Литература
Рабочая программа, 10 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №71»
Утверждаю Согласовано
Директор школы Руководитель ШМО
__________ А.А. Серафимов ___________ О.А. Шпилева
Рабочая программа
по литературе
2016 – 2017 учебный год
Марина Алексеевна Веприк,
учитель русского языка и литературы
2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
10 класс
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для X класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Литература» под редакцией Коровина В.Я., Просвещение 2010г, /учебник Коровина В.Я., В.П.Журавлев, Збарский И.С., Коровин В.И.. учебник в 2-х частях М.:Просвещение,2013г. / Программа, рассчитанная на 105часа/3 часа в неделю/, детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Цели учебного курса: Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Данная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Задачи курса
1)приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
2)овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
3) научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
4)устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
5)отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:
образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей- классиков 18-20 вв., этапы их творческой эволюции; историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений; основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития и черты литературных направлений и течений; основные теоретико – литературные понятия.
УМЕТЬ:
видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов; обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой; комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством, сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции; выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра; сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения; редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ :приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; участия в диалоге или дискуссии; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Основное содержание тем учебного курса.
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним.
Программа курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное к природе и человеку и т. д.).
Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Основное содержание тем учебного курса.
Содержание каждой темы в соответствии с Федеральным компонентом
государственного образовательного стандарта общего образования
Понятие литературного процесса. Литературное произведение в историко-культурном контексте
Вводный урок
Понятие творческого пути автора, периодизация творчества и ее факторы. Индивидуальный стиль. Художественная традиция и новаторство. Понятие литературной борьбы. Биографический, исторический и литературный контекст творчества автора. Обзор русской литературы первой половины XIX века
Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. Национальное самоопределение русской литературы.
А. С. Пушкин
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»),«Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).Стихотворения: «Поэт», «Поэт и толпа», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «Из Пиндемонти», «Отцы пустынники и жены непорочны...» (возможен выбор пяти других
стихотворений).Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия).
«Евгений Онегин». Роман в стихах. Отличия от романа в прозе. Онегинская строфа. Творческая история. Россия в романе. Герои романа. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический
центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики.
М. Ю. Лермонтов (3 часа)
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божий, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...»
(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
«Герои нашего времени» как социально - психологический и философский роман. Роль автора и рассказчика в романе. Особенности композиции. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мэри. Печорин и «ундина».Повесть «Фаталист» и ее философско - композиционное значение.
Н. В. Гоголь (2 часа)
Жизнь и творчество. Повесть «Невский проспект».Тема Петербурга в творчестве Гоголя. Образ города в петербургских повестях. Соотношение мечты и действительности, фантастики и реальности в произведениях Гоголя. Столкновение живой души и пошлого мира в повести "Невский проспект". Особенности поэтики Гоголя.
Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX вв
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
А. Н. Островский
Жизнь и творчество.Драма «Гроза».Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития
действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение "жестоких нравов" "темного царства". Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Нравственная проблематика
Русская литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы 2 половины 19 века
А. Н. Островский
Жизнь и творчество А.Н.Островского. Драма «Гроза». Творческая история пьесы. Нравы города Калинова.. Образ Катерины Кабановой. Народные истоки ее характера. Суть конфликта героини с «темным царством». Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме Островского. Статья Н.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»
И. А. Гончаров
Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Роман «Обломов». Своеобразие художественного таланта Гончарова. Истоки характера героя. Эпизод «Сон Обломова», его роль в романе. Финал романа. Авторская оценка итогов жизненного пути героя. Историко-философский смысл романа. Статья Добролюбова «Что такое обломовщина?»
И. С. Тургенев .Жизнь и творчество И.С.Тургенева. Сборник «Записки охотника». Новый герой 60-х гг. - нигилист Базаров. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа «Отцы и дети». Сатирическое изображение представителей «отцов» и «детей». Базаров в кругу единомышленников. Финал романа. Статья Д.Писарева «Базаров». «Стихотворения в прозе»: тематическое и жанровое своеобразие, стилистические особенности.
