муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

"Средняя общеобразовательная школа №71"

Интеллектуальные игры

Рабочие программы, 5-9 классы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 71»

СОГЛАСОВАНО : УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по ВР: Директор МБОУ СОШ № 71

___________В.А.Губанова ________________ А.А.Серафимов

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

кружок «Интеллектуальные игры»

Возраст обучающихся 13-14 лет

Руководитель: Демешина Елизавета Ивановна,

заведующая библиотекой

2016- 2017 учебный год

Пояснительная записка

Программа «Интеллектуальные игры» имеет социально-педагогическую направленность. Она руководствуется следующими принципами:

  • Познавательные задачи строятся на интегративной основе и способствуют развитию психических свойств личности.
  • Задания подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от частично-поисковых к творческим.
  • Ведется непрерывность обучения и воспитания.
  • Учитываются реальные возможности и индивидуальные особенности обучающихся, так как перегрузка снижает интерес к занятиям и эффективность обучения.

Новизна программы:

  • Новые методики преподавания:

Основная идея состоит в том, что большую часть материала дети не просто учат и запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. На занятиях по программе «Интеллектуальные игры» формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

  • Новые технологии в проведении занятий:

Современные школьники активно используют информационные технологии. Они воспитаны на элементах компьютерной культуры. Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества – это дети экранной информации, которая воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Поэтому, чтобы занятия был интересны детям, необходимо проводить их на новом современном уровне, а это значит, что необходимо сочетать традиционное обучение и новые современные информационные технологии (мультимедиа, интернет) и оборудование (ноутбук, компьютер, модем). При этом можно использовать такие формы проведения занятий, как: мультимедийная викторина, видеоопрос, видеоурок, презентации и т.д.

  • Нововведения в формах диагностики и подведения итогов:

С целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку в качестве методов диагностики учебных результатов и личностного развития используются анкетирование, диагностические беседы, метод рефлексии.

Актуальность программы

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в людях с интеллектуальными способностями. Таланты появились как бы сами собой, стихийно создавались шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным способом изменилась. Жизнь становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и сложных проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что интеллектуальные способности человека следует признать самым существенным качеством современного человека и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании.

Педагогическая целесообразность программы.

Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения в школе. Развивающее обучение – это обучение при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений в измененные условия. Занятия в объединении опираются на положения развивающего обучения.

Видами познавательной деятельности на занятиях избраны игровые модели. Программа составлена по принципу имитации разнообразных интеллектуальных игр.

Дополнительная образовательная программа кружка составлена в соответствие Законом Российской Федерации «Об образовании», типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей и направлена на развитие интеллектуальных способностей детей, привлечение их к участию в школьных и муниципальных турах интеллектуальных игр и марафонах знаний.

Цель программы: создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся посредством занятий в интеллектуальном клубе.

Задачи программы:

Обучающие:

- формировать у учащихся системы разносторонних знаний;

- обучать алгоритмам рассуждения, решения интеллектуальных задач.

Развивающие:

- развивать творческие способности;

- развивать память и внимание;

- развивать логическое мышление;

- развивать любознательность.

Воспитательные:

- воспитывать чувства уверенности в собственных силах, настойчивость;

- воспитывать толерантность, коллективизм, чувство ответственности за команду;

Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей – возраст от 3 до 8 лет. К концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Большинство существующих интеллектуально-развивающих программ направлены на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте. Данная же программа «Интеллектуальные игры» рассчитана на обучение детей среднего школьного возраста.

Способности развиваются в деятельности, и для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростков. Причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная.

Тренинги внимания, восприятия, мышления, памяти способствуют также развитию всех личностных качеств детей. Они получают навыки групповой работы, где важна способность услышать другого, понять его замысел, т.е. происходит развитие коммуникативных способностей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной прграммы.

Данная программа рассчитана на учащихся 13-14 лет. Стать членом кружка может любой ребёнок, желающий развить свои интеллектуальные способности.

Формы организации детей на занятии:

коллективная; индивидуально-фронтальная; коллективно-групповая .

