Литература
Рабочая программа, 11 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе 11 класс,
с календарно-тематическим планированием по УМК под ред. В.П.Журавлева. Учебник по литературе 11 класс
для общеобразовательных учреждений в 2-х ч. М., Просвещение, 2013.
Пояснительная записка к рабочей программе
Статус документа Предлагаемая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) образования (2004 г.) и «Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)», а также Программой по литературе для 10-11 классов для общеобразовательных учреждений базового и профильного уровней (авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, Ю.В.Лебедев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина) по учебнику Литература 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под ред.В.П.Журавлева/. В 2-х частях. М., Просвещение, 2009. Структура документа Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования. В 11 классе выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю). Учитывая рекомендации, изложенные в письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта среднего образования, в рабочей программе выделены часы на развитие речи и внеклассное чтение. Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник, хрестоматию, обеспечивающие процесс обучения. |
Особенности организации учебного процесса Содержание программы носит практико - и личностно ориентированный подход. При проведении уроков используются различные формы организации учебного процесса: лекции, беседы, семинары, практикумы, работа в парах и группах, деловые игры. Описываются методические особенности тем. Итоговый контроль проводится в форме зачетов, контрольных сочинений, изложений, комплексного анализа текстов, тестирования. Цели изучения литературы в 11 классе:
|
Задачи курса
Литература стоит в основании нравственного воспитания личности, испытывающей массу негативных воздействий различного характера, является советчиком подростку, способствует, помогает обрести ориентиры в жизненном лабиринте своевременных насущных проблем. Однако она не решит комплекса личностных проблем без аналитического слова учителя, без его знаний и жизненного опыта, без мудрой поддержки ученика, основанной на прямых и косвенных советах писателя.
Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Образование на уроках литературы идет рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.
Литературное образование в старших классах дает возможность диалога с большими мастерами слова, предусмотревшими большую часть затруднений, встающих перед нашими современниками. Литература XX века несет в себе комплекс нравственных установок и ценностей, которые должны стать мерилом истинного развития человека. В этой связи одним из основных используемых при изучении литературы подходов является аксиологический (ценностный подход), реализующий воспитательный, нравственно ориентированный потенциал произведений.
Другой особенностью литературы является взаимозависимость и взаимообусловленность текстов разных эпох и периодов, что также должно найти отражение в уроке. Выявление интертекстуальных связей не только дает возможность глубокого проникновения в проблему, волновавшую разных писателей, но и определить их эстетические предпочтения, а значит, сформировать разностороннего читателя.
Программа ориентирует учителя на комплексное изучение произведений, реализующее интегрированный подход в преподавании предмета. Предлагается при этом учитывать интересы старшеклассников, выбирать те параллели, которые являются жизненно важными для этого возраста. В то же время интегрирование не должно затемнять смысл произведения, не может смещать акценты при анализе текста.
Перечисленные подходы становятся в современном литературном образовании приоритетными, т.к. ориентированы на воспитание нравственно и эстетически развивающуюся личность.
Главнейшая цель школы — подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.
Структура курса
Структура курса старших классов отличается от структуры всех предшествующих классов. Эта структура дает возможность освоить историю литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса.
В 11 классе представлена русская литература XX века. Это яркие страницы модернизма, расцвета социалистического реализма, развитие просоветской литературной критики.
Монографическое изучение великих классиков XX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, обращение к пересказам и исполнению фрагментов произведений, выразительному чтению и др.
Программа последовательно обращает внимание учителя к вопросам теории литературы. Накопление теоретических сведений должно осуществляться постоянно. Важно не заучить определение, а понять, когда и зачем нужна теория, и уметь их использовать, что сделает анализ конкретного произведения более содержательным.
В 11 классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XX века в их связи с процессом историческим, о стиле писателя, литературной школе, роли и месте литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».
В центре анализа — литературный процесс в XX века. Автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.
