муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

"Средняя общеобразовательная школа №71"

География

Рабочая программа, 8 класс

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска МБОУ СОШ №71

Принято на заседании

МО естественных наук Согласовано с Утверждаю

заместителем директора по УВР Директор МБОУ СОШ №71

Протокол № ___________ ______________Т.Е. Баранниковой ______________А.А. Серафимов

«____» ____________ 20 «____» ____________ 20 «____» ____________ 20

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по Географии России

8 класса

Учитель Шпилева Ольга Августовна

Количество часов – 72 в год, 2 часа в неделю.

Соответствует требованиям стандарта основного (общего) образования по географии, регионального базисного учебного плана и примерных программ по географии. Планирование на основе программы основного общего образования по «Географии России» (8-9 классы) и авторской программы по «Географии. Россия: природа, население, хозяйство» (В.П. Дронов, Л.Е. Савельева), 2006

Учебник «География. Россия природа, население, хозяйство» (В.П. Дронов, Л.Е. Савельева), – М; Просвещение, 2009

Литература и пособия из УМК: Тетрадь – тренажер, Е.Ю. Мишняева, Н.В. Тарасова, С.В. Банников, тетрадь – практикум, В.П. Дронов, атлас, В.П. Дронов, контурные карты с заданиями, В.П. Дронов, О.Г. Котляр, электронное приложение к учебнику под редакцией В.П. Дронова.

Контролирующие материалы: Тетрадь – экзаменатор, В.В. Барабанов

Дополнительная литература: методические рекомендации под редакцией В.П. Дронова, поурочное тематическое планирование под ред. В.П. Дронова.

Новосибирск 2016-2017

 

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа «География. Россия: природа, население, хозяйство» 8 класс составлена на основании:

Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования России №1089 от 05.03. 2004 г.)

Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень, Сборник нормативных документов. География: М., «Дрофа», 2004 г.);

Методического письма «О преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2006 г.);

Авторской программы по географии для 8 класса общеобразовательных учреждений В.П. Дронова и Л.Е. Савельевой (М: Просвещение, 2009г)

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации(Приказ МО РФ №1312 от 09.03.2004г., Распоряжение КО № 1862-Р от 24.04.2014 г.)

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

Учебный план ОУ

Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Его основа — комплексная географическая характеристика России через триаду «природа — население — хозяйство» в пределах выделенных природно-хозяйственных зон. Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» завершает страноведческий компонент базового географического образования. Он опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении предыдущих географических разделов. Важнейшая методологическая особенность данного раздела — его огромный мировоззренческий и воспитывающий потенциал, огромная роль в формировании гражданской идентичности, патриотизма, духовной и нравственной сферы учащихся.

Главная цель раздела «География. Россия: природа, население, хозяйство» — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения, воспитать патриотическое отношение к своей Родине. Для достижения этой цели изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

сформировать у учащихся знания и представления о своей стране на основе комплексного подхода к изучению основных компонентов: природы, населения и хозяйства; России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы;

сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;

сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;

продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве;

продолжить воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен следующими темами (вопросами): географическое положение Ленинградской области; геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые; климат и климатические ресурсы; поверхностные и подземные воды; почвы и почвенные ресурсы; растительный и животный мир; природные комплексы, физико-географическое районирование, экологическая обстановка,население.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Требования к уровню подготовки обучающихся (результаты обучения):

В результате изучения данного предмета в 8 классе обучающийся должен освоить знания об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине:

Называть и (или) показывать:

предмет изучения географии России;

основные средства и методы получения географической информации;

субъекты Российской Федерации;

пограничные государства;

особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

границы часовых поясов;

основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

распределение рек страны по бассейнам океанов;

основные области современного оледенения и крупные ледники;

зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;

народы, наиболее распространенные языки, религии;

примеры рационального и нерационального размещения производства;

объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

экологически неблагополучные районы России;

маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

Определять (измерять):

географическое положение объектов;

разницу в поясном времени территорий;

погоду по синоптической карте;

параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

Описывать:

географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);

образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

особенности быта и религий отдельных народов.