Сроки реализации программы

Программа «Интеллектуальные игры» рассчитана на 1 год обучения. Всего на обучение отводится 315 часов.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану и проходят 5 раз в неделю по 2 учебных часа.

Формы проведения занятий:

– лекция;

– беседа;

– тренировочные упражнения;

– игра;

– конкурс;

– сообщения;

– мультимедийный час;

– видеоурок;

– презентация.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Формы и способы проверки результата

– устный опрос;

– интеллектуальный тест;

– контрольные вопросы;

– конкурс на лучший вопрос;

–интеллектуальная игра;

–конкурсные вопросы;

–мультимедийная викторина;

–мультимедийная интеллектуальная игра;

–блиц-опрос;

– участие в различных конкурсах школьного и регионального уровня.

Прогнозируемые результаты

Программа предполагает 1 этап обучения:

На этом этапе обучения внимание уделяется на овладение рациональными приемами умственной деятельности, алгоритмами рассуждения, способами решения различных познавательных задач, знаниями правил интеллектуальных игр, на совершенствование навыков, овладение приемами решения творческих, более сложных задач, определенным фондом знаний.

После первого года обучения учащиеся

должны знать:

- правила поведения и техники безопасности на занятиях;

- способы развития разносторонней памяти, логического мышления;

- алгоритмы решения задач, рассуждения;

- правила основных интеллектуальных игр;

- знать источники составления вопросов.

должны уметь:

- играть в интеллектуальные игры по правилам данной игры.

- работать в команде

- давать самооценку

 

Календарно – тематический план обучения

п/п

Темы учебных занятий

Кол-во

часов

Сроки

план

Проведе

факт

  •  

Беседа: «Книжные миры»

2

2.09.16г

 
  •  

Игра: «Голопом по Европам»

2

5.09

 
  •  

Игра: «Раз словечко, два словечко»

2

6.09

 
  •  

Анаграммы: «Найди пару»

1

7.09

 
  •  

Перевертыши- сказки

2

8.09

 
  •  

Литературный маскарад

2

9.09

 
  •  

Олимпийские игры

2

12.09

 
  •  

Ребусы, кроссворды

2

13.09

 
  •  

«Что? Где? Когда?»

1

14.09

 
  •  

«Своя игра»

2

15.09

 
  •  

Возрождение

2

16.09

 
  •  

«Вечные спутники человека»

2

19.09

 
  •  

Награды мира

2

20.09

 
  •  

Нобелевская премия

1

21.09

 
  •  

Орден Святой великомученицы Екатерины

2

22.09

 
  •  

Орден Святого Александра Невского

2

23.09

 
  •  

Орден Иуды

2

26.09

 
  •  

Орден Суворова, Орден Кутузова

2

27.09

 
  •  

Орден Ушакова, Орден Нахимова

1

28.09

 
  •  

Орден Победы, Орден Славы

2

29.09

 
  •  

Орден Мать- героиня

2

30.09

 
  •  

Необычные награды

2

3.10

 
  •  

Литературная игра «Угадай героев»

2

4.10

 
  •  

Читаем, учимся, играем

1

5.10

 
  •  

Путешествие в Читайгород

2

6.10

 
  •  

Веселый календарь

2

7.10

 
  •  

Литературная игра «Про все на свете»

2

10.10

 
  •  

«Смекалка» игра на умение размышлять

2

11.10

 
  •  

«Счастливый случай»

1

12.10

 
  •  

Все о самых знаменитых орденах

2

13.10

 
  •  

Мультимедийная викторина

2

14.10

 
  •  

Вечные спутники человека

2

17.10

 
  •  

«Что? Где? Когда?»

2

18.10

 
  •  

Литературная викторина «Правильный ответ»

1

19.10

 
  •  

Интеллектуальный лабиринт

2

20.10

 
  •  

День падения Челябинского метеорита

2

21.10

 
  •  

Веселые старты!

2

24.10

 
  •  

«Таланты и поклонники"

2

25.10

 
  •  

Интеллектуальный лабиринт

1

26.10

 
  •  

Викторина «Знаешь ли ты?»

