муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

"Средняя общеобразовательная школа №71"

Рабочая программа

Изобразительное искусство, 5 класс

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Пояснительная записка

      Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса создана на основе нормативных документов, обеспечивающих реализацию программы ФГОС: 
- Закон 273-ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации» от 29.12.2012;
- Федеральный государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден МОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года;

- Примерная основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011.  (Стандарты второго поколения);
- Санитарно-эпидемиологические  правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.2821-10; зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03. 2011. Регистрационный № 19993;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010.№1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Примерные программы по учебным предмета «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.  

           В основе данной рабочей программы использована программа общеобразовательных учреждений  «Изобразительное искусство. 5-9 классы» автор: Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 5 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. :Просвещение, 2011.

           Рабочая программа ориентирована на использование учебников: Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. — М., 2012. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

Общие цели: развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства; формирование навыков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно-прикладном творчестве.

Задачи:

  • воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;
  • раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр);
  • углублять представления учащихся об основах реалистического изображения объектов природы и о специфике художественного изображения природы и человека в изобразительном, народном и декоративно-прикладном искусстве;
  • знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или использование сочетаний плоскостных и объемно-пространственных приемов;
  • показывать неповторимое своеобразие русской народной культуры через раскрытие художественного языка народного искусства на примере выдающихся памятников деревянного зодчества, а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народного деревянного зодчества;
  • развивать умения учащихся работать в разных видах художественно-творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изобразительной, декоративной или пространственной композиции;
  • развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства;
  • развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственной художественной композиции, а также в процессе просмотра
  • и обсуждения выполненных работ в классе.

Общая характеристика учебного предмета в учебном плане

Программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд»  входит в учебный комплект «Школа России» (для начальных классов) (Москва, «Просвещение»,2005г.), в соответствии с учебным планом программа рассчитана на 35 часов. Изложение материала соответствует содержанию примерной программы, разработанной под руководством и редакцией народного художника России,  академика РАО Б.Н. Неменского. Содержание   образовательной программы разработано на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработанного в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобренного решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.

Роль учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки школьников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества — главный смысловой стержень программы основной школы.

Программа строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.

Одна из главных целей преподавания искусства — развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению; объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность; декоративная работа с различными материалами; художественная фотография и видеосъемка.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребенка с искусством на каждом этапе обучения. В программе нет механических повторов, но она ведет ребенка год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры.

5 класс, или первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором,
с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление
программы этого года обучения предполагает акцент на местные
художественные традиции и конкретные промыслы.

Принцип введения школьников в связи искусства  с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.

Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщать их к художественной культуре.

Информация о количестве учебных часов

Программа расчитана на 35 учебных часов в год, на каждый класс

  В программу включён перечень работ по изобразительному искусству, среди которых:

в 5 классе:

-практические занятия-28, в т.ч. проектов-9;

-экскурсии-2;

-теоретические занятия-4.

Содержание программы

Тема года:  Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

Раздел 1 : ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8 часов)

Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусства — условно-символический. Учащихся необходимо подвести кпониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображающего конкретную реальность.

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо,  пол — земля,  подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Личностные результаты:

• воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;

• формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов;

• формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

• развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии,  эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

• умение осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несущий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте, мироздании, которые «были и мирочувствованием и самой жизнью» (М. А. Некрасова); понимание ценности памятников крестьянского искусства для зрителя XXI в.;

• умение ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов России; умение сравнивать, объяснять, в чём отличие, например, жилища, одежды народов Русского Севера и Закавказья, иных регионов России;

• умение самостоятельно определять цели и задачи в учёбе, планировать пути достижения цели, приобретать основы умения учиться, развивать интерес к познавательной деятельности, например, через более глубокое освоение программного материала (возможная тематика: «Традиционные образы народного искусства — солнце, древо, птица, конь — в картинах, народных сказках и песнях», «Искусства, которые объединяют образ народного праздника» и т. д.), умение выявлять родство, близость орнамента народной вышивки с памятниками устно-поэтического творчества (народные песни, былины), выстраивание связей между смежными предметными областями (литература, история, география);

• умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания декоративного изображения; организует самостоятельный поиск художественно-познавательного материала по конкретной тематике, используя для этого журналы, книги по искусству, Интернет; готовит выступление-презентацию совместно со сверстниками, организует выставку изделий народного творчества, реализует себя в качестве экскурсовода);

• умение определять способы действия в рамках необходимых требований, оценивать результат — художественный «ответ» — на поставленную учебную задачу, его соответствие задаче, умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.

