муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

"Средняя общеобразовательная школа №71"

География

Рабочая программа, 9 класс

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска МБОУ СОШ №71

Принято на заседании

МО естественных наук Согласовано с Утверждаю

заместителем директора по УВР Директор МБОУ СОШ №71

Протокол № ___________ ______________Т.Е. Баранниковой ______________А.А. Серафимов

«____» ____________ 20 «____» ____________ 20 «____» ____________ 20

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по Географии России

9 класса

УчительШпилева Ольга Августовна

Количество часов - 68 в год, 2 часа в неделю.

Соответствует требованиям стандарта основного (общего) образования по географии, регионального базисного учебного плана и примерных программ по географии. Планирование на основе программы основного общего образования по«Географии России» (8-9 классы)и авторской программы по «Географии. Россия: природа, население, хозяйство» (В.П. Дронов, Л.Е. Савельева), 2006

Учебник «География. Россия природа, население, хозяйство» (В.П. Дронов, Л.Е. Савельева), – М; Просвещение, 2009

Литература и пособия из УМК: Тетрадь – тренажер, Е.С. Ходова, Н.В. Ольховая, тетрадь – практикум, В.П. Дронов, атлас, В.П. Дронов, контурные карты с заданиями, В.П. Дронов, О.Г. Котляр, электронное приложение к учебнику под редакцией В.П. Дронова.

Контролирующие материалы: Тетрадь – экзаменатор, В.В. Барабанов

Дополнительная литература: методические рекомендации под редакцией В.П. Дронова

Новосибирск

2016-2017

 

Пояснительная записка.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно – ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

Данная программа составлена согласно стандарту первого поколения на основе Программы для общеобразовательных учреждений. География 6-11 классы, допущенные Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования. Составитель Сиротин В.И. («Дрофа», Москва: 2002год). Программа разработана для 9-х классов с расчетом 2-х часов в неделю. Сроки освоения программы 68 часов.

Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой – территориально – дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний и всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, почувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство о разнообразии.

Осознание своей включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно – ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района или города.

Данный курс готовит учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению ориентироваться в окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени – экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней, получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по – другому организовывать свою жизнь и т.д. Поэтому , с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой – подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко – географическом ключе (как население России реагировало на изменение условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.

Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На нем замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязи с ним. Это позволяет учащимся по – другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.

«География России» изучается в 8 и 9 классах, и на изучение курса отводится по 2 часа в неделю. Структуризация материала производится следующим образом: в 8 классе – изучение географического положения, особенностей природы и населения России; в 9 классе – учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно – страноведческой характеристикой крупных регионов России.

Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и т. д.)

Цель:

Формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально – ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Основные задачи:

  • Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
  • Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  • Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демократических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально – экономических проблем России и ее регионов;
  • Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  • Развивать представления о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  • Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

Называть и/или показывать:

- субъекты Российской Федерации;

- особенности географического положения России, пограничные государства и их столицы, размеры территории РФ;

- особенности природных процессов и явлений на территории России;

- основные виды природных ресурсов;

- народы, наиболее распространенные языки, религии;

- экологически неблагоприятные районы России.

 

Определять:

- географическое положение объектов;

- параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

Оценивать и прогнозировать:

- природно-ресурсный потенциал страны, регионов;

- экологическую ситуацию в стране, регионе;

- изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

- развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

Чтобы отследить результативность обучения, в течение учебного года проводятся текущие контрольные работы и итоговая контрольная работа в конце учебного года. Кроме того, в течение года запланировано ряд практических работ на контурной карте.

Для достижения поставленных целей в преподавании географии 9 класса используетсяучебно-методический комплекс:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. География 6-11

классы, допущенные Департаментом образовательных программ и

стандартов общего образования. Составитель Сиротин В.И.

Издательство «Дрофа», М.: 2002 год.

2. Учебник: В.П. Дронов, В.Я. Ром «География России. Население и

хозяйство. 9 класс». Издательство «Дрофа», 2002 год.

3. Атлас «География России. Население и хозяйство. 9 класс»

Издательство «Дрофа».

 

Кроме того, в курсе географии используются печатные пособия: физические, общегеографические и специальные карты (демонстрационные), схемы и т.д.

Тематическое планирование

9 класс (68 часов)

География

Россия: природа, население, хозяйство.

Авторы: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева

Тема урока

Основные цели

Базовый уровень

1.

Введение

Сформировать представление о курсе географии России.

Знать/ понимать: задачи и предмет изучения географии; основные средства и методы получения географической информации;

Уметь: работать с учебником.

