1.6. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

1.7. Правом выбора формы, а также сочетания форм получения общего образования обладают совершеннолетний гражданин, а также родители (законные представители) несовершеннолетнего гражданина.

 

2. Содержание образования и организация обучения в различных формах

2.1. Обучение в различных формах образования организуется в  соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», нормативными документами Российской Федерации, государственными образовательными стандартами, образовательной программой Школы, Уставом, учебным планом Школы, отражающими образовательную стратегию  Школы. Для всех обучающихся действуют учебный план и образовательная  программа, включающие обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

2.2. При освоении общеобразовательных программ в формах, предусмотренных настоящим Положением, совершеннолетний гражданин или родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося должны быть ознакомлены с настоящим Положением и локальными актами Школы по организации обучения в выбранной форме.

2.3. В приказе директора Школы и в личном деле обучающегося отражается форма освоения общеобразовательных программ в соответствии с заявлением совершеннолетнего гражданина или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося. Все данные об обучающемся вносятся в журнал класса, в который он зачислен или оформляется журнал индивидуальных занятий.

2.4. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в форме семейного образования или самообразования, в контингент обучающихся Школы  не зачисляются, но учитываются в отдельном делопроизводстве.

2.5. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся по различным формам получения образования проводится в полном соответствии с Порядком проведения  государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере образования.

3. Организация индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

3.1. Положение регулирует процессы организации индивидуального  обучения  детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), нуждающихся в длительном лечении, и детей-инвалидов по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, в школе и  в случае необходимости  на дому, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

3.2. Индивидуальное  обучение  детей с  ОВЗ на дому организуется только для обучающихся, проживающих на территории, закрепленной за школой  Учредителем. 

 3.3. Индивидуальное  обучение  осуществляется для следующих категорий детей с ОВЗ, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать Школа:

3.3.1. детей, нуждающихся в длительном лечении;

3.3.2. детей-инвалидов.

3.4. Основаниями для организации индивидуального  обучения  детей с  ОВЗ являются заключение медицинской организации и обращение в письменной форме родителей (законных представителей) на имя директора Школы.

3.5. С родителями (законными представителями) заключается Договор о получении образовательных услуг.

3.6. Продолжительность индивидуального  обучения  детей с ОВЗ

 определяется врачебной комиссией лечебно-профилактического учреждения.

3.7. С целью организации  индивидуального обучения  детей с ОВЗ, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов  Школа:

3.7.1. организует получение общего образования детьми  с ОВЗ в соответствии с настоящим Положением; 

3.7.2. разрабатывает индивидуальные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, примерными основными образовательными программами с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов; 

3.7.3. составляет для обучающегося, нуждающегося в длительном лечении, ребенка-инвалида индивидуальный  учебный план, расписание занятий, график организации образовательного процесса, не лишающий его естественной социальной среды; определяет порядок, сроки, формы промежуточной аттестации, согласовав их с родителями (законными представителями) обучающегося;

3.7.4. предоставляет детям с ОВЗ, находящимся на индивидуальном обучении,  бесплатно учебники, необходимую для освоения общеобразовательных программ справочную, учебную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке Школы;

3.7.5. осуществляет промежуточную аттестацию детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении;

3.7.6. по завершении освоения общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования проводит итоговую аттестацию  и выдает учащимся, находящимся на индивидуальном обучении,  прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца о соответствующем образовании;

3.7.7. осуществляет контроль за работой учителей, обучающих детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении;

3.8. Фамилии и другие данные  детей с ОВЗ,  находящихся на индивидуальном обучении, обучающихся на дому, данные о промежуточной аттестации, переводе из класса в класс, о результатах итоговой аттестации и выпуске из Школы вносятся в классные журналы соответствующих классов классным руководителем. 

3.9. Индивидуальное  обучение  детей с  ОВЗ  осуществляется в соответствии с учебными планами, составленными для каждого ребенка из расчета:

в 1-4 классах – не менее 8 часов в неделю;

в 5-7 классах – не менее 10 часов в неделю;

в 8-9 классах – не менее 11 часов в неделю;

в 10-11 классах – не менее 12 часов в неделю.