В 11 классе это реализуется при параллельном изучении литературы, искусства и истории. Более глубокому и адекватному восприятию произведений способствует также определение мировоззренческих установок, нашедших отражение в изучаемых произведениях, и философского фундамента авторской концепции. Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы, знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть — текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним — основа литературного образования
Предпочтительными формами контроля являются творческие и контрольные работы.
Межпредметные связи
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.
Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой и изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Особенностью старшей школы является и расширение диалога русской и зарубежной литературы, и постоянное внимание к диалогу разных видов искусства: литературы, музыки, изобразительных искусств, театра, кино. Как любой вид искусства, литература входит в содружество муз, питается идеями, пользуется сюжетными алгоритмами других искусств и сама в свою очередь становится основой новых шедевров.
Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются:
- в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
ЕЖТребования к уровню подготовки
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать
уметь
|
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
|
Виды контроля: Промежуточный:
Итоговый:
|
Список рекомендуемой литературы:
|
Содержание программы 11 класс.
Введение Судьбы русской литературы на новом историческом этапе. Модернизм: путь к новой гармонии.
И.А.Бунин Жизнь и творчество писателя. Традиции русской классики в поэзии и лирической прозе Бунина. «Господин из Сан-Франциско». Тема любви («Чистый понедельник», «Легкое дыхание», «Солнечный удар», «Грамматика любви»).
А.И.Куприн Жизнь и творчество писателя. «Олеся», «Гранатовый браслет» Вн. чт «Поединок».
Литература Русского зарубежья Л.Н.Андреев, И.С.Шмелев, В.В.Набоков, Т.Аверченко, ТЭФФИ (обзор)
Судьбы и голоса русских поэтов в годы новой смуты (обзор)
Л.Н. Андреев: русский экспрессионист. «Иуда Искариот» – парадоксальность решения вечной темы.
Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века.
М.Горький. Творческий путь писателя. Ранние романтические произведения М.Горького.
Пьеса «На дне» (Ночлежка и ее обитатели). Жизненная философия Луки, суть его правды. Авторская позиция, её неоднозначность. В поисках нравственной ценности революции. Роман «Мать» (обзор). Горький в эмиграции.
А.А.Блок. Жизнь и творчество поэта. А.Блок и символизм. Лирика. Романтический мир «Стихов о Прекрасной Даме»: «Вхожу я в темные храмы….», «Я, отрок, зажигаю свечи….», «Мне страшно с тобой встречаться…», «Предчувствую тебя, Года проходят мимо…», «Незнакомка», «В ресторане». «Страшный мир» в лирике А.Блока. Чтение и осмысление стихотворений «Фабрика», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О доблестях, о подвиге, о славе…», « О, весна без конца и без краю…» и др. Россия А.Блока («На железной дороге», «Русь», «Россия»). Цикл стихов «На поле Куликовом» и др.
А.Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие. Образ Христа в поэме.
С.А.Есенин. Личность поэта. Ранняя лирика. Тема родины в лирике поэта («Там, где капустные грядки…», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Русь» и др.). Революция в судьбе С.Есенина («Русь Советская», «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни…», «О Русь, взмахни крылами…», «Разбуди меня завтра рано…», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…», «Спит ковыль. Равнина дорогая» и др.). Художественно-философские основы лирики С.Есенина.
С.Есенин о любви: «О красном вечере задумалась дорога…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Пушкину», «Гори, звезда моя, не падай…», «Синий туман. Снеговое раздолье…», «Отговорила роща золотая…»,
«В этом мире я только прохожий…», «Запели тесаные дроги…», «Песнь о собаке», «Цветы мне говорят-прощай…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Письмо матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Заметался пожар голубой…» и др.).
Поэма «Анна Снегина» (обзор)
В.В.Маяковский. Очерк жизни и творчества В.В.Маяковского. Маяковский и футуризм. Образ лирического героя в ранних произведениях поэта («Нате!», « Скрипка и немножко нервно», «Дешевая распродажа», «Послушайте!», «А вы могли бы?» и др. Идейно-художественное своеобразие поэмы В.В.Маяковского «Облако в штанах».