Предметные результаты

• осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой;

• знание и понимание специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки);

• умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности;

• освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения условного, лаконичного декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции;

• приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского праздничного костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках;

• приобретение опыта совместной поисковой деятельности, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства.

Раздел 2 :СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (8 ч)

Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а в иной среде — городской, и совершенно иной жизнью. Задача — дать учащимся понимание этих форм бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни, а также дать представление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслов.

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи: изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи.

Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись — свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.

Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.

К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности, чувства гордости за традиционное искусствосвоего народа и других народов России, усвоение традиционных ценностей многонационального народа России; приобретение представлений об особенностях ведущих центров народныххудожественных промыслов России, их значении в современной жизни;

• формирование целостного взгляда на мир народного искусства: крестьянское бытовое искусство и современные народные промыслы, которые объединяет верность традиции как незыблемому закону народного творчества;

• формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России и ближайшего зарубежья, достигая взаимопонимания со сверстниками — представителями других национальностей, сохраняя уважительное отношение друг к другу;

• формирование эстетического сознания (эстетические потребности, эстетический вкус, эстетические чувства, эстетический идеал) через освоение особенностей современных художественных промысловкак формы народного творчества, воспроизводящего единство человека с природой, необходимые человечеству ценности.

Метапредметные результаты:

• умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа, как самобытную предметно-преобразовательную творческую деятельность,  связанную  с  традициями;  умение  сознавать народные художественные промыслы как прошлое в настоящем, обращенном в будущее и осуществляющем связь времён;

• умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, определять способы действий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, давать ей оценку;

• умение на основе сравнительного анализа произведений делать обобщения, классифицировать их по принадлежности к тому или иному современному традиционному промыслу;

• умение творчески сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения коллективных творческих работ и исследовательских проектов, строить продуктивное общение, межличностные  отношения,  распределять роли  в  соответствии с индивидуальными особенностями учеников, разрешать конфликты и т. д.;

• умение ориентироваться в современных художественных промыслах России, не включённых в программное содержание, отмечать в них характерные особенности, черты национального своеобразия, единство с природой, связь элементов орнамента с местными народными традициями;

• умение реализовать себя в разных направлениях внеурочной деятельности (экскурсии, школьные олимпиады по декоративно-прикладному искусству, диспуты, беседы и т. д.), применять полученные на уроках навыки декоративного творчества в жизни школы.

Раздел 3 ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (10ч)

Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.

Осознание роли искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни предметов декоративного искусства.

Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности».

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.

Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.

Одежда, костюм не только служат практическим целям, они  и являются особым знаком — знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается раскрыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и декоративного искусства Западной Европы XVII века (эпоха барокко).

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества — государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.

Личностные результаты:

• воспитание уважения и интереса к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству — сокровищнице мировой цивилизации;

• формирование целостного, социально ориентированного видения предметного мира классического декоративно-прикладного искусства, позволяющего Воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени;

• формирование активного и заинтересованного отношения к познанию, а также готовности и способности обучающихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира ипрактическую художественно-творческую деятельность;

• формирование коммуникативных навыков в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками привыполнении коллективных работ, организации итоговой выставки детского творчества, подготовке совместного театрализованного праздника-спектакля.

Метапредметные результаты:

• умение ориентироваться в широком зрительном материале — в произведениях классического профессионального декоративно-прикладного искусства разных стран, эпох, отмечать в форме и декоре предметов, в украшениях интерьера, костюмах особенности социального положения людей; проявлять заинтересованное отношение к знаково-символическому языку геральдики; интегрировать полученные знания и представления в смежных предметных областях (история, география);

• умение принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в коллективе (выполнение коллективной работы «Бал во дворце»), находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.

Предметные результаты:

• осознание роли декоративно-прикладного искусства разных стран и времён в жизни человека и общества, его социальных функций;

• расширение представлений о многообразии форм и декора в произведениях классического декоративно-прикладного искусства, художественно-познавательного, культурного кругозора;

• умение выявлять образно-смысловую, социальную окрашенность в образном строе произведений декоративно-прикладного искусства (костюм, украшения, предметы быта) в процессе восприятия, соотносить образный строй костюма как социального знака с положением его хозяина (владельца) в обществе, понимать символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики;

• умение распознавать по стилистическим особенностям образного строя произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII в., систематизировать зрительный материал по художественно-стилистическим и социальным признакам;

• приобретение опыта совместной поисковой деятельности, проектной деятельности по изучению темы данного раздела.