Объяснять:

роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;

влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

как составляют прогноз погоды;

распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

разнообразие природных комплексов на территории страны;

различия в естественном приросте населения, темпах ого роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

особенности орудий труда, средств передвижении, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;

объяснять причины географических явлений на основе применения понятий; «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация»; «агломерация»; «мегаполис»; «Трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование»; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».

5. Оценивать и прогнозировать:

природно-ресурсный потенциал страны, региона;

экологическую ситуацию в стране, регионе;

изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие

системы городских поселений;

развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

Особенности формирования знаний и умений.

Связаны с появлением новых источников знаний (экономических карт, статистических данных, документов), усложнением содержания старых средств обучения.

Усложняются задания – спроектировать, спланировать, спрогнозировать. Многие работы проводятся на основе физико-географических характеристик.

В обучении необходимо использовать задания, которые нацелены на применение ранее полученных ЗУН, т.к. это способствует преодолению трудностей.

Регулярная опора на краеведческий материал,

Рекомендуется на уроке включать работу с текстом.

Задания включаются с постепенным усложнением – типовые, проблемные, творческие. Обязательно подключается работа с картой.

Большое место занимает работа со схемами, диаграммами с целью объяснения структуры и взаимосвязей объектов и явлений

ПРОГРАММА КУРСА «ГЕОГРАФИЯ. РОССИЯ: ПРИРОДА, НАСЕЛЕНИЕ, ХОЗЯЙСТВО» 8 КЛАСС (68 часов)

ВВЕДЕНИЕ — 1 ч

Что изучает география России. Комплексное изучение России во всем ее многообразии и контрастности

Тема 1. Географическое пространство России – 9ч

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России.Географическое положение страны и его виды. Характеристика географического положения России. Влияние физико-географического положения на природу, население и хозяйство страны. Географического положение России как фактор развития ее хозяйства. Размеры и конфигурация территории, их влияние на жизнь и деятельность населения

Границы России.Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Соседи России

Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Россия в мире. Жизненное пространство России. Сравнение с другими государствами мира по основным показателям: территориальному, человеческому, природному, экономическому и экологическому потенциалу. Россия и Содружество независимых государств (СНГ). Россия и международные организации.

История освоения и изучения территории России.Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.

Районирование — важнейший метод географической науки. Факторы формирования районов. Виды районирования.

Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практические работы.

№1Определение поясного времени для разных городов России.

№2Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады. Влияние географического положения на природу и хозяйство страны.

№3Анализ административно – территориального деления России.

Тема 2.Природа России - 41ч

Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами.Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России. Классификации природных ресурсов.

РЕЛЬЕФ И НЕДРА

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Геологическое летосчисление. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России.

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Формирование рельефа в результате деятельности поверхностных вод и ветра. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Изучение и освоение российских недр. Минеральные ресурсы: размещение, виды, использование. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Охрана ресурсов недр.

Практическая работа:

№4 Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. Определение особенностей рельефа России

КЛИМАТ

Воздушное пространство России как составная часть атмосферы Земли. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс, близость морей и океанов, особенности рельефа. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Климатические пояса и типы климатов России. Составление прогноза погоды. Комфортность климатических условий.

Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей: на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Анализ физической карты и карт компонентов природы.Агроклиматические ресурсы.

Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Охрана воздушного бассейна.

Определение особенностей климата своего региона.

Практические работы.

№5 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление макета климатической карты.

№6Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны.

№7 Выявление способов адаптации человека к разным климатическим условиям.

№8 Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И МОРЯ

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Воды России как составная часть мировой гидросферы. Природно-хозяйственные различия морей России. Хозяйственное использование и охрана ресурсов морей.

Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Бассейны стока рек. Главные речные системы России. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, зажоры, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России.

Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота, её распространение по территории страны и влияние на природу и хозяйство.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Рациональное использование, пути сохранения качества и охрана водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практические работы.

№9Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.

№10Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

№11 Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

№12 Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР

Российская часть биосферы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их богатство и рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практическая работа.

№13 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

ПОЧВЫ

Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России, их рациональное использование и охрана. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.

Практическая работа.

№14 Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.

ПРИРОДНО – ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ

Физико-географическое районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Широтная зональность и высотная поясность на территории страны. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Освоение и изменение зон в результате хозяйственной деятельности людей. Рациональное использование ресурсов и охрана природы. Природно-хозяйственная зона своего района и своей местности.

Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники.. Особо охраняемые природные территории России. Памятники всемирного природного наследия.

Практическая работа.

№15 Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах

Тема 3. Население России – 9ч

Численность населения России. Человеческий потенциал страны. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности численности, воспроизводства и механического прироста российского населения на рубеже XX и XXI веков. Факторы, влияющие на динамику численности населения. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Естественное движение населения. Прогнозирование изменения численности населения России и ее отдельных территорий. Демографические проблемы страны.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения в России и определяющие его факторы. Половозрастная пирамида, причины её своеобразия в России. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России. Возрастная структура населения.

Народы и основные религии России. Народы и основные религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Национальный и языковой состав населения. География основных религий..

Особенности расселения населения России. Геодемографическое положение России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Низкая средняя плотность населения страны. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим д анным. Выявление закономерностей в размещении населения России.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России. Роль миграций в условиях сокращения численности населения России.

Практические работы.

№16 Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений.

№17Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и её отдельные территории.

Тема 4. География Ленинградской области– 8ч

Основные черты природы. Рельеф и полезные ископаемые. Геологическое строение и полезные ископаемые. Климат. Солнечная радиация. Воздушные массы. Времена года. Воды. Подземные воды. Реки. Водохранилища и озера. Природно-географические зоны. Зоны лесов. Природные ресурсы, их рациональное использование.

Население и трудовые ресурсы. Численность населения и ее динамика. Городское и сельское население. Национальный состав. Трудовые ресурсы. Социальные и бытовые условия населения. Здравоохранение. Культура, просвещение и наука.

Практические работы.

№18 Характеристика и анализ географического положения региона

№19 Характеристика рельефа и хозяйственная оценка обеспеченности природными ресурсами

№20 Анализ экологической обстановки Санкт-Петербурга и Ленинградской области

СПИСОК ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ. 8 класс

Тема 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ.

Крайние точки России.

Балтийская коса, гора Базардюзю, мыс Дежнёва, остров Ратманова, мыс Челюскин, мыс Флигели на острове Рудольфа

Страны-соседи.

Абхазия, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Китай, Корейская Народная Демократическая Республика, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, Соединенные Штаты Америки, Украина, Финляндия, Эстония, Южная Осетия Япония.

Океаны.

Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий.

Страны СНГ.

Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан,

СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ.

Республики.

Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми,Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия — Алания, Татарстан, Тыва, Удмуртская, Хакасия, Чеченская, Чувашская.

Края.

Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский.

Области.

Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратов, кая, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская, Автономная область, Еврейская.

Города федерального значения.

Москва, Санкт-Петербург, Севастополь

Автономные округа.

Ненецкий, Ханты-Мансийский (Югра), Чукотский, Ямало-Ненецкий.

Тема 2. ПРИРОДА РОССИИ.

РЕЛЬЕФ И НЕДРА.

Платформы.

Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Сибирская

Щиты.

Алданский, Анабарский, Балтийский, Воронежский массив Украинского щита

Равнины.

Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Колымская низменность, Плато, Путорана, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, Приленское плато, Северные Увалы, Северо-Сибирская низменность, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Яно-Индигирская низменность.

Горы.