3.10. При распределении часов по учебным предметам учитываются пожелания родителей, интересы и  особенности психофизического развития,  индивидуальные возможности обучающихся, рекомендации врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии).

3.11. Права и обязанности обучающихся

1) обучающийся имеет право:

 - на получение полного общего образования в соответствии с государственным стандартом;
- принимать участие (с согласия родителей) в предметных олимпиадах, конференциях, интеллектуальных играх, внеклассных мероприятиях, проводимых с участниками образовательного процесса; принимать участие в общественной жизни классного коллектива;
- на уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

2) обучающийся обязан

- соблюдать требования Устава Школы;
- добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению образовательных программ;
- уважать честь и достоинство работников Школы;
- соблюдать расписание занятий;
- вести дневник обучения.

3.13. Права родителей (законных представителей) детей с ОВЗ

- защищать законные права и интересы ребенка;
- обращаться для разрешения конфликтных ситуаций в комиссию по регулированию споров между участниками образовательного процесса;
- присутствовать на уроках с разрешения администрации. 

3.14.  Обязанности родителей (законных представителей) детей с ОВЗ

- родители (законные представители) ежегодно предоставляют в Школа справку ВКК и заявление о необходимости организации индивидуального обучения их ребенка;
- создают надлежащие условия для проведения учителями занятий на дому;
- выполняют требования Устава Школы;
- информируют учителя  о рекомендациях врача, особенностях режима;-информируют Школа о невозможности проведения занятий в связи с ухудшением состояния здоровья обучающегося и рекомендациями медицинского работника.

 3.15.  Обязанности учителя

- выполнять образовательные  программы с учетом склонностей и интересов детей;
- развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и художественной литературой;
- знать специфику заболевания обучающегося, особенности режима и организации домашних занятий;
- не допускать перегрузки, составлять индивидуальные планы;
- своевременно заполнять документацию;
- контролировать ведение дневника учеником и расписываться о проведенном занятии в нем (расписание, отметки, запись домашних заданий);
- в случае болезни обучающегося, учитель обязан отработать не проведенные часы. Сроки отработки согласовываются с родителями (законными представителями).

3.16. Обязанности классного руководителя

- поддерживать контакт с учащимися с ОВЗ и их родителями, выявлять привычки и особенности учащихся, состояние здоровья больных детей, привлекать их к проведению классных ишкольных мероприятий;
- контролировать ведение ученического дневника.

3.17. Обязанности администрации

- обеспечивать расстановку педагогических кадров с целью организации обучения детей с ОВЗ;
- контролировать выполнение учебных программ, методику индивидуального обучения, аттестацию учащихся, оформление документации;
- контролировать своевременность проведения занятий на дому;
- в случае болезни учителя, с учетом кадровых возможностей,  производить замещение занятий другим учителем.

3.18. Документация

     Документами, регулирующими индивидуальное обучение детей на дому, являются:
- справка ВКК о необходимости организации индивидуального обучения на дому;
- заявление родителя (законного представителя) ребенка;
- договор об индивидуальном обучении на дому;
- приказ директора Школы об организации индивидуального обучения на дому;
- учебный план для учащегося, обучающегося индивидуально;
- журнал индивидуального обучения;
- расписание занятий для учащегося, обучающегося индивидуально;
- рабочие программы по предметам с учащимся, обучающимся индивидуально.

3.19. Тарификация учителей  

Тарификация учителей, обучающих детей индивидуально, производится в соответствии с Положением о системе оплаты труда в начале учебного года при наличии соответствующих медицинских документов. В случае предоставления родителями документов в последующие сроки, оплата  учителям осуществляется ежемесячно разовыми часами.

4. Организация обучения в форме семейного образования и самообразования

4.1. Семейное образование и самообразование предполагает освоение общеобразовательных программ самостоятельно; с помощью родителей (законных представителей) обучающегося; с помощью педагогов, занимающихся индивидуальной педагогической деятельностью; в образовательных организациях, не имеющих государственной аккредитации.

4.2. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в школе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в школе бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

4.3. Неудовлетворительные результаты по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в сроки, установленные школой.