Раздел 4 ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

 В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (10 ч)

Знакомство с современным выставочным декоративно-прикладным искусством и создание коллективной работы в материале для украшения школы. Работа может быть сделана в любом материале и может осуществляться силами одного класса или параллелью классов, работающих по данной теме. Учитель выступает здесь в роли режиссера и главного художника.

Тема. Современное выставочное искусство

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале.

Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Создание декоративной работы в материале( творческий проект)

В конце учебного года устраивается отчетная выставка работ учащихся по декоративно-прикладному искусству, которую можно организовать как праздник «Украсим школу своими руками».

• воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному декоративно-прикладному искусству, уважения к творчеству профессиональных художников, интереса и потребности в общении с произведениями современного искусства и к декоративному творчеству;

• развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения;

• формирование целостной картины мира средствами декоративно-прикладного искусства во всём многообразии его проявлений (художественное стекло, художественный металл, керамика, гобелен, роспись по тканям и т. д.);

• развитие самостоятельности и навыков сотрудничества (коммуникативной компетентности) в процессе осуществления коллективных форм деятельности, связанных с созданием общественно значимого художественного продукта для украшения школьных интерьеров.

Метапредметные результаты:

• умение ориентироваться в многообразии проявлений образного языка современного декоративно-прикладного искусства; умение отмечать смелые образные решения в разных видах декоративного творчества; формирование понимания красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства; умения видеть жизнь произведений во взаимодействии с архитектурно-пространственной средой;

• выработка сознательного критического отношения к низким образцам массовой культуры, т. е. к китчу;

• умение оценивать свой творческий результат, свои творческие возможности в соотнесении с другими участниками художественной деятельности.

Предметные результаты:

• понимание места и значения современного декоративного искусства в жизни человека и общества, знание разнообразных видов современного декоративного творчества, материалов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани и т. д.); расширение общекультурного художественно-познавательного кругозора;

• осознание богатых возможностей современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного искусства;

• приобретение опыта работы над декоративной композицией (панно), связанной с украшением школьных интерьеров: освоение практических навыков выполнения эскизов, подготовительного рисунка в натуральную величину (картона), экспериментирование с материалом, цветом, фактурой; умение осуществлять работу в определённой последовательности, используя знание языка декоративного искусства (декоративная обобщённость изображения, локальность цветовых пятен, выразительная пластика ритмически организованных линий в изображении, красота и разнообразие фактур).

Учебно-тематический план 5 класс

Название раздела

Количество часов

1

Древние корни народного искусства

(7 ч)

2

Связь времён в народном искусстве

(8 ч)

3

Декор- человек, общество, время

(11 ч)

4

Декоративное искусство в современном мире

(9ч)

Итого

35

 

 

   Календарно-тематическое  планирование  уроков изобразительного искусства  в  V классе (35 уроков)

№ п/п

Дата

Тема урока

Основные виды деятельности.

 

По плану

Факти-чески

 

 

 

                                            1 четверть     Древние корни народного искусства   (8)

 

 

1

 

 

Древние образы в народном искусстве.

Вводный контроль.

Знакомство  с традиционными образами народного прикладного искусства. Зарисовка  традиционных  образов  народного (крестьянского) прикладного искусства: солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни и др.     Вводный контроль

2

 

 

Декор русской избы

 

Выполнение эскиза орнаментальной композиции для украшения избы (фронтон, наличники, лобовая доска).

 Знакомство с декором избы  Брянской области.

3

 

 

Внутренний мир русской избы

Выполнение коллективной  работы  «В русской избе»    

 

3

 

 

 

Выполнение коллективной  работы  «В русской избе»    

4

 

 

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка). Знакомство с  декором предметов  народного  быта  Новосибирской области.

5

 

 

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Выполнение эскиза  узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров.

 Знакомство с мотивами в орнаментах  вышивки Новосибирской области.

 6

 

 

Народный праздничный костюм

 

Знакомство с историей возникновения народного костюма. Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов.

 Знакомство с костюмом Новосибирской области

7

 

 

Народные праздничные обряды 

 

Знакомство  с календарными народными праздниками. 

Изготовление куклы Масленицы. 