Тема № 1. Хозяйство России (28 часов).

Общая характеристика хозяйства(6 часов)

2.

Особенности хозяйства России.

Сформировать представление об отраслевой и территориальной структуре хозяйства России.

Знать/понимать:как устроено хозяйство России секторы хозяйства, межотраслевые комплексы, отраслевая и территориальная структура хозяйства.

Уметь:приводить примеры отраслей хозяйства.

3.

Географическое положение как фактор развития хозяйства.

Сформировать представление о географическом положении как факторе развития хозяйства.

Знать/понимать:особенности транспортного , геополитического и геоэкономического положения России.

Уметь:показать соседей первого и второго порядка.

4.

Человеческий капитал и качество населения.

Сформировать представление о человеческом капитале и качестве населения России.

Знать/понимать:что такое человеческий капитал,

Уметь: оценивать качество населения.

5.

Трудовые ресурсы и экономически активное население.

Сформировать представление о трудовых ресурсах и экономически активном населении России.

Знать/понимать:что такое трудовые ресурсы и экономически активное население.

Уметь: определять факторы, от которых зависит уровень безработицы.

6.

Природно – ресурсный капитал

Сформировать представление о природно – ресурсном капитале страны.

Знать/понимать:что такое природно- ресурсный капитал.

Уметь: определять районы наиболее богатые природными ресурсами.

7.

Производственный капитал

Сформировать представление о производственном капитале.

Знать/понимать: что такое производственный капитал.

Уметь: определять долю районов в производственном капитале страны.

Промышленность (11часов)

8.

Обобщение по теме «Общая характеристика хозяйства».

Топливно - энергетический комплекс.

Обобщить и систематизировать знания по теме «Общая характеристика хозяйства»; сформировать представления о составе, месте, значении ТЭКа для хозяйства страны.

Знать/понимать: что такое топливно- энергетический комплекс.

Уметь: на карте показывать районы добычи газа и нефти.

9.

Газовая промышленность

Сформировать представление о газовой промышленности

Уметь: на карте показывать районы добычи газа

10.

Нефтяная промышленность

Сформировать представление о нефтяной промышленности

Знать/понимать: запасы нефти, добычу нефти, транспортировку нефти.

Уметь: объяснять особенности размещения нефтепроводов и центров переработки нефти.

11.

Угольная промышленность

Сформировать представление об угольной промышленности

Знать/понимать: запасы, добычу, использование угля.

Уметь: анализировать угольные бассейны страны.

12.

Электроэнергетика.

Сформировать представление об электроэнергетике России.

Знать/понимать:сколько электроэнергии производится в России и на каких электростанциях; что такое энергосистемы.

Уметь:давать характеристику различным видам электростанциям.

13.

Машиностроение.

Сформировать представление о машиностроении России.

Знать/понимать:особенности производства и размещения машиностроения.

Уметь: определять место машиностроения в промышленности районов России.

14.

Чёрная металлургия.

Сформировать представление о чёрной металлургии России.

Знать/понимать: из чего производят черные металлы и размещение предприятий черной металлургии.

Уметь: объяснять принципы работы предприятий полного металлургического цикла.

15.

Цветная металлургия.

Сформировать представление о цветной металлургии России.

Знать/понимать: из чего производят цветные металлы и размещение предприятий цветной металлургии.

Уметь: объяснять особенности производства легких и тяжелых металлов.

16.

Химическая промышленность.

Сформировать представление о химической промышленности России.

Знать/понимать: состав химической промышленности.

Уметь: объяснять особенности размещения предприятий химической промышленности

17.

Лесная промышленность

Сформировать представление о лесной промышленности России.

Знать/понимать: состав предприятий лесного комплекса.

Уметь: объяснять особенности размещения предприятий лесной промышленности

18.

Обобщение по теме «Промышленность».

Закрепить, обобщить знания по теме «Промышленность».

 

Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс (4 часа)

19.

Сельское хозяйство. Растениеводство.

Сформировать представление о сельском хозяйстве и растениеводстве России.

Знать/понимать: что такое сельское хозяйство и чем оно отличается от других отраслей.

Уметь: устанавливать особенности размещения сельскохозяйственных культур от природных условий.

20.

Животноводство.

Сформировать представление о животноводстве России.

Знать/понимать: отрасли животноводства страны.

21.

Пищевая и легкая промышленность и агропромышленный комплекс.

Сформировать представление о пищевой и легкой промышленности и агропромышленном комплексе.

Знать/понимать: особенности легкой и пищевой промышленности.