Алтай, Большой Кавказ, Верхоянский хребет, Восточный Саян, гора Белуха, гора Казбек, Крымские горы, гора Народная, гора Эльбрус, Западный Саян, Сихотэ-Алинь, Срединный хребет, Становой хребет, Уральские, хребет Черского, Чукотское нагорье.

Вулканы.

Ключевская Сопка, Кроноцкая Сопка.

КЛИМАТ.

Азиатский максимум, «Полюс холода», поселок Оймякон, г. Верхоянск, Северо-Атлантическое течение.

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И МОРЯ.

Моря.

Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Черное, Чукотское, Японское.

Порты.

Архангельск, Владивосток, Калининград, Мурманск, Новороссийск, Петро, авловск-Камчатский, Санкт-Петербург.

Заливы.

Анадырский, Пенжинская губа, Финский, Шелихова

Проливы.

Берингов, Вилькицкого, Дм. Лаптева, Карские Ворота, Кунаширский, Лаперуза, Лонга, Маточкин Шар, Санникова, Татарский.

Полуострова.

Гыданский, Камчатка, Кольский, Крымский,Таймыр, Чукотский, Ямал.

Острова и архипелаги.

Врангеля, Земля Франца-Иосифа, Командорские, Курильские, Новая Земля, Новосибирские острова, Сахалин, Северная Земля.

Реки.

Алдан, Амур, Анадырь, Ангара, Волга, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Колыма, Лена, Нева, Обь, Печора, Северная Двина, Яна.

Озера.

Байкал, Каспийское, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чаны, Чудское.

Водохранилища.

Братское, Зейское, Красноярское, Куйбышевское, Рыбинское.

ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ.

Заповедники.

Алтайский, Астраханский, Баргузинский, Кавказский, Сихотэ-Алинский, Таймырский, Уссурийский.

Тема 3 . НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ.

Города миллионеры.

Екатеринбург, Казань, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Самара, Красноярск, Волгоград, Санкт-Петербург, Уфа, Челябинск.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2–х учебных часов в неделю.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всех общеобразовательных школах. Особенно актуальна эта проблема сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».

В курсе географии происходит формирование следующих групп ключевых компетенций:
- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Виды и формы промежуточного контроля:

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке обучающихся. Для контроля уровня достижений обучающихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: выборочный контроль, фронтальный опрос, задание со свободным ответом по выбору учителя, задание по рисунку, ответы на вопросы в учебнике, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, географический диктант, работа на контурной карте, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д., анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении географии.

Перечень индивидуальных творческих работ:(фотоальбом, презентация, буклет для турфирмы + защита проекта)

1. В уссурийской тайге

2. Уникальность географического положения России

3. Горы России

4. Жизнь в суровых условиях Арктики

5. Моя экологическая тропа

6. Национальные костюмы народов России

7. Национальные парки России

8. Памятники Всемирного природного наследия на территории России

9. «Портрет» российской степи

10. Путешествие по меридиану

11. Рациональное использование природных ресурсов в зоне тундры

12. Растения России в русской литературе

13. Реки и озера России

14. Памятники природы России

15. Огнедышащая Камчатка

16. Народные промыслы России

17. Славное море-священный Байкал

18. Здравницы России

19. Великие русские землепроходцы

20. Страницы освоения Российской Арктики

21. Знаменитые пещеры России

22. Байкал – всемирное достояние.

23. Великие реки России

24. Западная Сибирь – край болот

Тематическое планирование

8 класс (68 часов)

География

Россия: природа, население, хозяйство.

Авторы: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева

Тема урока

Основные цели

Базовый уровень

1.

Введение

Сформировать представление о курсе географии России.

Знать/ понимать: задачи и предмет изучения географии; основные средства и методы получения географической информации;

Уметь: работать с учебником.

Тема № 1. Географическое пространство России (7 часов).

2.

Границы России.

Сформировать знания о государственной границе России и государственной территории.