 Знакомство  с  народно-праздничными обрядами Новосибирской области

8

 

 

 Народные праздничные обряды.

Завершение изготовления куклы Масленицы.  Обобщение и систематизация  знаний  и умений  обучающихся  по  теме  четверти.

 

                                    2 четверть     Связь времён в народном искусстве (8)  

 

9

 

 

Древние образы в современных народных игрушках

Знакомство  с историей развития и традициями народных промыслов.

 Знакомство с народными промыслами Сибирского края , Кыштовского района. Определение  направлений проектно-исследовательской деятельности

10

 

 

Древние образы в современных народных игрушках

Выполнение игрушки (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов.

11

 

 

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

Вырезание из бумаги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма.

12

 

 

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи. 

13

 

 

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие 

Вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью.

14

 

 

 Народные  промыслы Брянской области и Климовского района

Защита  исследовательских работ и информационных проектов по  народным промыслам Брянской области и Климовского района

15

 

 

Роль народных промыслов в современной жизни

Изготовление карандашницы  в технике, имитирующей просечную бересту

16

 

 

Связь времён в народном искусстве. 

Тестирование по темам  «Древние корни народного искусства»  и «Связь времён в народном искусстве»

Выполнение конкурсных заданий

(Соревновательная игра)

Оценивание учащихся по итогам тестирования.

 Защита проектов «Промыслы Сибирского края».  Промежуточный  контроль

 

                                         3 четверть     Декор- человек, общество, время (11)

 

17

 

 

Зачем людям украшения

Знакомство с историей  использования  украшений  в  костюме человека, определение социальной роли украшений 

18

 

 

Декор и положение человека в обществе

Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.

19

 

 

Одежда говорит о человеке

Выполнение костюма человека восточных стран (Япония, Китай).  

20

 

 

 Декоративное искусство Западной Европы 17 века

Знакомство  с декоративно- прикладным искусством Западной Европы 17 века. Выполнение  эскиза  интерьера дворца.

21

 

 

Костюмы древних цивилизаций

Знакомство  с отдельными элементами и традициями выполнения костюмов древних цивилизаций.

22

 

 

Костюмы древних цивилизаций

Коллективная работа. Выполнение панно «Бал во дворце» по мотивам сказки  Ш. Перро «Золушка»

23

 

 

Что такое эмблемы, зачем они людям?

Знакомство с историей возникновения эмблем и их значением в жизни человека. 

 Знакомство с эмблемами Родного края. 

24

 

 

Герб и флаг  как  официальные символы 

Выполнение композиции герба и флага

 Символы  Брянской области и Климовского района

25

 

 

О чём рассказывают гербы и эмблемы?

Разработка  проектов   собственного герба или герба  своей семьи, класса (по выбору)

26

 

 

Гербы и эмблемы

рода, семьи, класса

Защита проектов   собственного герба или герба  своей семьи, класса (по выбору)

27

 

 

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Соревновательная игра.  Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах. Обобщение и систематизация  знаний  и умений  обучающихся  по  теме  четверти.

 

                                         4 четверть    Декоративное искусство в современном мире (9)

 

 

28

 

 

Декоративное искусство в современном мире

Знакомство  с современным выставочным искусством (художественное  стекло, ковка, литьё, батик и т.д.)

29

 

 

Современное выставочное искусство

Продолжение знакомства  с современным выставочным искусством.

 Выставочное искусство  Брянского  края и Климовского района

30

 

 

 

Народные корни и образно-символический язык  современного декоративного  искусства.

Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. 

Народные художники Сибирского  края 

31

 

 

Современное декоративное искусство. Витраж

Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу

32

 

 

Декоративно – прикладное  искусство Брянской области и Климовского района.  

 Знакомство творчеством с народных   художников   и мастеров    Сибирского края . Защита  исследовательских работ и проектов. 

 

33

 

 

История и современность декоративной  мозаики.

 

Разработка эскизов мазаичного панно  по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией.  Создание декоративной работы из мозаики. 

34

 

 

Ты сам- мастер декоративно – прикладного искусства. 

Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу.  Создание декоративной работы из мозаики

35

 

 

 Роль декоративно-прикладного  искусства  в жизни человека. Итоговая контрольная работа по теме курса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

Урок-праздник «Украсим школу своими руками» (обобщение  и систематизации знаний).

Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества и знаний учащихся. 

Итоговый  контроль.   

 

Скачать программу полностью