Уметь: выявлять ведущие районы страны в легкой и пищевой промышленности.

22.

Обобщение по теме «Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс».

Закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме «Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс».

 

Сфера услуг(7часов)

23.

Транспорт. Железнодорожный транспорт.

Сформировать представление о видах и работе транспорта и ж/д транспорте России.

Знать/понимать: виды транспорта

Уметь:оценивать работу транспорта.

24.

Автомобильный и воздушный транспорт.

Сформировать представление об особенностях автомобильного и воздушного транспорта.

Знать/понимать: показатели работы автомобильного транспорта.

Уметь:объяснять географию автомобильных дорог, влияние транспорта на окружающую среду.

25.

Морской транспорт

внутренний водный транспорт.

Сформировать представление об особенностях водного транспорта России.

Знать/понимать:Российский флот и морские порты.

Уметь:объяснять роль морских бассейнов в развитии транспорта России.

26.

Внутренний водный транспорт.

Сформировать представление об особенностях водного транспорта России.

Знать/понимать:особенности внутреннего транспорта.

Уметь:объяснять развитие водного транспорта России.

27.

Связь.

Сформировать представление о видах и роли связи в России.

Знать/понимать: виды связи и их роли в жизни людей.

Уметь:объяснять географию связи

28.

Наука и образование.

Сформировать представление о значении науки и образовании в хозяйстве страны.

Знать/понимать:что такое наука и образование и их роль в современном обществе.

Уметь:объяснять географию науки и образования.

29.

Жилищное хозяйство.

Сформировать представление об особенностях жилищного хозяйства страны.

Знать/понимать:показатели жилищного хозяйства.

Уметь:объяснять географию жилищного хозяйства.

30.

Обобщение по теме «Сфера услуг»

Закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме «Сфера услуг».

 

Тема №2 Районы России (32часа)

31.

Европейская и азиатская части России.

Сформировать представление об особенностях природы, населения и хозяйства европейской и азиатской частей России.

Знать/понимать: особенности природы Европейской и Азиатской частей России.

Уметь: объяснять различие.

Европейский Север(3часа)

32.

Географическое положение и особенности природы Европейского Севера.

Сформировать представление об особенностях географического положения и природы Европейского Севера.

Знать/понимать: как влияет географическое положение территории на его хозяйство.

Уметь: оценивать особенности географического положения.

33.

Население Европейского Севера.

Сформировать представление об особенностях населения Европейского Севера.

Знать/понимать: как размещено население по территории района.

Уметь: объяснять причины неравномерного расселения населения.

34.

Хозяйство Европейского Севера.

Сформировать представление об особенностях хозяйство Европейского Севера.

Знать/понимать: особенности хозяйство Европейского Севера.

Уметь: объяснять причины развития отраслей хозяйства.

Европейский Северо – Запад(4часа)

35.

Обобщение по теме «Европейский Север». Географическое положение Европейского Северо –Запада.

Закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме «Европейский Север».

Сформировать представление об особенностях географического положения Европейского Северо –Запада.

Знать/понимать: роль географического положения района в формировании населения и хозяйства.

Уметь: объяснять особенности географического положения района.

36.

Особенности природы Европейского Северо-запада.

Сформировать представление об особенностях природы Европейского Северо-запада.

Знать/понимать: природные ресурсы района.

Уметь: объяснять специфику природных ресурсов района.

37.

Население Европейского Северо –запада.

Сформировать представление об особенностях населения Европейского Северо-запада.

Знать/понимать: Численность, размещение, народы.

Уметь: объяснять различия в уровне урбанизации района.

38.

Хозяйство Европейского Северо –запада.

Сформировать представление об особенностях хозяйства Европейского Северо-запада.

Знать/понимать: особенности хозяйства Европейского Северо-запада.

Уметь: объяснять причины развития отраслей хозяйства.

Центральная Россия(4часа)

39.

Обобщение по теме «Европейский Северо-запад». Географическое положение Центральной России.

Закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме «Европейский Северо-запад».

Сформировать представление об особенностях географического положения Центральной России.

Знать/понимать: особенности географического положения Центральной России

Уметь: определять главные черты экономико- географического положений района.

40.

Особенности природы Центральной России.

Сформировать представление об особенностях природы Центральной России.

Знать/понимать: природные ресурсы района.

Уметь: объяснять специфику природных ресурсов района.

41.

Население Центральной России.

Сформировать представление об особенностях населения Центральной России.

Знать/понимать: Численность, размещение, народы.