Знать/понимать: понятия «государственная граница», «морские и сухопутные границы», «воздушное пространство», « территориальные воды», соседи;

Уметь: показывать пограничные государства.

3.

Размеры территории России. Часовые пояса

Сформировать представление о размерах и конфигурации территории России; о часовых поясах, местном, поясном, летнем, декретном времени.

Знать/понимать: размеры территории, границы часовых поясов;

Уметь: определять поясное время для разных городов России.

4.

Географическое положение России

Сформировать представление об особенностях географического положения России.

Знать/понимать: основные особенности географического положения России;

Уметь: описывать географическое положение

России.

5.

Россия в мире.

Сформировать умение сравнивать Россию по основным показателям.

Уметь: сравнивать Россию по территориальному, человеческому, природному, экономическому, экологическому показателям.

6.

Освоение и изучение территории России.

Познакомить с историей открытия и освоения территории России.

Знать/понимать: основные открытия русских землепроходцев, первые научные экспедиции, основные направления современных географических исследований;

Уметь: дать оценку географическим открытиям, показывать на карте маршруты исследователей и экспедиций.

7.

Районирование – основной метод географических исследований

Сформировать представление о районах и видах районирования.

Знать/понимать: понятие «район», факторы формирования районов, различие районов в зависимости от целей районирования;

Уметь: анализировать карты атласа с применением признаков районирования.

8.

Административно- территориальное устройство России.

Сформировать представление об административно-территориальном устройстве территории России.

Знать/понимать: федеративное государство, субъекты Федерации, принципы выделения субъектов Федерации;

Уметь: по карте привести примеры субъектов Федерации.

9.

Обобщение по теме: «Географическое пространство России».

Обобщить и систематизировать знания по теме.

 

Тема № 2. Природа России (42 часа).

10.

Природные условия и ресурсы.

Сформировать представления о природных условиях и природных ресурсах.

Знать/понимать: природные условия, природные ресурсы; их классификация;

Уметь: отличать природные ресурсы от природных условий; влияние природных условий на жизнь людей.

Рельеф и недра (7часов).

11.

Формирование земной коры на территории России.

Сформировать представление об особенностях геологической истории Земли.

Знать/понимать: геологическое летоисчисление, этапы формирования земной коры;

Уметь: анализировать геохронологическую таблицу; тектоническую карту России.

12.

Рельеф.

Сформировать представление об основных чертах рельефа.

Знать/понимать: размещение основных форм рельефа;

Уметь: установить связи между тектоническими структурами и рельефом.

13.

Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов.

Сформировать представление о внутренних факторах, формирующих рельеф.

Знать/понимать: вулканизм, сейсмичные зоны;

Уметь: исследовать особенности проявления внутренних сил Земли на территории России.

14.

Изменение рельефа под воздействием внешних процессов.

Сформировать представление о внешних факторах, формирующих рельеф.

Знать/понимать: формы рельефа, возникшие под влиянием деятельности ледника, текучих вод, ветра.

Уметь: объяснить различия в рельефе, созданном внешними силами на Русской равнине, Западносибирской низменности, Среднесибирском плоскогорье.

15.

Минеральные ресурсы и их использование.

Сформировать представление о размещении полезных ископаемых по территории России.

Знать/понимать: закономерности размещения месторождений полезных ископаемы;

Уметь: найти на карте месторождение п/и, объяснить их размещение.

16.

Земная кора и человек.

Сформировать представление о рельефообразующей деятельности человека.

Знать/понимать: формы рельефа, созданные в результате хозяйственной деятельности человека.

Уметь: оценивать экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых; рациональное использование и охрана недр.

17.

Обобщение по теме: « Рельеф и недра».

Обобщить и систематизировать знания по теме.

 

Климат (11 часов).

18.

Географическое положение и климат.

Сформировать знания о климатообразующих факторах; выяснить, каково воздействие географического положения на климат.

Знать/понимать: черты географического положения, влияющие на климат;

Уметь: по карте оценивать влияние географического положения на климат.