Н. Г. Чернышевский.Жизнь и творчество. Роман «Что делать». Идейный мир романа. Искания «новой женщины». «Новые люди» в романе.
Н. А. Некрасов .Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Лирика. Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! Я у двери гроба...»; «Я не люблю иронии твоей...» «Забытая деревня». «Блажен незлобивый поэт». Тема любви в лирике. Тема народа в творчестве Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».. Крестьянские судьбы в изображении Некрасова. Яким Нагой и Ермил Гирин. Вера поэта в духовную силу, «богатырство народа». Савелий и Матрёна Тимофеевна. Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый «финал» поэмы. Неразрешённость вопроса о народной судьбе.
Ф. И. Тютчев.Жизнь и творчество. Лирика. Мотивы лирики Тютчева Своеобразие любовной лирики Тютчева. «О, как убийственно мы любим…», «К. Б.» , «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К.Б.» («Я встретил вас - и всё былое...»); «Эти бедные селенья...», «Над этой тёмною толпою», «Последняя любовь»
А. А. Фет .Жизнь и творчество. Лирика. «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Ещё майская ночь»; «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Я пришёл к тебе с приветом...» и др. Мотивы лирики А.А. Фета.
Н. С. Лесков .Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник». Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни. Судьба Ивана Флягина.
М. Е. Салтыков – Щедрин .Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. Роман «История одного города» Обзор. «Сказки для детей изрядного возраста» Салтыкова-Щедрина
А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Песни чистой души. Стихотворения: «Не верь, мой друг, когда в избытке горя...», «Средь шумного бала, случайно...», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...». Интимные и философские мотивы лирики. Красота природы и природа красоты в поэзии А. К. Толстого. Сатирические темы и мотивы. Историческая проза А. К. Толстого («Князь Серебряный»)
Л. Н. Толстой.Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Роман «Война и мир» как народная эпопея. Творческая история произведения. Сатирическое изображение большого света в романе. Образ Элен Безуховой. Противостояние Пьера Безухова пошлости и пустоте петербургского общества. Семьи Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство нравственных идеалов. Образ Наташи Ростовой. Изображение безнравственной сути войны 1805-07гг. Война 1812 года в судьбах героев романа. Наполеон и Кутузов. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Народность в понимании Толстого. Финал романа. Смысл названия.
Ф. М. Достоевский .Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание» Атмосфера 60-х гг. и ее отражение в романе «Преступление и наказание». Петербургские углы, униженные и оскорбленные в романе. Истоки и смысл теории Раскольникова. Преступление Раскольникова. Раскольников и Сонечка. Нравственное возрождение героя.Нравственный смысл произведения, его связь с почвенническими взглядами писателя.
А. П. Чехов .Жизнь и творчество. Рассказ «Ионыч». Трилогия о любви. «Дом с мезонином», «Палата № 6», «Попрыгунья и др. Комедия «Вишнёвый сад» Особенности конфликта, система персонажей в пьесе. Уходящее поколение владельцев сада: Раневская, Гаев. Молодые герои пьесы: Лопахин, Варя, Петя, Аня. Отношение автора к героям. Черты «новой драмы» А.П. Чехова в пьесе «Вишневый сад».
Зарубежная литература. Взаимодействие зарубежной и русской литературы, отражение в них «вечных» тем бытия. Оноре де Бальзак «Гобсек», Ги де Мопассан «Ожерелье» и др.
Литература народов России К. Хетагуров. Сборник стихов «Осетинская лира».
Учебно-тематический план.