Поэт и революция. Образ Родины в поэзии В.В.Маяковского. Тема любви в поэзии Маяковского. Сатирические произведения Маяковского.
Литературный процесс 20-х годов (обзор).
И.Э.Бабель. Своеобразие цикла «Конармия». Тема Гражданской войны в цикле.
Е.И.Замятин. Личность и своеобразие его художественного мира. «Мы» - роман-антиутопия. Судьба человека в бесчеловечном мире.
Литературный процесс 30-х годов (обзор).
А.П.Платонов. Очерк жизни и творчества. Вн. чт. Своеобразие рассказа «Сокровенный человек».
Идейно-художественное своеобразие повести А.П.Платонова «Котлован».
М.А.Булгаков. Жизнь и творчество писателя. История создания, жанровое и композиционное своеобразие романа «Мастер и Маргарита». Образ Дома и его роль в образной системе произведения. Драматические переплетения человеческих судеб в романе. Судьба творческой личности в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Тема любви в романе. Мастер и Маргарита. Сатирические страницы в романе. Библейские мотивы и образы в романе.
М.И.Цветаева. Жизнь и творчество поэта, яркая индивидуальность поэтического мира Цветаевой. Бесприютность поэта в мире, тоска по надежному пристанищу, душевному теплу, родной земле в стихотворениях разных лет. Особенности любовной лирики.
О.Э.Мандельштам. Лирика. Судьба и личность поэта. Хрупкая красота жизни в изображении О.Мандельштама. Попытка увидеть свое время сквозь призму иных эпох. Трагический опыт современного поэта.
Б.Л.Пастернак. «Давай ронять слова»: жизнь и творчество Пастернака. Лирика поэта. Вн. чт. Б.Л.Пастернак. «Доктор Живаго».
А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Художественный мир поэтессы. Тема творчества и любви. Ахматова и революция. Образ родины. «Реквием». История создания и публикация поэмы. Образ лирической героини в поэме.
М.А.Шолохов. «Тихий Дон». Жизнь и творчество писателя. Судьба романа «Тихий Дон». «Чудовищная нелепица войны» в изображении автора. Судьба Григория Мелихова как путь поиска правды жизни. Роль любовной коллизии, женские образы в романе.
А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Исповедальный характер. Поэма «По праву памяти».
Лагерная тема в прозе 50-60-х годов 20 века
В.Т.Шаламов. Биография писателя. История создания книги «Колымские рассказы». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в «Колымских рассказах» («Последний замер», «Шоковая терапия»).
Жизнь и творчество А.И.Солженицына. «Один день Ивана Денисовича» (изображение русского национального характера). Судьба праведницы. А.И.Солженицын «Матренин двор». «Архипелаг ГУЛАГ» - летопись страданий.
Обзор. Тема Великой Отечественной войны в прозе 20 века.
Эволюция темы от созданных в годы войны произведений к «лейтенантской прозе» 60-70-х годов. Анализ произведений «лейтенантской прозы» (В.Кондратьев «Сашка», В.П.Некрасов « В окопах Сталинграда», К.Воробьев «Убиты под Москвой»). Повести В.Быкова и Б.Л.Васильева о Великой Отечественной войне. Отражение времени в повести Б.Васильева «А завтра была война». Тема чести и бесчестия в повести В.Быкова «Сотников».
Русская проза в 50-90-е годы.
Жизнь и творчество Василия Шукшина. Герои рассказов Шукшина («Как помирал старик», «Чудик», «Микроскоп»). Художественное своеобразие прозы Шукшина.