19.

Солнечное излучение и климат.

Сформировать представление о солнечной радиации.

Знать/понимать: понятие « солнечная радиация», ее виды;

Уметь: последить закономерность в распределении суммарной солнечной радиации по территории России.

20.

Земная поверхность и климат.

Сформировать представление о влиянии подстилающей поверхности на формирование климата.

Знать/понимать: в чем заключается влияние на климат подстилающей поверхности;

Уметь: объяснять формирование климата разных территорий.

21.

Воздушные массы и их циркуляция.

Сформировать представление о воздушных массах и их свойствах; видах воздушных масс.

Знать/понимать: понятие « воздушная масса», типы воздушных масс, их свойства;

Уметь: циркуляцию воздушных масс на территории России.

22.

Атмосферные фронты.

Сформировать представление об атмосферных фронтах, их видах, формировании атмосферных фронтов на территории России.

Знать/понимать: понятие «атмосферный фронт»;

Уметь: объяснять образование атмосферных фронтов, характеризовать погоду при наступлении фронта.

23.

Циклоны и антициклоны.

Сформировать представление о циклонах и антициклонах, их влиянии на погоду.

Знать/понимать: понятия «циклон» и «антициклон», причины их возникновения;

Уметь: объяснять тип погоды, связанный с приходом того или иного атмосферного вихря.

24.

Распределение температуры воздуха по территории России.

Сформировать представление о закономерностях распределения в России летних и зимних температур.

Знать/понимать: от чего зависит распределение температуры по территории России;

Уметь: устанавливать отличия в распределении летних и зимних температур по территории России.

25.

Распределение осадков и увлажнения по территории России.

Сформировать представление о распределении атмосферных осадков по территории России.

Знать/понимать: как распределяются атмосферные осадки по территории России; как и почему в России изменяется увлажнение;

Уметь: выявить особенности увлажнения в разных частях России.

26.

Климатические пояса и области.

Сформировать представление об основных чертах климата, присущих каждому климатическому поясу.

Знать/понимать: показатели, отличающие климатические пояса и области;

Уметь: анализировать показатели каждого типа климата России (климатограммы).

27.

Климат и человек.

Сформировать представление об агроклиматических ресурсах; изменение климата под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Знать/понимать: стихийные природные атмосферные явления, оказывающие отрицательное воздействие на хозяйство и человека;

Уметь: оценивать агроклиматические ресурсы.

28.

Обобщение по теме: «Климат»

Обобщить и систематизировать знания по теме.

 

Внутренние воды и моря (7 часов).

29.

Моря.

Сформировать представление о морях, омывающих территорию России.

Знать/понимать: к бассейнам, каких океанов относятся моря России;

Уметь: описывать давать характеристику морей, используя карты атласа.

30.

Особенности природы морей.

Сформировать представление об особенностях природы и хозяйственном использовании морей, омывающих территорию России.

Знать/понимать: отличительные черты морей;

Уметь: выделять особенности присущие данным природным объектам.

31.

Внутренние воды России. Реки.

Сформировать представление о реках России.

Знать/понимать: понятия «речной сток», «питание рек», «режим рек»;

Уметь: описывать особенности питания и режима рек, используя карту.

32.

Озера, водохранилища, болота.

Сформировать представление о значении внутренних водоемов для природы и хозяйственной деятельности человека.

Знать/понимать: крупнейшие озера и водохранилища России;

Уметь: объяснять отрицательные и положительные стороны строительства водохранилищ; причины распространения болот.

33.

Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

Сформировать представление об использовании подземных вод, значении многолетней мерзлоты.

Знать/понимать: роль в жизни и деятельности человека подземных вод, размещение ледников России;

Уметь: объяснять особенности распространения многолетней мерзлоты на территории России.

34.

Вода и человек.

Сформировать представление об обеспеченности России водными ресурсами и их использовании.