№ п.п. |
Наименование разделов |
Всего часов |
На развитие речи в том числе |
||
Сочинения |
К/работа |
Изложение |
|||
1. |
Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека. |
1 |
|||
2. |
Из русской литературы 1 половины XIXвека |
25 |
1 |
2 |
2 |
3. |
Из русской литературы 2 половиныXIXвека |
71 |
4 |
1 |
2 |
4. |
Зарубежная литература |
5 |
|||
5. |
Резервный урок |
6 |
|||
ИТОГО: |
108 |
5 |
3 |
4 |
Виды и формы работы и контроля знаний, умений и навыков учащихся 10класса
Методы и формы обучения:
элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения, диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, тренажер с использованием инновационных технологий, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, сочинение (по картине, по данному сюжету, миниатюра…), изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Нормы оценки знаний ,умений и навыков учащихся. «Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ. Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа. Оценка «5» ставится, если ученик 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка сочинений и изложений Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в 10 классе проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения в 10 классе – 300-350 слов. Примерный объем сочинений в 10 классе – 2 – 3 страницы. С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- Стилевое единство и выразительность речи;
- Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Календарно - тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип, форма урока |
Планируемые результаты освоения материала |
Оснащение. |
Дата проведения |
||
План |
Факт |
|||||||
Введение./1/ |
||||||||
1 |
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры |
1 |
УОСЗ |
Знать: основные темы, затронутые писателями ХVIII,ХIХ, в.в о связи литературы и истории. Уметь работать с учебником, вступать в диалог. |
Карточки |
|||
Обзор русской литературы первой половины XIX века/25/ |
||||||||
2 |
Поэтические предшественники А.С.Пушкина: Г.Р. Державин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков |
1 |
УОСЗ |
Знать основных предшественников поэта |
||||
3 |
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. |
1 |
УОСЗ |
Знать о художественных открытиях А.С.Пушкина. Уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину |
Презентация |
|||
4 |
Романтическая лирика А.С.Пушкина . |
1 |
УОСЗ |
Знать основные мотивы, «вечные темы», романтическую лирику. |
||||
5 |
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина |
1 |
УОСЗ |
Уметь анализировать стихотворения с учетом художественных приёмов поэта, идеи и темы. |
||||
6 |
Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина. |
1 |
УИПЗЗ |
Знать сти-ия на тему свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина. Уметь анализировать стих-ия с учетом тематики, идеи и проблематики. |
||||
7 |
Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти |
1 |
УИПЗЗ |
Знать нравственно-философскую проблематику стих-ий, уметь их анализировать. |
Карточки |
|||
8 |
Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». |
1 |
УИПЗЗ |
Знать жанрово-композиционную основу произведения |
||||
9 |
Образ Петра. «Медный всадник». |
1 |
УИПЗЗ |
Знать приемы создания образов в поэме. Уметь раскрыть конфликт личности и государства. |
Карточки |
|||
10 |
«Евгений Онегин». Роман А.С.Пушкина как «энциклопедия русской жизни» (повторение ранее изученного) |
1 |
УИПЗЗ |
Знать тему, идею, основные , мотивы, особенности романа А.С.Пушкина. |
Презентация |
|||
11-12 |
Сочинение по теме: «Творчество А.С.Пушкина». Анализ работы |
2 |
УИПЗЗ |
Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев. |
Карточки Иллюстрации |
|||
13 |
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. |
1 |
УИПЗЗ |
Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством |
Презентация |
|||
14 |
Анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…» |
1 |
УИПЗЗ |
Знать стих-ия по теме, приемы изображения жизни и смерти в лирике поэта. |
||||
15 |
Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова |
1 |
УИПЗЗ |
Знать романтическое и реалистическое в произведении писателя. |
||||
16 |
Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. |
1 |
УИПЗЗ |
Знать философские мотивы лирики произведения по теме, соотношение темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова и А.С.Пушкина. |
||||
17 |
Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова |
1 |
УОСЗ |
Уметь производить идейный, тематический анализ, выявлять нравственно-философские проблемы |
||||
18 |
Образ демона в творчестве М.Ю.Лермонтова. |
1 |
УИПЗЗ |
Знать демонические мотивы в лирике поэта. Уметь производить идейный, тематический анализ |
||||
19 |
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Повторение изученного. |
1 |
УИПЗЗ |
Знать элементы анализа лирического стихотворения. Уметь анализировать лирическое стихотворение |
||||
20 |
Сочинение по теме: «М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». |
1 |
УПОКЗ |
Уметь анализировать прозаическое произведение, входящее в цикл. |
Карточки |
|||
21 |
Слово о Н.В.Гоголе (повторение ранее изученного). |
1 |
УПОКЗ |
Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством |
||||
22 |
Р.Р Н.В.Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга. |
1 |
УИПЗЗ |
Знать текст произведения. Уметь анализировать прозаическое произведение на основе художественного концепта и проблематики. |
||||
23 |
Н.В.Гоголь «Портрет». Тема творчества в повести. |
1 |
УОСЗ |
Знать жанр поэмы, композицию, значение образа автора, проблематику произведения. Уметь делать обобщение по теме.образ автора |
Презентация |
|||
24 |
Н.В.Гоголь «Мертвые души» (повторение ранее изученного) |
1 |
УОСЗ |
Знать жанр поэмы, композицию, значение образа автора, проблематику произведения. Уметь делать обобщение по теме.образ автора |
Карточки |
|||
25-26 |
РР Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя. Анализ сочинения. |
2 |
УИПЗЗ |
Знать авторские приемы изображения помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» Уметь изложить художественный текст с сохранением его особенностей, объяснить использованные во фрагменте приемы писателя в создании образа |
Карточки |
|||
Обзор русской литературы второй половины XIX века/71/ |
||||||||
27 |
Очерк жизни и творчества И.А.Гончарова. |
1 |
УИПЗЗ |
Знать: сюжет и композицию пьесы |
|
|||
28 |
Обломов — «коренной народный наш тип». |
1 |
УИПЗЗ |
Знать: оценка Москвы главными персонажами комедии |
Карточки |
|||
29 |
«Обломов» как роман о любви |
1 |
УИПЗЗ |
Знать: роль личности автора |
Карточки |
|||
30 |
РР «Что такое обломовщина?» Подготовка к сочинению. |
1 |
УИПЗЗ |
Знать: черты классицизма и реализма в комедии |
||||
31 |
Слово об А.Н.Островском. Личность и судьба драматурга |
1 |
УОСЗ |
Знать: особенности оценки пьесы И.А.Гончаровым и А.С.Пушкиным |
||||
32 |
История создания А.Н.Островского «Гроза» |
1 |
УПОКЗ |
Уметь:писать по плану текс |
||||
33 |
Мы идем по городу Калинову |
1 |
УИПЗЗ |
Знать: основные этапы и мотивы творчества поэта основные факты жизни и творчества поэта. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. |
Презентация |
|||
34 |
Протест Катерины против «темного царства». Споры критиков вокруг драмы «Гроза». |
1 |
УИПЗЗ |
Знать:смыслообразу-ющие изобразитель но-выразительные средства |
Карточки |
|||
35 |
РР Сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза» |
1 |
УИПЗЗ |
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. |
Карточки |
|||
36 |
И.С.Тургенев. Личность писателя. «Записки охотника» |
1 |
УОСЗ |
Уметь свободно работать с худ. текстом, дополнительной литературой. |
||||
37 |
История создания романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева. |
1 |
УИПЗЗ |
Знать: сюжет, систему образов, романтические принципы изображения |
||||
38 |
Базаров — герой своего времени |
1 |
УИПЗЗ |
Знать: отличительные черты главного героя |
Карточки |
|||
39 |
«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети» |
1 |
УИПЗЗ |
Знать: патриархальное дворянство, лирическое отступлении, конфликт |