Уметь: объяснять различия в уровне урбанизации района.

42.

Хозяйство Центральной России.

Сформировать представление об особенностях хозяйства Центральной России.

Знать/понимать: особенности хозяйства Центрального района.

Уметь: объяснять причины развития отраслей хозяйства.

Европейский Юг(4часа)

43.

Обобщение по теме «Центральная Россия». Географическое положение Европейского юга.

Закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме «Центральная Россия».

Сформировать представление об особенностях географического положения Европейского юга.

Знать/понимать: особенности географического положения Европейского Юга.

Уметь: определять главные черты экономико- географического положений района.

44.

Особенности природы Европейского юга.

Сформировать представление об особенностях природы Европейского юга.

Знать/понимать: природные ресурсы района.

Уметь: объяснять специфику природных ресурсов района.

45.

Население Европейского юга.

Сформировать представление об особенностях населения Европейского юга.

Знать/понимать: Численность, размещение, народы.

Уметь: объяснять различия в уровне урбанизации района.

46.

Хозяйство Европейского юга.

Сформировать представление об особенностях хозяйства Европейского юга.

Знать/понимать: особенности хозяйства Центрального района.

Уметь: объяснять причины развития отраслей хозяйства.

Поволжье (4 часа)

47.

Обобщение по теме «Европейский юг». Географическое положение Поволжья.

Закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме «Европейский юг».

Сформировать представление об особенностях географического положения Поволжья.

Знать/понимать: особенности географического положения Поволжья.

Уметь: определять главные черты экономико- географического положений района.

48.

Особенности природы Поволжья.

Сформировать представление об особенностях природы Поволжья.

Знать/понимать: природные ресурсы района.

Уметь: объяснять специфику природных ресурсов района.

49.

Население Поволжья.

Сформировать представление об особенностях населения Поволжья.

Знать/понимать: Численность, размещение, народы.

Уметь: объяснять различия в уровне урбанизации района.

50.

Хозяйство Поволжья.

Сформировать представление об особенностях хозяйства Поволжья.

Знать/понимать: особенности хозяйства Поволжья.

Уметь: объяснять причины развития отраслей хозяйства.

Урал(4часа)

51.

Обобщение по теме «Поволжье». Географическое положение Урала.

Закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме «Поволжье».

Сформировать представление об особенностях географического положения Урала.

Знать/понимать: особенности географического положения Урала.

Уметь: определять главные черты экономико- географического положений района.

52.

Особенности природы Урала.

Сформировать представление об особенностях природы Урала.

Знать/понимать: природные ресурсы района.

Уметь: объяснять специфику природных ресурсов района.

53.

Население Урала.

Сформировать представление об особенностях населения Урала.

Знать/понимать: Численность, размещение, народы.

Уметь: объяснять различия в уровне урбанизации района.

54.

Хозяйство Урала.

Сформировать представление об особенностях хозяйства Урала.

Знать/понимать: особенности хозяйства Урала.

Уметь: объяснять причины развития отраслей хозяйства.

Западная и Восточная Сибирь (5часов)

55.

Обобщение по теме «Урал». Географическое положение Западной и Восточной Сибири.

Закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме «Урал».

Сформировать представление об особенностях географического положения Западной и Восточной Сибири.

Знать/понимать: особенности географического положения Западной Сибири..

Уметь: определять главные черты экономико- географического положений района.

56.

Особенности природы Западной и Восточной Сибири.

Сформировать представление об особенностях природы Сибири.

Знать/понимать: природные ресурсы района.

Уметь: объяснять специфику природных ресурсов района.

57.

Население Западной и Восточной Сибири.

Сформировать представление об особенностях населения Западной и Восточной Сибири.

Знать/понимать: Численность, размещение, народы.

Уметь: объяснять различия в уровне урбанизации района.

58.

Особенности хозяйства Западной и Восточной Сибири.

Сформировать представление об особенностях хозяйства Западной и Восточной Сибири.

Знать/понимать: особенности хозяйства Района.

Уметь: объяснять причины развития отраслей хозяйства.

59.

Обобщение по теме «Западная и Восточная Сибирь»

Закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме «Западная и Восточная Сибирь».

 

Дальний Восток(4часа)

60.

Географическое положение и особенности природы Дальнего Востока.

Сформировать представление об особенностях географического положения и природы Дальнего Востока.

Знать/понимать: особенности географического положения Дальнего Востока

Уметь: определять главные черты экономико- географического положений района.

61.

Население Дальнего Востока.

Сформировать представление об особенностях населения Дальнего Востока.