В.Г.Распутин. «Прощание с Матерой». Матера как символический образ России. Судьбы материнских старух и их детей-коллективный образ трех поколений русских людей. Смысл финала повести и её названия.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п |
Тема урока (этапы проектной или исследовательской деятельности) |
Кол-во часов |
Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий) |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Дата |
1 |
Русская литература ХХ в.
|
1 |
Лекция. Беседа. |
Знать основные темы и проблемы русской литературы ХХ в. Уметь соотносить процесс развития русской литературы с литературой других стран, с мировой культурой Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа |
|
2 |
Русская литература ХХ в. |
1 |
Лекция. Беседа. |
Знать основные закономерности развития литературного процесса рубежа веков Уметь соотносить процесс развития литературы с общественной жизнью и культурой Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа |
|
3 |
И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика Бунина. |
1 |
Беседа. работа с текстом. Выразительное чтение стихотворений. |
Знать биографию писателя, основные мотивы лирики. Уметь выступать с устным сообщением Уметь выделять изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественном тексте Уметь применять для решения учебных задач ин-формационные и телекоммуникационные технологии |
|
4 |
И. А. Бунин. «Господин |
1 |
Осмысление сюжета произведения, выборочный пересказ, анализ текста |
Уметь составлять развернутую характеристику героя; определять роль художественной детали Уметь выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры |
|
5 |
И. А. Бунин. Чистый понедельник. |
1 |
Осмысление сюжета произведения, выборочный пересказ, анализ текста |
Уметь определять стилистическую окрашенность повествования Уметь анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения Уметь передавать ин-формацию адекватно по-ставленной цели (сжато, полно, выборочно) |
|
6 |
Р./р. Сочинение по творчеству И. А. Бунина. |
1 |
Создание художественной версии сочинения на заданную тему. |
Уметь составлять план в соответствии с выбранной темой; писать сочинение, опираясь на составленный план, полно раскрыть выбранную тему и грамотно изложить материал Уметь самостоятельно редактировать текст Уметь создавать письменные тексты на заданную тему |
|
7 |
А. И. Куприн. Жизнь и творчество. |
1 |
Чтение и восприятие текста. Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. |
Знать биографию писателя; нравственно-философскую проблематику его произведений Уметь обосновать в устной и письменной форме свое отношение к произведению Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); уметь использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации |
|
8 |
А. И. Куприн. «Гранатовый браслет»: смысл споров |
1 |
Чтение и восприятие текста. Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. |
Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику Уметь сопоставлять эпизод эпического произведения с экранизацией или иллюстрацией к нему |
|
9 |
М. Горький. Личность. Творчество. Судьба. Рассказ «Старуха Изергиль». |
1 |
Чтение и восприятие текста. Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. |
Знать биографию писателя. Уметь видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет героя Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте Уметь находить информацию по заданной теме в различных источниках |
|
10 |
Пьеса «На дне». |
1 |
Чтение и восприятие текста. Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. |
Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику Уметь оценивать игру актера в отдельной сцене Уметь использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации |
|
11 |
Философский спор о правде и человеке. |
1 |
Чтение и восприятие текста. Осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий и характеров путем пересказа; анализ текста. |
Уметь проследить развитие конфликта в драме Уметь анализировать место и роль отдельного эпизода в архитектонике произведения Владеть навыками работы с различными источниками информации |
|
12 |
Система образов в пьесе «На дне». |
1 |
Чтение и восприятие текста. Осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий и характеров путем пересказа; анализ языка произведения. |
Уметь анализировать систему образов произведения; вести диалог Уметь написать отзыв о театральном спектакле, инсценировке, экранизации изученного произведения Самостоятельно отбирать необходимую для решения учебных задач информацию |
|
13 |
Р./р. Сочинение по творчеству М. Горького. |
1 |
Создание художественной версии сочинения на заданную тему. |
Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно рас-крыть ее и грамотно изложить материал Уметь самостоятельно редактировать текст Уметь создавать письменные тексты на заданную тему |
|
14 |
Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы ХХ в. |
1 |
Лекция, беседа. |
Знать основные темы и проблемы зарубежной литературы первой половины ХХ в. Уметь соотносить творчество зарубежных писателей начала ХХ в. с твор-чеством российских Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и передачи информации |
|
15 |
Б. Шоу. Жизнь и творчество. |
1 |
Беседа. |
Знать биографию писателя, историю создания произведения, его проблематику. Уметь выступать с устным сообщением Уметь анализировать драматическое произведение, выделяя его художественные особенности |
|
16 |
Г. Аполлинер. Жизнь и творчество поэта. Стихотворение «Мост Мирабо». |
1 |
Беседа, анализ стихотворений. |
Знать биографию поэта. Уметь определять смену чувств лирического героя в стихотворениях Уметь определять художественные особенности лирического произведения |
|
17 |
Серебряный век русской поэзии. |
1 |
Лекция, беседа. Анализ стихотворений. |
Знать литературные течения русской поэзии конца XIX–начала ХХ вв. Уметь соотносить процесс развития литературы с общественной жизнью и развитием культуры в целом Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа |
|
18 |
Символизм. «Старшие символисты». |
1 |
Проблемные задания, лекция. |
Уметь постигать содержание литературного произведения на аналитическом уровне. Знать основные положения символизма как литературного направления. Уметь выступать с устным сообщением. Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа |
|
19 |
В.Брюсов. Жизнь и творчество поэта. |
1 |
Лекция, проблемные задания. Чтение и полноценное восприятие стихотворений. |
Знать тематику лирики раннего творчества поэта. Уметь выступать с устным сообщением. |
|
20 |
творчество К. Д. Бальмонта |
1 |
Лекция, проблемные задания. Чтение и полноценное восприятие стихотворений. |
Знать основные темы творчества поэта. Уметь выступать с устным сообщением. |
|
21 |
«младосимволисты» (творчество А. Белого). |
1 |
Лекция, проблемные задания. Чтение и полноценное восприятие стихотворений. |
Знать основные темы творчества поэта. Уметь выступать с устным сообщением. Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа |
|
22 |
Акмеизм. |
1 |
Лекция. Беседа. |
Знать основные положения акмеизма как литературного направления. Уметь выступать с устным сообщением |
|
23 |
Жизненный |
1 |
Проблемные задания. Чтение и полноценное восприятие стихотворений. |
Знать основные темы творчества поэта. Уметь выступать с устным сообщением. Уметь постигать содержание литературного произведения на аналитическом уровне. Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа |
|
24 |
Футуризм. |
1 |
Лекция. |
Знать основные положения футуризма как литературного направления. Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа |
|
25 |
Жизнь и творчество В. Хлебникова. |
1 |
Проблемные задания. Чтение и полноценное восприятие стихотворений. |
Знать основные темы творчества поэта. Уметь выступать с устным сообщением. Уметь постигать содержание литературного произведения на аналитическом уровне. Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа |
|
26 |
«Эгофутуризм «. И. Северянин. |
1 |
Проблемные задания. Чтение и полноценное восприятие стихотворений. |
Знать основные темы творчества поэта. Уметь выступать с устным сообщением. Уметь постигать содержание литературного произведения на аналитическом уровне. Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа |
|
27 |
Крестьянская поэзия. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX вв. творчестве поэтов начала ХХ в. Жизнь и творчество Н. А. Клюева. |
1 |
Лекция, проблемные задания. Чтение и полноценное восприятие стихотворений. |
Знать особенности развития крестьянской поэзии в начале ХХ в. Уметь выступать с устным сообщением, Уметь выделять изобразительные средства и определять их роль в художественном тексте |
|
28 |
Р./р. Сочинение по творчеству поэтов конца XIX–начала ХХ вв. |
1 |
Создание развернутого плана к сочинению. |
Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой Уметь писать и грамотно оформлять сочинения различных жанров Уметь создавать письменный текст на заданную тему; самостоятельно отбирать необходимую информацию в источниках различного типа |
|
29 |
А. А. Блок. Личность и судьба поэта. Романтический мир раннего Блока. |
1 |
Лекция, проблемные задания. Чтение и полноценное восприятие стихотворений. |
Знать характеристику центральных циклов и программных стихотворений Уметь передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении |
|
30 |
Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» |
1 |
Проблемные задания. Чтение и полноценное восприятие стихотворений. |