Карточки |
|||
40 |
Любовь в романе «Отцы и дети» |
1 |
УИПЗЗ |
Знать: характеристики женских образов |
Карточки |
|||
41 |
Анализ эпизода «Смерть Базарова» |
1 |
УОСЗ |
Знать: содержание романа, его оценку критиками (Белинский, Писарев) |
Папки по развитию речи |
|||
42 |
Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети» |
1 |
УИПЗЗ |
Знать: сюжет романа |
Презентация |
|||
43-44 |
Конфликт двух поколений. |
2 |
УИПЗЗ |
Знать: новые принципы, используемые автором, в изображении окружающей жизни |
Карточки |
|||
45 |
Сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» |
1 |
УИПЗЗ |
Знать: реализм романа; художественные особенности романа |
||||
46 |
Ф.И.Тютчев. Страницы жизни |
1 |
УИПЗЗ |
Знать: страницы биографии |
Карточки |
|||
47 |
Единство мира и философия природы в лирике поэта. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…» |
1 |
УИПЗЗ |
Знать разнообразие тематики стих-ий поэта Уметь анализировать стих-ия. Раскрывать их философский характер. |
||||
48 |
Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…» |
1 |
УИПЗЗ |
Знать разнообразие тематики стих-ий поэта, его истории любви, самовыражения в поэзии. |
Папки по развитию речи |
|
||
49 |
Любовная лирика Ф.И.Тютчева «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас, и все былое…»), |
1 |
УИПЗЗ |
Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, факты биографии поэта. Уметь анализировать лирические стих-ия |
Презентация |
|||
50-51 |
Страницы жизни А.А.Фета. «Еще майская ночь», «Это утро, радость эта…», «Еще весны душистой нега…», |
2 |
УИПЗЗ |
Знать содержание и понимать стихотворения поэтов. Уметь делать сопоставительный анализ стих-ий поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета с учетом их поэтического стиля. |
||||
52-53 |
Стихи о любви А.А.Фета. («Шепот, робкое дыханье…», «сияла ночь…», «Певице»). |
2 |
УИПЗЗ |
Знать стих-ия о любви и понимать их. Уметь анализировать стих-я о любви |
||||
54 |
РР Сопоставительный анализ стихов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. |
1 |
УИПЗЗ |
Знать содержание и понимать стихотворения поэтов. Уметь делать сопоставительный анализ стих-ий поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета |
Карточки |
|||
55 |
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. (С обобщением ранее изученного) |
1 |
УОСЗ |
Знать биографию Н.А.Некрасова, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта. |
||||
56 |
Судьба народа в лирике. »Еду ли ночью по улице темной…» |
1 |
УОСЗ |
Уметь строить сообщение о поэте, анализировать стих-ия поэта. . |
Карточки Презентация |
|||
57 |
Героическое в поэзии Н. А. Некрасова. («Рыцарь на час», «Умру я скоро, жалкое наследство…» |
1 |
УИПЗЗ |
Знать суждения поэта о поэтическом труде в стих-ях. Уметь анализировать стих-ия. |
Презентация |
|||
58 |
Н. А. Некрасов о поэтическом труде («Элегия», «Вчерашний день…» |
1 |
УЗНЗВУ |
Знать историю создания поэмы, ее содержание и композицию Уметь определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней. |
Презентация |
|||
59 |
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания |
1 |
УИПЗЗ |
Знать многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». |
||||
60 |
Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка» |
1 |
УИПЗЗ |
Уметь характеризовать героев |
||||
61 |
Многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» |
1 |
УИПЗЗ |
Знать содержание поэмы. Уметь характеризовать образы обиженных людей и народных заступников в поэме. |
||||
62 |
Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы |
1 |
УОСЗ |
Знать фольклорную народную основу языка поэмы. Уметь анализировать текст с точки зрения языковых особенностей. |
Карточки |
|||
63 |
РР Сочинение на тему: «Особенности языка поэмы» |
1 |
УИПЗЗ |
Знать фольклорную народную основу языка поэмы. Уметь анализировать текст с точки зрения языковых особенностей. |
Презентация |
|||
64 |
Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина |
1 |
УИПЗЗ |