4.4. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в формах семейного образования и самообразования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

4.5. Обучающиеся, получающие образование по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в формах семейного образования и самообразования, не ликвидировавшие в порядке, установленном локальными нормативными актами Школы, академическую задолженность, продолжают получать образование в образовательной организации.

4.6. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

4.7. Порядок действий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся:

4.8.1. Родители (законные представители) обучающегося при выборе им освоения программ начального общего, основного общего, среднего общего образования вне Школы (в формах семейного образования или самообразования) информируют об этом выборе администрацию Школы и отдел образования администрации Дзержинского района г. Новосибирска.

4.9.2. При выборе обучающимся освоения программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в формах семейного образования или самообразования, родители (законные представители) обучающегося обращаются в Школа с заявлениями:

- об исключении из контингента Школы;
- об организации и проведении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации обучающегося при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя).

4.9.3. В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество ребенка;
б) дата и место рождения ребёнка;
в) формы получения образования.

4.9.4. Дополнительно родители (законные представители) предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав обучающегося) а также оригинал свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства, личное дело обучающегося, выданное образовательной организацией, в которой он ранее обучался или числился в контингенте.

4.9.5. Для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации родители (законные представители) обучающихся, получающих общее образование в указанных формах, заключают договор с образовательной организацией об организации и проведении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации.

4.9.6. В случае успешной государственной аттестации после освоения обучающимся образовательных программ в форме семейного образования или в форме самообразования выдаётся документ государственного образца о соответствующем уровне образования. 

4.10. Порядок действий Школы:

4.10.1. Школа осуществляет приём заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося:

- об исключении из контингента  в связи с выбором формы получения образования;
- об организации и проведении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации обучающегося, получающего образование в формах семейного образования и самообразования (при выборе обучающимся Школы для прохождения аттестации).

4.10.2. После регистрации заявления родителям (законным представителям) детей выдается расписка в получении документов, содержащая информацию о регистрационном номере заявления. Расписка заверяется подписью должностного лица Школы, ответственного за приём документов, и печатью организации.

4.10.3.  Школа ведёт учёт движения контингента обучающихся, получающих образование в формах семейного образования и самообразования.

4.10.4. Школа издает приказ на проведение промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации обучающегося, получающего образование в формах семейного образования и самообразования.

4.10.5. Школа обеспечивает включение обучающегося, получающего образование в форме семейного образования или самообразования, в региональную базу данных участников ГИА или ЕГЭ.

4.10.6. Школа заключает договор с родителями (законными представителями) обучающегося, получающего образование в формах семейного образования и самообразования, об организации и проведении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации обучающегося.

4.10.7. Школа организует и проводит промежуточную аттестацию обучающегося, получающего образование в форме семейного образования.

4.10.8. Школа организует государственную итоговую аттестацию обучающегося, получающего образование в форме самообразования, в соответствии с действующими федеральными и региональными нормативными правовыми актами в сфере образования.

4.10.9. Школа информирует отдел образования о расторжении договора с родителями (законными представителями) обучающегося, не ликвидировавшего в установленные сроки академической задолженности, для продолжения его обучения в образовательной организации.

4.11. Отношения между школой и родителями  (законными представителями) обучающегося регулируются договором.

4.12. В договоре указывается образовательная программа, по которой обучающийся будет получать общее образование в семье, формы и сроки проведения промежуточной аттестации по предметам федерального компонента базисного учебного плана, сроки выполнения  практических и лабораторных работ. 

4.13. Школа вправе расторгнуть договор, если родители (законные представители) обучающегося не обеспечили:

4.13.1. Освоение обучающимся определенных договором общеобразовательных программ в соответствии с требованиями государственного  образовательного стандарта в установленные сроки.

4.13.2. Явку обучающегося в Школу в определенные договором сроки для выполнения лабораторных и практических работ, прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации.

5. Порядок и формы обучения по дополнительным образовательным программам

5.1. Дополнительное образование  направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

5.2. В лицее реализуются общеразвивающие дополнительные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта в системе внеурочной воспитательной программы деятельности – занятия в студиях, кружках, творческих объединениях учащихся.

5.3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые учащиеся без предъявления требований к уровню образования.

5.4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной педагогами Школы.

Скачать Положение полностью