Знать/понимать: меры, принимаемые в России для охраны водных ресурсов;

Уметь: объяснять причины, влияющие на загрязнение водных ресурсов.

35.

Обобщение по теме: «Внутренние воды и моря»

Обобщить и систематизировать знания по теме.

 

Растительный и животный мир(3 часа).

36.

Растительный мир.

Сформировать представление об особенностях растительного покрова России.

Знать/понимать: основные типы растительности России;

Уметь: объяснять связи растительности с другими компонентами природы; объяснять особенности размещения растительности.

37.

Животный мир.

Сформировать представление об особенностях животного мира России.

Знать/понимать: основные особенности животного мира России;

Уметь: выделять отличительные особенности представителей животного мира разных природных зон.

38.

Биологические ресурсы и человек. Обобщение по теме: «Растительный и животный мир».

Сформировать представление о ресурсах растительного и животного мира; обобщить и систематизировать знания по теме.

 

Почвы(4часа).

39.

Почвы и факторы их образования.

Сформировать представление о свойствах и составных частях почвы; о факторах, формирующих почву.

Знать/понимать: свойства почвы, составные части;

Уметь: объяснять факторы, влияющие на формирование почв.

40.

Основные типы почв России.

Сформировать представление о зональности в распространении почв России.

Знать/понимать: основные типы почв;

Уметь: объяснять особенности распространения в России разных типов почв.

41.

Почвы и человек.

Сформировать представление об использовании почвенных ресурсов России

Знать/понимать: виды мелиорации, основные направления охраны почв;

Уметь: объяснять особенности распространения земледелия и видов мелиорации почв в зависимости от агроклиматических ресурсов.

42.

Обобщение по теме: «Почвы».

Обобщить и систематизировать знания по теме.

 

Природно – хозяйственные зоны(11часов).

43.

Природные районы и природно-хозяйственные зоны

Сформировать представление о разнообразии природных территориальных комплексов России.

Знать/понимать: крупнейшие природные комплексы России и главные факторы их выделения;

Уметь: определять степень антропогенного нарушения природных ландшафтов в разных природных зонах.

44.

Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр.

Сформировать представление об особенностях почвенно-растительного покрова данных природных зон.

Знать/понимать: особенности климата и его воздействие на растительный и животный мир природной зоны;

Уметь: объяснять приспособленность растительного и животного мира к сложным природным условиям Севера.

45.

Население и хозяйство в Арктике и тундре.

Сформировать представление о традиционных и новых видах деятельности на Крайнем Севере.

Знать/понимать: традиционные и новые виды деятельности человека в Арктике и тундре.

Уметь: объяснять экологические проблемы, возникшие в результате хозяйственной деятельности человека.

46.

Природа лесных зон.

Сформировать представление об особенностях климата в лесных зонах России; о разнообразии российских лесов.

Знать/понимать: особенности растительного и животного мира характерных для разных типов лесов;

Уметь: объяснять причины, вызывающие смену типов лесов с севера на юг и с запада на восток.

47.

Население и хозяйство лесных зон.

Сформировать представление о размещении населения в лесных зонах и хозяйственной деятельности человека.

Знать/понимать: особенности размещения сельских поселений в таежной зоне;

Уметь: объяснять экологические проблемы, возникшие в результате хозяйственной деятельности человека.

48.

Природа лесостепей и степей.

Сформировать представление об особенностях растительного и животного мира лесостепей и степей.

Знать/понимать: особенности растительного и животного мира характерных для данных зон;

Уметь: объяснять причины приспособленности растений и животных к условиям жизни.

49.

Население и хозяйство лесостепной и степной зон.

Сформировать представление о размещении населения и хозяйственной деятельности человека в лесостепной и степной зонах.

Знать/понимать: особенности размещения населения и хозяйственной деятельности человека в лесостепной и степной зонах;

Уметь: объяснять экологические проблемы наиболее актуальные для лесостепной и степной зон.

50.