Знать/понимать: природные ресурсы района.

Уметь: объяснять специфику природных ресурсов района.

62.

Хозяйство Дальнего Востока.

Сформировать представление об особенностях хозяйства Дальнего Востока.

Знать/понимать: Численность, размещение, народы.

Уметь: объяснять различия в уровне урбанизации района.

63.

Обобщение по теме «Дальний Восток».

Закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме «Дальний Восток».

Знать/понимать: особенности хозяйства Района.

Уметь: объяснять причины развития отраслей хозяйства.

 

Тема №3 Россия в мире(2часа)

64.

Россия и мировое хозяйство.

Сформировать представление о месте России в мировом хозяйстве.

Знать роль России в мировой торговле.

Уметь определять ведущие страны – партнеры во внешней торговле.

65.

Россия в системе мировых транспортных коридоров.

Сформировать представление о месте России в системе мировых транспортных коридоров.

Знать : что такое транспортный коридор.

Уметь: показывать транспортные магистрали.

66.

Повторение по теме «Хозяйство России»

Обобщить и систематизировать знания по теме.

 

67.

Повторение по теме «Районы России»

Обобщить и систематизировать знания по теме.

 

68.

Итоговая проверочная работа.

Закрепить, обобщить и систематизировать знания по блоку «География. Россия: природа, население, хозяйство»

 

Практические работы.

1.Определите различие районов России по индексу человеческого развития(ИЧР).

2.Определите географические различия в уровне занятости населения в сфере услуг.

3.Определите долю районов в природно – ресурсном и производственном капитале страны.

4.Изучите особенности размещения газопроводов и нефтепроводов в России и размещение центров переработки нефти.

5.Изучите принципы работы электростанций разных типов.

6. Изучите особенности специализации и кооперирования на машиностроительном заводе. Определите место машиностроения в промышленности районов России.

7.Изучите принцип работы завода полного металлургического цикла.

8. Изучите особенности производства легких и тяжелых металлов (на примере меди и алюминия).

9. Изучите особенности размещения отраслей химической промышленности.

10. Изучите особенности размещения предприятий лесной промышленности.

11. Установите особенности размещения посевов технических культур.

12. Изучите особенности размещения железных дорог по территории России.

13.Выявите специфику минеральных ресурсов Кольско - Карельской и Двино – Печорской частей Европейского Севера.

14.Изучите особенности размещения городов Европейского Севера и их распределение по численности населения.

15.Изучите воздействие агроклиматических ресурсов на сельское хозяйство Европейского Северо – Запада.

16.Исследуйте особенности географического положения Центральной России.

17.Выявите различия в наборе природных ресурсов разных частей Европейского Юга.

18. Выявите географические различия в естественном приросте в пределах Европейского Юга.

19.Определите специализацию центров пищевой промышленности Европейского Юга.

20. Изучите агроклиматические и водные ресурсы разных природных зон Поволжья.

21.Изучите особенности природных условий Урала.

22.Изучите особенности размещения металлургии Урала.

23.Изучите особенности минерально- ресурсной базы равнинной и горной частей Западно –Сибирского района.

24.Изучите различия промышленности подрайонов Западной Сибири.

25. Выявите неблагоприятные для освоения Восточной Сибири природные факторы.

26. Сравните природные условия и ресурсы западной, северо-восточной, южной частей материкового Дальнего Востока.

27.Изучите географические различия в уровне экологической напряженности на территории Дальнего Востока.

28.Определите ведущие страны – партнеры во внешней торговле России.

Дополнительная литература для 9 класса для учителя:

1. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Россия: природа, население, хозяйство 9 класс- М., Просвещение, 2009

2. Алексеев А.И., Николина В.В. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России, 9 класс. - М.: Просвещение, 2000.

3. Барабанов В.В. Экономическая и социальная география России, 9 класс.- М.: Интеллект-центр, 2001.

4. Баринова И.И. География России: Методическое пособие 8-9 классы. -М.: Дрофа, 2002.

5. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая география России. 9 класс. -М.: Русское слово, 2008

6. Маерова Н.Ю. Уроки географии 8-9 классы.-М.: Дрофа, 2004.

7. Пятунин В.Б., Симагин Ю.А. Контрольные и проверочные работы по географии 8-9 классы. - М.: Дрофа,2002.

8. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. -М.: Дрофа, 2003.

9. Энциклопедия: Физическая и экономическая география России. – М.: Аванта – плюс, 2000.

Формы промежуточного контроля: Тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работа с контурными картами.

Скачать программу полностью