2

27.10

 
  •  

Викторина о Байкале

2

28.10

 
  •  

Драгоценные камни и минералы

2

31.10

 
  •  

Встреча с героями произведений

2

1.11

 
  •  

«Прочитанная книга- прожитая жизнь»

1

2.11

 
  •  

Олимпийские боги

2

3.11

 
  •  

Древнегреческие музы

2

7.11

 
  •  

Узнай книгу по описанию

2

8.11

 
  •  

Литературный континент

1

9.11

 
  •  

Пропущенные буквы

2

10.11

 
  •  

Анаграммы, перевертыши

2

11.11

 
  •  

Общая эрудиция «Что? Где? Когда?»

2

14.11

 
  •  

«Поле чудес» Животный мир

2

15.11

 
  •  

Ассоциации

1

16.11

 
  •  

Конкурс- кроссворд

2

17.11

 
  •  

Литературная игра «Этих героев»

2

18.11

 
  •  

«Узнай героя по описанию»

2

21.10

 
  •  

«Узнай сказочную страну»

2

22.11

 
  •  

Лирика Ф.И.Тютчева

1

23.11

 
  •  

Современники навсегда

2

24.11

 
  •  

Час занимательного литературоведения

2

25.11

 
  •  

Наблюдатель человеческих характеров

2

28.11

 
  •  

Великий баснописец

2

29.11

 
  •  

«Что? Где? Когда?»

1

30.11

 
  •  

Литературная викторина

2

1.12

 
  •  

«Деревья родного края» игра

2

2.12

 
  •  

Музей сказок

2

5.12

 
  •  

Книга в гости к нам пришла

2

6.12

 
  •  

Государственные символы России

1

7.12

 
  •  

Ревнитель русского просвещения

2

8.12

 
  •  

«Смекалка» Умение рассуждать

2

9.12

 
  •  

Вопросы почемучкам

2

12.12

 
  •  

Российская геральдика

2

13.12

 
  •  

Путешествие по звездным просторам

1

14.12

 
  •  

В стране героев Г.Х. Андерсена

2

15.12

 
  •  

Игра по произведениям А.С.Пушкина

2

16.12

 
  •  

Продолжи стихотворение

2

19.12

 
  •  

«Знаешь ли ты?»

2

20.12

 
  •  

Эпиграммы

1

21.12

 
  •  

Литературная игра

2

22.12

 
  •  

Прекрасная муза

2

23.12

 
  •  

«Звездная сюита» игра

2

26.12

 
  •  

Регионы России

2

27.12

 
  •  

«В ожидании будущего» игра

1

28.12

 
  •  

Устное народное творчество

2

10.01.17

 
  •  

Басни, былины, предания

1

11.01

 
  •  

«Тайна имени»

2

12.01

 
  •  

«Моя Родина- Россия!» конкурс

2

13.01

 
  •  

«Наше Отечество» викторина

2

16.01

 
  •  

Пословицы и поговорки о Родине

2

17.01

 
  •  

Древняя Русь

1

18.01

 
  •  

Кто такие славяне?

2

19.01

 
  •  

Древнерусское государство

2

20.01

 
  •  

Правление князя Игоря

2

23.01

 
  •  

Великий князь Владимир Святославович

2

24.01

 
  •  

Походы Владимира

1

25.01

 
  •  

Крещение Руси

2

26.01

 
  •  

Ярослав Мудрый

2

27.01

 
  •  

Владимир Маномах

2

30.01

 
  •  

Русские княжества

2

31.01

 
  •  

Святые в Древней Руси

1

1.02

 
  •  

Культура Киевской Руси

2

2.02

 
  •  

Мудрые правители и искусные полководцы

2

3.02

 
  •  

Великие ученые

2

6.02

 
  •  

Великие деятели культуры

2

7.02

 
  •  

«Веришь- не веришь?»

1

8.02

 
  •  

Шарады

2

9.02

 
  •  

«По секрету всему свету»

2

10.02

 
  •  

В гостях литературных героев

2

13.02

 
  •  

КВН «Друг в беде не бросит»

2

14.02

 
  •  

Конкурс знатоков сказок

1

15.02

 
  •  

«Своя игра»

2

16.02

 
  •  

Знаешь ли ты историю русской литературы?