Знать факты биографии писателя, особенности жанра, проблематику и поэтику сказок. Уметь анализировать сказки, выявляя проблематику. |
||||
65 |
Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». |
1 |
УОСЗ |
Иметь представление о замысле, истории создания, жанре, композиции романа. |
||||
66 |
Образы градоначальников |
1 |
УОСЗ |
Уметь характеризовать образы градоначальников |
Карточки |
|||
67 |
Жизнь и судьба Л.Н.Толстого. Этапы творческого пути |
1 |
УИПЗЗ |
Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий. |
Карточки |
|||
68 |
Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого |
1 |
УИПЗЗ |
Знать историю создания романа-эпопеи, смысл названия, жанровое своеобразие. Уметь определять систему нравственных ценностей романа |
Карточки |
|||
69 |
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра |
1 |
УИПЗЗ |
Знать внутренний монолог как приём психологической характеристики героя . |
Карточки |
|||
70 |
Духовные искания героев романа «Война и мир» |
1 |
УОСЗ |
Знать содержание текста, особенности изображения женских образов в романе, их внутреннего мира. Уметь характеризовать женские образы, путь нравственных исканий Наташи Ростовой. |
||||
71 |
Женские образы в романе «Война и мир» |
1 |
УОСЗ |
Знать содержание текста, особенности изображения женских образов в романе, их внутреннего мира. Уметь характеризовать женские образы, путь нравственных исканий Наташи Ростовой. |
Презентация |
|||
72 |
Семья Ростовых и семья Болконских |
1 |
УОСЗ |
Знать о «мысли семейной в романе». Уметь через анализ эпизодов сравнивать семьи Ростовых и Болконских, видеть, отношение родителей к воспитанию детей, нравственные ценности. |
Карточки |
|||
73 |
Тема народа в романе «Война и мир» |
1 |
УОСЗ |
Уметь видеть в ходе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война». |
Карточки |
|||
74 |
Кутузов и Наполеон |
1 |
УИПЗЗ |
Знать антитезу как центральный композиционный приём. Уметь делать сопоставительную характеристику героев, определять роль личности в истории. |
Карточки |
|||
75-76 |
Р.Р Анализ эпизода из романа «Война и мир». |
2 |
УИПЗЗ |
Знать понятие художественная деталь, приемы сжатия художественного текста. Уметь сохранить художественные особенности в сжатом тексте, объяснить роль художественной детали |
||||
77 |
Истинное и ложное в романе «Война и мир» |
1 |
УИПЗЗ |
Знать проблемы истинного и ложного героизма в романе. Уметь во время анализа романа сравнивать жизнь и поступки героев. |
Карточки |
|||
78 |
Смысл и назначение эпилога в романе «Война и мир». |
1 |
УИПЗЗ |
Знать текст «Эпилога» Уметь анализировать текст«Эпилога» как гуманистический пафос произведения. |
Карточки |
|
||
79-80 |
Р.Р Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир». Анализ сочинений. |
2 |
РР |
Уметь полно раскрывать, правильно оформлять речь, анализировать эпизод, определять его роль в романе |
||||
81 |
Слово о Ф.М.Достоевском. Жизнь и судьба писателя |
1 |
УИПЗЗ |
Знать основные этапы жизни и творчества писателя Уметь выступать с сообщениями о писателе. , строить развернутые рассуждения. |
||||
82 |
Петербург Ф.М.Достоевского |
1 |
УИПЗЗ |
Знать особенности изображения Петербурга в романе, о приеме контраста. Уметь характеризовать Петербург на основе комментария текста, строить развернутые рассуждения. |
Карточки |
|||
83 |
История создания романа «Преступление и наказание». |
1 |
УИПЗЗ |
Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию романа. Уметь видеть в тексте художественные приемы создания образов. |
||||
84 |
Теория Раскольникова и истоки его бунта |
1 |
УИПЗЗ |
Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию |
Карточки |
|||
85 |
«Двойники» Раскольникова |
1 |
УИПЗЗ |
Уметь сопоставлять «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова |
||||
86 |
Значение образа Сони Мармеладовой в романе |
1 |
УИПЗЗ |
Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию Уметь выявлять место Раскольникова в системе образов романа, определять в романе и в жизни Раскольникова место Сони Мармеладовой как ангела-хранителя. |
Презентация |
|||
87 |
Эпилог романа |