Уметь выделять изобразительные средства и определять их роль в художественном тексте Уметь передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении |
|
31 |
Тема Родины в творчестве А.Блока |
1 |
Проблемные задания. Чтение и полноценное восприятие стихотворений. |
Уметь выделять изобразительные средства и определять их роль в художественном тексте Уметь передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении |
|
32-34 |
Поэма «Двенадцать». История создания. |
3 |
Самостоятельный письменный анализ поэмы; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. |
Знать сюжет поэмы и ее героев; понимать неоднозначность трактовки финала; символику поэмы Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте Владеть навыками работы с различными источниками информации |
|
35 |
Р./р. Сочинение по творчеству А. А. Блока. |
1 |
Написание развернутого плана. |
Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой Уметь писать сочинения различных жанров; грамотно излагать и оформлять их Уметь создавать письменный текст на заданную тему |
|
36-37 |
В. В. Маяковский. Моя революция. Дух бунтарства |
2 |
Лекция, проблемные задания. Чтение и полноценное восприятие стихотворений. |
Знать тематику лирики раннего творчества поэта, особенности строфики и графики; понимать, в чем состоит новаторский характер поэзии Маяковского Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль Уметь ориентироваться в информационных потоках, Уметь выделять в них главное |
|
38 |
Сатирические мотивы лирики В. В. Маяковского. |
1 |
Лекция, проблемные задания. Чтение и полноценное восприятие стихотворений. |
Знать сатиристические произведения в творчестве Маяковского. Уметь находить объекты сатиры и художественные средства, благодаря которым поэт создает сатирический эффект Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль Владеть навыками работы с различными источниками информации: учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет |
|
39-40 |
Стихи В. В. Маяковского |
2 |
Лекция, проблемные задания. Чтение и полноценное восприятие стихотворений. |
Знать особенности любовной лирики поэта. Уметь определять смену чувств лирического героя в стихотворениях Маяковского о любви, Уметь передавать информацию адекватно постав- ленной цели (сжато, полно, выборочно) |
|
41-42 |
Лики Родины в поэзии |
2 |
Лекция, проблемные задания. Чтение и полноценное восприятие стихотворений. |
Знать эволюцию темы Родины в лирике Есенина, Уметь находить необходимую информацию в различных источниках |
|
43-44 |
Любовная лирика С. А. Есенина. |
2 |
Лекция, проблемные задания. Чтение и полноценное восприятие стихотворений. |
Уметь определять смену чувств в стихотворениях Есенина о любви на основе личностного восприятия Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) |
|
45 |
Р./р. Сочинение по творчеству С. А. Есенина и В. В. Ма- яковского. |
1 |
Написание развернутого плана; самостоятельный письменный анализ лирических стихотворений. |
Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его Уметь писать сочинения различных жанров Уметь составлять письменный текст на заданную тему |
|
46-48 |
М. И. Цветаева. Основные темы творчества. |
3 |
Лекция, проблемные задания. Чтение и полноценное восприятие стихотворений. |
Знать основные мотивы лирики Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) |
|
49-51 |
О. Э. Мандельштам. Особенность манеры поэтического письма. |
3 |
Лекция, проблемные задания. Чтение и полноценное восприятие стихотворений. |
Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта; особенности стиля Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль Владеть навыками работы с различными источниками информации |
|
52-54 |
А. А. Ахматова. Жизнь |
3 |
Лекция, проблемные задания. Чтение и полноценное восприятие стихотворений. Выразительное чтение стихотворений; мелодекламация. |
Знать основные вехи жизненного Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль Уметь находить необходимую информацию в источниках различного типа и систематизировать ее |
|
55-56 |
А. А. Ахматова. Поэма «Реквием». |
2 |
Чтение и полноценное восприятие поэмы, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. |
Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику Знать художественные особенности поэмы Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) |
|
57 |
Р./р. Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой. |
1 |
Написание развернутого плана. |
Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его Уметь писать сочинения различных жанров Уметь составлять письменный текст на заданную тему |
|
58-59 |
Б. Л. Пастернак. Жизнь |
2 |
Лекция, беседа; комментированное чтение стихотворений. |
Знать основные этапы жизни и твор-чества Б. Л. Пастернака; тематику и особенности его лирики Знать основные мотивы лирики Уметь анализировать лирическое про-изведение |
|
60-62 |
Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». |
3 |
Чтение и полноценное восприятие произведения; осмысление сюжета, изображенных в нем событий и характеров. |
Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие Уметь анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения Уметь передавать ин-формацию адекватно по-ставленной цели (сжато, полно, выборочно) |
|
63 |
Жизнь, творчество, личность М. А. Булгакова.. |
1 |
Лекция, проблемные задания. Чтение и полноценное восприятие произведения. |
Знать биографию писателя, историю создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Уметь выступать Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа |
|
64 |
Михаил Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». |
1 |
.Чтение и полноценное восприятие произведения, осмысление сюжета, изображенных в нем событий и характеров. |
Знать особенности композиции и проблематики романа Знать жанровое своеобразие романа Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) |
|
65-66 |
Поиск истины и проблема нравственного выбора. |
2 |
Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. |
Уметь делать обобщение на основе сравнительной Уметь сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и отличия авторской позиции Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели |
|
67 |
Судьба художника в романе «Мастер и Маргарита». |
1 |
Чтение и полноценное восприятие произведения, осмысление сюжета, изображенных в нем событий и характеров. Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. |
Уметь составлять развернутую характеристику героя; определять роль художественной детали Уметь определять особенности средств создания образов-персонажей Уметь находить необходимую информацию в источниках различного типа |
|
68 |
«Нечистая сила» в романе «Мастер и Маргарита». |
1 |
Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. |
Уметь составлять характеристику группы персонажей Знать роль фантастики в романе Уметь находить8информацию по заданной теме, систематизировать и обобщать ее |
|
69 |
Р./р. Сочинение по творчеству М. А. Булгакова. |
1 |
Написание развернутого плана. |
Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его Уметь писать сочинения различных жанров Уметь составлять письменный текст на заданную тему |
|
70-71 |
А. П. Платонов. «Усомнившийся Макар». |
2 |
Лекция, беседа. |
Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику. Уметь вести диалог Уметь постигать содержание произведения на аналитическом уровне (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев) Уметь передавать содер-жание инфор-мации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) |
|
72 |
М. А. Шолохов. Жизнь |
1 |
Лекция, беседа. |
Знать биографию писателя. Уметь выступать Уметь обосновать свое отношение к писателю и его произведениям Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа |
|
73 |
Замысел и история создания романа «Тихий Дон». |
1 |
Лекция, беседа |
Знать историю создания, смысл названия романа, жанровые и композиционные особенности Уметь постигать содержание произведения на синтезирующем уровне (концепция произведения в целом) Уметь находить информацию по заданной теме, систематизировать и обобщать ее |
|
74-75 |
Картины жизни донских казаков на страницах романа «Тихий Дон». |
2 |
Чтение и полноценное восприятие произведения, осмысление сюжета, изображенных в нем событий и характеров. Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. |
Знать главных героев, основные сюжетные линии Уметь составлять характеристику группы персонажей Уметь ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное |
|
76 |
«Чудовищная нелепица войны» в изображении |
1 |
Чтение и полноценное восприятие произведения, осмысление сюжета, изображенных в нем событий и характеров. Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. |
Уметь анализировать место и роль отдельного эпизода в архитектонике произведения Знать особенности языка, стиля писателя Уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам |
|
77 |
«В мире, расколотом надвое». Гражданская война на Дону. Трагедия Григория Мелехова. |
1 |
Чтение и полноценное восприятие произведения, осмысление сюжета, изображенных в нем событий и характеров. Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. |
Уметь выступать с устным сообщением, формулировать собственные ценностные ориентиры по проблеме Знать особенности языка, стиля писателя Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) |
|
78 |
Р./р. Сочинение по творчеству М. А. Шолохова. |
1 |
Написание развернутого плана. |
Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его Уметь писать сочинения различных жанров Уметь составлять |
|
79-80 |
Э. Хемингуэй. Жизнь |
2 |
Лекция, беседа; комментированное чтение отдельных фрагментов повести. |
Знать основные вехи жизни и творчества писателя Знать особенности языка, стиля писателя Уметь находить и систематизировать информацию в различных источниках |
|
81-82 |
Обзор русской литературы второй половины ХХ в. |
2 |
Лекция, беседа |
Знать основные сюжетные линии, главных героев, смысл названия. Уметь выступать с устным сообщением Уметь сопоставлять трактовку темы разными авторами, вести диалог |
|
83-84 |
А. Т. Твардовский. Философская лирика. |
2 |
Лекция, беседа. Чтение и осмысление лирических стихотворений; анализ образов. |
Знать основные мотивы лирики Уметь выступать с устным сообщением Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (полно, сжато, выборочно) |
|
85-86 |
В. Т. Шаламов. Жизнь |
2 |
Осмысление характеров, изображенных В. Шаламовым; комментированное чтение отдельных фрагментов. |
Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия Уметь выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к ним Уметь осознанно воспринимать информацию, получаемую по каналам СМИ; находить инфор- мацию по за данной теме в источниках различного типа и передавать ее со-ответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно) |
|
87-88 |
А. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». |
2 |
Осмысление характеров, изображенных писателем; комментированное чтение отдельных фрагментов. |
Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия Уметь соотносить произведение с конкретно-исторической ситуацией |
|
89 |
В. М. Шукшин. Рассказы «Верую!», «Алеша Бесконвойный». |
1 |
Комментированное чтение рассказов. |
Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия Знать особенности стиля писателя |
|
90 |
В. В. Быков. Повесть «Сотников». |
1 |
Чтение и полноценное восприятие эпизодов повети; выборочный пересказ; анализ проблем. |
Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия Уметь соотносить произведение с конкретно-исторической ситуацией, Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать ее соответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно) |
|
91-92 |
В. Г. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой». |
2 |
Чтение и полноценное восприятие эпизодов повети; выборочный пересказ; анализ проблем. |
Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия Знать особенности стиля писателя Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать ее соответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно) |
|
93 |
Н. М. Рубцов. Своеобразие художественного мира поэта. |
1 |
Чтение и полноценное восприятие стихотворений. |
Знать особенности стиля поэта Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать ее соответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно) |
|
94 |
Р. Гамзатов. Жизнь и творчество. Лирика. |
1 |
Полноценное восприятие стихотворений; анализ текста. |
Знать основные мотивы лирики поэта, Уметь выделять изобразительно-выразительные средства языка в поэтическом тексте и определять их роль, Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать ее соответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно) |
|
95 |
И. А. Бродский. Жизнь и творчество. Лирика. |
1 |
Полноценное восприятие стихотворений; анализ текста. |
Знать особенности лирики поэта, Уметь выделять изобразительно-выразительные средства языка в поэтическом тексте и определять их роль, Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать ее соответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно) |
|
96 |
Б. Ш. Окуджава. Особенности «бардовской» поэзии. |
1 |
Полноценное восприятие стихотворений; анализ текста. |
Знать основные темы лирики поэта; понятие «бардовская» лирика Уметь анализировать стилистические особенности «бардовской» лирики, Уметь самостоятельно находить, анализировать и систематизировать необходимую для решения учебных задач информацию |
|
97 |
А. В. Вампилов. Жизнь и творчество. Лирика. |
1 |
Полноценное восприятие стихотворений; анализ текста. |
Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия Уметь определять особенности создания образа в драматургическом произведении, Уметь самостоятельно находить, анализировать и систематизировать необходимую для решения учебных задач информацию |
|
98-99 |
Обзор литературы последнего десятилетия. |
1 |
Лекция, беседа. |
Знать основные направления развития современной литературы Уметь ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное |
|
100 |
Р./р. Сочинение по русской литературе второй половины ХХ в. |
1 |
Написание развернутого плана. |
||
101-102 |
Обобщающие уроки по литературе ХХ века. |
. |