2

17.02

 
  •  

Пушкиниана. По творчеству А.Пушкина

2

20.02

 
  •  

Слава нам на целый мир

2

21.02

 
  •  

День защитника Отечества

1

22.02

 
  •  

Интеллектуальный конкурс «Юный филилог»

2

24.02

 
  •  

Конкурс юных лингвистов

2

27.02

 
  •  

Конкурс эрудитов по творчеству И.Тургенева

2

28.02

 
  •  

Конкурс эрудитов по творчеству Л.Толстого

1

1.03

 
  •  

Конкурс эрудитов по творчеству А.Чехова

2

2.03

 
  •  

«Машина времени» инт. игра

2

3.03

 
  •  

«Колесо истории»

2

6.03

 
  •  

Древний Египет

2

7.03

 
  •  

Античная культура

2

9.03

 
  •  

Конкурс эрудитов

2

10.03

 
  •  

Путешествие в средневековье

2

13.03

 
  •  

Знаете ли вы историю своей страны?

2

14.03

 
  •  

Конкурс юных экологов «Охраняется Красной книгой»

1

15.03

 
  •  

Капитаны дальних странствий

2

16.03

 
  •  

Игра «Дружите с нами»

2

17.03

 
  •  

«Хочу все знать»

2

20.03

 
  •  

Поэтическое путешествие по Петербургу

2

21.03

 
  •  

Брейн- ринг «Великие открытия»

1

22.03

 
  •  

Познавательное шоу «Турнир эрудитов»

2

23.03

 
  •  

КВН по русскому языку

2

24.03

 
  •  

Рыцарский турнир

2

27.03

 
  •  

Умницы и умники

2

28.03

 
  •  

Конкурс эрудитов «Верю- не верю»

1

29.03

 
  •  

Ринг- шоу

2

30.03

 
  •  

Старше великих пирамид

2

31.03

 
  •  

Мифы Древнего Египта

2

3.04

 
  •  

Боги и герои, подобные людям

2

4.04

 
  •  

Мифы Древней Греции и Рима

1

5.04

 
  •  

Откуда лавровый венок?

2

6.04

 
  •  

Падение и гибель Трои

2

7.04

 
  •  

Всемирный потоп

2

10.04

 
  •  

Психологические игры

2

11.04

 
  •  

Колумб Вселенной

1

12.04

 
  •  

«Звездный час» познавательная игра

2

13.04

 
  •  

«Мы этой памяти верны»

2

14.04

 
  •  

Я- гражданин

2

17.04

 
  •  

Созвездие мастеров

2

18.04

 
  •  

Турнир всезнаек

1

19.04

 
  •  

По стране правил ПДД

2

20.04

 
  •  

Школа светофорных наук

2

21.04

 
  •  

Конкурсная программа

2

24.04

 
  •  

Овеянные славою символы России

2

25.04

 
  •  

Мудрые советы классиков

1

26.04

 
  •  

Литературная викторина «Читателям 21 века»

2

27.04

 
  •  

Крылатые слова

2

28.04

 
  •  

По волнам океана познаний

2

2.05

 
  •  

«Повторение- мать учения» литер. турнир

1

3.05

 
  •  

Праздник горький и святой

2

4.05

 
  •  

«До тебя мне дойти нелегко»

2

5.05

 
  •  

Дневник солдата (судьбы и песни войны»

2

6.05

 
  •  

Викторина по русскому языку и литературе

1

10.05

 
  •  

Иоганн Гуттенберг. Первопечатник

2

11.05

 
  •  

Юный издатель (по книгопечатанию)

2

12.05

 
  •  

Открывая новую веху истории- день Славян. письм.

2

15.05

 
  •  

Книга твой лучший друг

2

16.05

 
  •  

Чтение в жизни моей

1

17.05

 
  •  

Как учились на Руси

2

18.05

 
  •  

Святые Кирилл и Мефодий

2

19.05

 
  •  

Александрийская библиотека

2

22.05

 
  •  

День славянской письменности

2

23.05

 
  •  

Как слово зародилось

1

24.05

 
  •  

ИТОГО

316

   

Скачать программу полностью