Засушливые территории России.

Сформировать представление о главных чертах природы полупустынь и пустынь; о влиянии природных условий на хозяйственную деятельность человека.

Знать/понимать: какая хозяйственная деятельность осуществляется в данных зонах;

Уметь: объяснять экологические проблемы сопутствующие освоению полупустынь и пустынь.

51.

Горные области.

Сформировать представление о разнообразном характере высотной поясности российских гор; об особенностях населения и хозяйственной деятельности горных территорий.

Знать/понимать: от чего зависит характер высотной поясности;

Уметь: объяснять особенности хозяйственной деятельности в горах.

52.

Охрана природы и особо охраняемые территории.

Сформировать представление об особо охраняемых территориях и их видах.

Знать/понимать: понятия «рациональное природопользование», « особо охраняемые природные территории»;

Уметь: определять, используя карту атласа, какие особо охраняемые природные территории России являются объектами Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

53.

Обобщение по теме: «Прородно – хозяйственные зоны».

Обобщить и систематизировать знания по теме.

 

Тема № 3 Население России (11часов).

54.

Численность населения.

Сформировать представление о численности населения в России; о геодемографическом положении России.

Знать/понимать: особенности геодемографического положения России; понятия «естественная убыль населения»,

« механический прирост»;

Уметь: объяснять возникновение в России демографических кризисов; определять географические различия в естественном приросте (убыли) населения.

55.

Мужчины и женщины.

Сформировать представление об изменении соотношении полов в России.

Знать/понимать: соотношение мужчин и женщин в разных возрастах;

Уметь: объяснять причины изменения соотношения мужчин и женщин в разных возрастах.

56.

Молодые и старые.

Сформировать представление о средней продолжительности жизни в России.

Знать/понимать: причины, влияющие на продолжительность жизни; понятие «половозрастная пирамида»;

Уметь: анализировать половозрастные пирамиды.

57.

Народы.

Сформировать представление о народах, проживающих на территории России.

Знать/понимать: понятия «народы», « расы»;

Уметь: объяснять особенности этнического состава многонациональных районов России.

58.

Языки.

Сформировать представление о языковых семьях, проживающих на территории России.

Знать/понимать: понятие «языковые семьи», язык межнационального общения;

Уметь: исследовать особенности языкового состава определенной территории.

59.

Религии.

Сформировать представление о религии как составной части человеческой культуры.

Знать/понимать: религии, которые исповедуют народы России;

Уметь: объяснять особенности географии мусульманства, буддизма и традиционных верований в России.

60.

Размещение населения.

Сформировать представление об особенностях размещения населения по территории России.

Знать/понимать: понятие «основная зона расселения», размещение населения в зоне Севера;

Уметь: объяснять причины неравномерного размещения населения по территории России.

61.

Города России. Урбанизация.

Сформировать представление о городских поселениях, о городской агломерации.

Знать/понимать: понятия «город», «городская агломерация», «урбанизация»;

Уметь: объяснять размещение городов по территории России; функции городов; распределение городов по численности населения.

62.

Сельские поселения и сельское население.

Сформировать представление о сельских населенных пунктах.

Знать/понимать: отличие сельских населенных пунктов от городских; функции сельских населенных пунктов;

Уметь: анализировать изменение численности сельского населения в определенные периоды времени.

63.

Миграции населения.

Сформировать представление о миграциях населения.

Знать/понимать: понятие «миграция», виды миграций;

Уметь: объяснять причины миграции населения, влияние миграций на жизнь страны.

64.

География миграций.

Сформировать представление о внутренних и внешних миграциях населения.

Знать/понимать: понятия «эмиграция», «иммиграция»;

Уметь: исследовать географические различия в миграционном приросте (убыли) населения.

65.

Обобщение по теме: «Население России».

Обобщить и систематизировать знания по теме.

 

66.

Итоговая проверочная работа.

   

67-70

Резервное время.

   

Скачать программу полностью