1 |
УИПЗЗ |
Уметь выявлять в процессе анализа полифонизм, психологизм повествования, роль детали, символику имен, цифр, цвета, снов, евангельских мотивов. |
||||
88-89 |
РР Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Анализ сочинений. |
2 |
Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, цитировать текст романа |
|||||
90 |
Художественный мир Н.С.Лескова. |
1 |
УОСЗ |
Знать факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни. Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения художественного своеобразия. |
Карточки Презентация |
|||
91 |
Повесть «Очарованный странник» и ее герой. |
1 |
УОСЗ |
Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать рассказы художественного своеобразия |
||||
92 |
Личность и судьба А.П.Чехова.Основные черты чеховского творчества. |
1 |
УОСЗ |
Знать жизненный и творческий путь А.П.Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества |
||||
93 |
Проблематика и поэтика рассказов Чехова 80- 90-х годов «Человек в футляре», |
1 |
УОСЗ |
Знать текст рассказа. |
||||
94 |
Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч» |
1 |
УИПЗЗ |
Знать особенности драматургии Чехова. Уметь определять жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей. |
||||
95 |
Особенности драматургии А.П.Чехова «Вишневый сад» |
1 |
УИПЗЗ |
Знать своеобразие чеховского стиля в драматургии |
Презентация |
|||
96 |
Сад как символ в комедии «Вишневый сад» |
1 |
УИПЗЗ |
Знать тексты произведений писателей, основные теоретико-литературные понятия,. |
Презентация |
|||
97 |
РР Сочинение по творчеству А.П.Чехова. |
1 |
УИПЗЗ |
Знать факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни. |
||||
Зарубежная литература./11/ |
||||||||
98 |
Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. |
1 |
УИПЗЗ |
Знать факты биографии писателя, специфику художественной образности |
Презентация |
|||
99 |
Изображение жизни народа в сборнике «Осетинская лира». |
1 |
УИПЗЗ |
Уметь анализировать стих. с точки зрения проблематики и художественного своеобразия. |
||||
100 |
Г.Ибсен Жизнь и творчество «Кукольный дом», |
1 |
УИПЗЗ |
Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения художественного своеобразия |
||||
101 |
А.Рембо Жизнь и творчество «Пьяный корабль» |
1 |
УИПЗЗ |
Знать факты биографии писателя, специфику художественной образности |
||||
102 |
Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века |
1 |
УИПЗЗ |
Викторина. |
Презентация |
|||
103-108 |
Резервный урок |
6 |
УОСЗ |
В планировании используются следующие типы уроков и их сокращения
-урок изучения и первичного закрепления знаний - УИПЗЗ
-урок закрепления новых знаний и выработки умений - УЗНЗВУ
-урок обобщения и систематизации знаний - УОСЗ
-урок проверки, оценки и контроля знаний - УПОКЗ
-комбинированный урок – КУ
-урок развития речи – РР
7.Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСТа
Программа, кем рекомендована и когда |
Кол-во часов в неделю, общее количество часов |
Базовый учебник |
Методическое обеспечение |
Дидактическое обеспечение |
Программа для общеобразовательных школ. Литература. 10-11классы. Рекомендовано Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (2010г). |
3 часа в неделю, всего 108часов |
Литература: Учеб. для 10кл. общеобразоват. учреждений / Коровина В.Я., В.П.Журавлев, Збарский И.С., Коровин В.И.. учебник в 2-х частяхМ.:Просвещение,2013г. . |
1)И.В. Золоторева. «Поурочные разработки по лит.-ре 10кл.» М.: «Вако», 2004г. ПАСПОРТ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА №38 Раздел: Методические пособия. |
1) Тронкина «Дидактические материалы»-Волгоград «Учитель» 2012г. 2)Карточки по темам курса 3)CD/художеств. произведения/ 4)Презентации по творчеству писателей и поэтов курса. ПАСПОРТ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА №38 Разделы: Дидактический материал; Схемы; Карточки; |
Основные Интернет-ресурсы
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.1september.ru –издательство «Первое сентября»
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей