муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

"Средняя общеобразовательная школа №71"

Литература

Рабочая программа, 11 класс

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе 11 класс,

с календарно-тематическим планированием по УМК под ред. В.П.Журавлева. Учебник по литературе 11 класс

для общеобразовательных учреждений в 2-х ч. М., Просвещение, 2013.

Пояснительная записка к рабочей программе

Статус документа

Предлагаемая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) образования (2004 г.) и «Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)», а также Программой по литературе для 10-11 классов для общеобразовательных учреждений базового и профильного уровней (авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, Ю.В.Лебедев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина) по учебнику Литература 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под ред.В.П.Журавлева/. В 2-х частях. М., Просвещение, 2009.

Структура документа

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования.

В 11 классе выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Учитывая рекомендации, изложенные в письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта среднего образования, в рабочей программе выделены часы на развитие речи и внеклассное чтение.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник, хрестоматию, обеспечивающие процесс обучения.

Особенности организации учебного процесса

Содержание программы носит практико - и личностно ориентированный подход. При проведении уроков используются различные формы организации учебного процесса: лекции, беседы, семинары, практикумы, работа в парах и группах, деловые игры.

Описываются методические особенности тем.

Итоговый контроль проводится в форме зачетов, контрольных сочинений, изложений, комплексного анализа текстов, тестирования.

Цели изучения литературы в 11 классе:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи курса

Литература стоит в основании нравственного воспитания личности, испытывающей массу негативных воздействий различного характера, является советчиком подростку, способствует, помогает обрести ориентиры в жизненном лабиринте своевременных насущных проблем. Однако она не решит комплекса личностных проблем без аналитического слова учителя, без его знаний и жизненного опыта, без мудрой поддержки ученика, основанной на прямых и косвенных советах писателя.

Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Образование на уроках литературы идет рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.

Литературное образование в старших классах дает возможность диалога с большими мастерами слова, предусмотревшими большую часть затруднений, встающих перед нашими современниками. Литература XX века несет в себе комплекс нравственных установок и ценностей, которые должны стать мерилом истинного развития человека. В этой связи одним из основных используемых при изучении литературы подходов является аксиологический (ценностный подход), реализующий воспитательный, нравственно ориентированный потенциал произведений.

Другой особенностью литературы является взаимозависимость и взаимообусловленность текстов разных эпох и периодов, что также должно найти отражение в уроке. Выявление интертекстуальных связей не только дает возможность глубокого проникновения в проблему, волновавшую разных писателей, но и определить их эстетические предпочтения, а значит, сформировать разностороннего читателя.

Программа ориентирует учителя на комплексное изучение произведений, реализующее интегрированный подход в преподавании предмета. Предлагается при этом учитывать интересы старшеклассников, выбирать те параллели, которые являются жизненно важными для этого возраста. В то же время интегрирование не должно затемнять смысл произведения, не может смещать акценты при анализе текста.

Перечисленные подходы становятся в современном литературном образовании приоритетными, т.к. ориентированы на воспитание нравственно и эстетически развивающуюся личность.

Главнейшая цель школы — подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.

Структура курса

Структура курса старших классов отличается от структуры всех предшествующих классов. Эта структура дает возможность освоить историю литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса.

В 11 классе представлена русская литература XX века. Это яркие страницы модернизма, расцвета социалистического реализма, развитие просоветской литературной критики.

Монографическое изучение великих классиков XX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, обращение к пересказам и исполнению фрагментов произведений, выразительному чтению и др.

Программа последовательно обращает внимание учителя к вопросам теории литературы. Накопление теоретических сведений должно осуществляться постоянно. Важно не заучить определение, а понять, когда и зачем нужна теория, и уметь их использовать, что сделает анализ конкретного произведения более содержательным.

В 11 классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XX века в их связи с процессом историческим, о стиле писателя, литературной школе, роли и месте литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».

В центре анализа — литературный процесс в XX века. Автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.

В 11 классе это реализуется при параллельном изучении литературы, искусства и истории. Более глубокому и адекватному восприятию произведений способствует также определение мировоззренческих установок, нашедших отражение в изучаемых произведениях, и философского фундамента авторской концепции. Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы, знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть — текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним — основа литературного образования

Предпочтительными формами контроля являются творческие и контрольные работы.

Межпредметные связи

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.

Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой и изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Особенностью старшей школы является и расширение диалога русской и зарубежной литературы, и постоянное внимание к диалогу разных видов искусства: литературы, музыки, изобразительных искусств, театра, кино. Как любой вид искусства, литература входит в содружество муз, питается идеями, пользуется сюжетными алгоритмами других искусств и сама в свою очередь становится основой новых шедевров.

Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются:

  • в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

ЕЖТребования к уровню подготовки

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков ХХ в
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

Виды контроля:

Промежуточный:

  • пересказ
  • выразительное чтение (в том числе наизусть)
  • развёрнутый ответ на вопрос
  • викторины, тесты
  • анализ эпизода
  • анализ стихотворения
  • комментирование художественного текста
  • характеристика героя
  • конспектирование (лекции учителя, статьи учебника)
  • подбор необходимой информации для сообщений на литературную или историко-культурную темы
  • презентация проектов

Итоговый:

  • анализ стихотворения
  • письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос
  • написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений

Список рекомендуемой литературы:

  • «Русская литература ХХ века. 11 класс» (ч.1,2) Учебник для общеобразовательных учебных заведений (под ред. Журавлёва В.П., автор-составитель Коровина В.Я. – М.: «Просвещение», 2008 г.
  • Литература в 11 классе: Методические советы. Под ред. Журавлева. В.П. –М.: Просвещение, 2010 г.
  • «Русская литература ХХ века. 11 класс» Практикум (под ред. Журавлёва В.П. – М.: «Просвещение», 2008 г.)
  • Егорова Н.В., Золотарева И.В.. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. 1-2–е полугодие. – М.: ВАКО, 2013.
  • Секачева Е.В. Литература. Тематические тесты: от текста к смыслу, 11 класс. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «Легион», 2013
  • Ерохина Е.Л. ЕГЭ. Литература. Выполнение задания С5. – М.: «Экзамен», 2011 г.
  • Трунцева Т.Н. Тренажер для подготовки к ЕГЭ. Русский язык и литература для 10-11 классов. – М.: ВАКО, 2013

Содержание программы 11 класс.

Введение Судьбы русской литературы на новом историческом этапе. Модернизм: путь к новой гармонии.

И.А.Бунин Жизнь и творчество писателя. Традиции русской классики в поэзии и лирической прозе Бунина. «Господин из Сан-Франциско». Тема любви («Чистый понедельник», «Легкое дыхание», «Солнечный удар», «Грамматика любви»).

А.И.Куприн Жизнь и творчество писателя. «Олеся», «Гранатовый браслет» Вн. чт «Поединок».

Литература Русского зарубежья Л.Н.Андреев, И.С.Шмелев, В.В.Набоков, Т.Аверченко, ТЭФФИ (обзор)

Судьбы и голоса русских поэтов в годы новой смуты (обзор)

Л.Н. Андреев: русский экспрессионист. «Иуда Искариот» – парадоксальность решения вечной темы.

Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века.

М.Горький. Творческий путь писателя. Ранние романтические произведения М.Горького.

Пьеса «На дне» (Ночлежка и ее обитатели). Жизненная философия Луки, суть его правды. Авторская позиция, её неоднозначность. В поисках нравственной ценности революции. Роман «Мать» (обзор). Горький в эмиграции.

А.А.Блок. Жизнь и творчество поэта. А.Блок и символизм. Лирика. Романтический мир «Стихов о Прекрасной Даме»: «Вхожу я в темные храмы….», «Я, отрок, зажигаю свечи….», «Мне страшно с тобой встречаться…», «Предчувствую тебя, Года проходят мимо…», «Незнакомка», «В ресторане». «Страшный мир» в лирике А.Блока. Чтение и осмысление стихотворений «Фабрика», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О доблестях, о подвиге, о славе…», « О, весна без конца и без краю…» и др. Россия А.Блока («На железной дороге», «Русь», «Россия»). Цикл стихов «На поле Куликовом» и др.

А.Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие. Образ Христа в поэме.

С.А.Есенин. Личность поэта. Ранняя лирика. Тема родины в лирике поэта («Там, где капустные грядки…», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Русь» и др.). Революция в судьбе С.Есенина («Русь Советская», «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни…», «О Русь, взмахни крылами…», «Разбуди меня завтра рано…», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…», «Спит ковыль. Равнина дорогая» и др.). Художественно-философские основы лирики С.Есенина.

С.Есенин о любви: «О красном вечере задумалась дорога…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Пушкину», «Гори, звезда моя, не падай…», «Синий туман. Снеговое раздолье…», «Отговорила роща золотая…»,

«В этом мире я только прохожий…», «Запели тесаные дроги…», «Песнь о собаке», «Цветы мне говорят-прощай…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Письмо матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Заметался пожар голубой…» и др.).

Поэма «Анна Снегина» (обзор)

В.В.Маяковский. Очерк жизни и творчества В.В.Маяковского. Маяковский и футуризм. Образ лирического героя в ранних произведениях поэта («Нате!», « Скрипка и немножко нервно», «Дешевая распродажа», «Послушайте!», «А вы могли бы?» и др. Идейно-художественное своеобразие поэмы В.В.Маяковского «Облако в штанах».

Поэт и революция. Образ Родины в поэзии В.В.Маяковского. Тема любви в поэзии Маяковского. Сатирические произведения Маяковского.

Литературный процесс 20-х годов (обзор).

И.Э.Бабель. Своеобразие цикла «Конармия». Тема Гражданской войны в цикле.

Е.И.Замятин. Личность и своеобразие его художественного мира. «Мы» - роман-антиутопия. Судьба человека в бесчеловечном мире.

Литературный процесс 30-х годов (обзор).

А.П.Платонов. Очерк жизни и творчества. Вн. чт. Своеобразие рассказа «Сокровенный человек».

Идейно-художественное своеобразие повести А.П.Платонова «Котлован».

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество писателя. История создания, жанровое и композиционное своеобразие романа «Мастер и Маргарита». Образ Дома и его роль в образной системе произведения. Драматические переплетения человеческих судеб в романе. Судьба творческой личности в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Тема любви в романе. Мастер и Маргарита. Сатирические страницы в романе. Библейские мотивы и образы в романе.

М.И.Цветаева. Жизнь и творчество поэта, яркая индивидуальность поэтического мира Цветаевой. Бесприютность поэта в мире, тоска по надежному пристанищу, душевному теплу, родной земле в стихотворениях разных лет. Особенности любовной лирики.

О.Э.Мандельштам. Лирика. Судьба и личность поэта. Хрупкая красота жизни в изображении О.Мандельштама. Попытка увидеть свое время сквозь призму иных эпох. Трагический опыт современного поэта.

Б.Л.Пастернак. «Давай ронять слова»: жизнь и творчество Пастернака. Лирика поэта. Вн. чт. Б.Л.Пастернак. «Доктор Живаго».

А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Художественный мир поэтессы. Тема творчества и любви. Ахматова и революция. Образ родины. «Реквием». История создания и публикация поэмы. Образ лирической героини в поэме.

М.А.Шолохов. «Тихий Дон». Жизнь и творчество писателя. Судьба романа «Тихий Дон». «Чудовищная нелепица войны» в изображении автора. Судьба Григория Мелихова как путь поиска правды жизни. Роль любовной коллизии, женские образы в романе.

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Исповедальный характер. Поэма «По праву памяти».

Лагерная тема в прозе 50-60-х годов 20 века

В.Т.Шаламов. Биография писателя. История создания книги «Колымские рассказы». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в «Колымских рассказах» («Последний замер», «Шоковая терапия»).

Жизнь и творчество А.И.Солженицына. «Один день Ивана Денисовича» (изображение русского национального характера). Судьба праведницы. А.И.Солженицын «Матренин двор». «Архипелаг ГУЛАГ» - летопись страданий.

Обзор. Тема Великой Отечественной войны в прозе 20 века.

Эволюция темы от созданных в годы войны произведений к «лейтенантской прозе» 60-70-х годов. Анализ произведений «лейтенантской прозы» (В.Кондратьев «Сашка», В.П.Некрасов « В окопах Сталинграда», К.Воробьев «Убиты под Москвой»). Повести В.Быкова и Б.Л.Васильева о Великой Отечественной войне. Отражение времени в повести Б.Васильева «А завтра была война». Тема чести и бесчестия в повести В.Быкова «Сотников».

Русская проза в 50-90-е годы.

Жизнь и творчество Василия Шукшина. Герои рассказов Шукшина («Как помирал старик», «Чудик», «Микроскоп»). Художественное своеобразие прозы Шукшина.

В.Г.Распутин. «Прощание с Матерой». Матера как символический образ России. Судьбы материнских старух и их детей-коллективный образ трех поколений русских людей. Смысл финала повести и её названия.

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Тема урока (этапы проектной или исследовательской деятельности)

Кол-во часов

Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий)

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата

           

1

Русская литература ХХ в.
в контексте мировой культуры

 

1

Лекция.

Беседа.

Знать основные темы и проблемы русской литературы ХХ в.

Уметь соотносить процесс развития русской литературы с литературой других стран, с мировой культурой

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

2

Русская литература ХХ в.
в контексте мировой культуры

1

Лекция.

Беседа.

Знать основные закономерности развития литературного процесса рубежа веков

Уметь соотносить процесс развития литературы с общественной жизнью и культурой

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

3

И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика Бунина.

1

Беседа.

работа с текстом.

Выразительное чтение стихотворений.

Знать биографию писателя, основные мотивы лирики.

Уметь выступать с устным сообщением

Уметь выделять изобразительно-выразительные средства и определять их

роль в художественном тексте

Уметь применять для решения учебных задач ин-формационные и телекоммуникационные технологии

 

4

И. А. Бунин. «Господин
из Сан-Франциско».

1

Осмысление сюжета произведения, выборочный пересказ, анализ текста

Уметь составлять развернутую характеристику героя; определять роль художественной детали

Уметь выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры

 

5

И. А. Бунин. Чистый понедельник.

1

Осмысление сюжета произведения, выборочный пересказ, анализ текста

Уметь определять стилистическую окрашенность повествования

Уметь анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения

Уметь передавать ин-формацию адекватно по-ставленной цели (сжато, полно, выборочно)

 

6

Р./р. Сочинение по творчеству И. А. Бунина.

1

Создание художественной версии сочинения на заданную тему.

Уметь составлять план в соответствии с выбранной темой; писать сочинение, опираясь на составленный план, полно раскрыть выбранную тему и грамотно изложить материал

Уметь самостоятельно редактировать текст

Уметь создавать письменные тексты на заданную тему

 

7

А. И. Куприн. Жизнь и творчество.

1

Чтение и восприятие текста.

Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.

Знать биографию писателя; нравственно-философскую проблематику его произведений

Уметь обосновать в устной и письменной форме свое отношение к произведению

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); уметь использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации

 

8

А. И. Куприн. «Гранатовый браслет»: смысл споров
о сильной и бескорыстной любви.

1

Чтение и восприятие текста.

Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.

Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику

Уметь сопоставлять эпизод эпического произведения с экранизацией или иллюстрацией к нему

 

9

М. Горький. Личность. Творчество. Судьба.

Рассказ «Старуха Изергиль».

1

Чтение и восприятие текста.

Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.

Знать биографию писателя.

Уметь видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет героя

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Уметь находить информацию по заданной теме в различных источниках

 

10

Пьеса «На дне».

1

Чтение и восприятие текста.

Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.

Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику

Уметь оценивать игру актера в отдельной сцене

Уметь использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации

 

11

Философский спор о правде и человеке.

1

Чтение и восприятие текста. Осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий и характеров путем пересказа; анализ текста.

Уметь проследить развитие конфликта в драме

Уметь анализировать место и роль отдельного эпизода в архитектонике произведения

Владеть навыками работы с различными источниками информации

 

12

Система образов в пьесе «На дне».

1

Чтение и восприятие текста. Осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий и характеров путем пересказа; анализ языка произведения.

Уметь анализировать систему образов произведения; вести диалог

Уметь написать отзыв о театральном спектакле, инсценировке, экранизации изученного произведения

Самостоятельно отбирать необходимую для решения учебных задач информацию

 

13

Р./р. Сочинение по творчеству М. Горького.

1

Создание художественной версии сочинения на заданную тему.

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно рас-крыть ее и грамотно изложить материал

Уметь самостоятельно редактировать текст

Уметь создавать письменные тексты на заданную тему

 

14

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы ХХ в.

1

Лекция, беседа.

Знать основные темы и проблемы зарубежной литературы первой половины ХХ в.

Уметь соотносить творчество зарубежных писателей начала ХХ в. с твор-чеством российских

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа.

Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и передачи информации

 

15

Б. Шоу. Жизнь и творчество.

1

Беседа.

Знать биографию писателя, историю создания произведения, его проблематику.

Уметь выступать с устным сообщением

Уметь анализировать драматическое произведение, выделяя его художественные особенности

 

16

Г. Аполлинер. Жизнь и творчество поэта. Стихотворение «Мост Мирабо».

1

Беседа, анализ стихотворений.

Знать биографию поэта.

Уметь определять смену чувств лирического героя в стихотворениях
Г. Аполлинера

Уметь определять художественные особенности лирического произведения

 

17

Серебряный век русской поэзии.

1

Лекция, беседа.

Анализ стихотворений.

Знать литературные течения русской поэзии конца XIX–начала ХХ вв.

Уметь соотносить процесс развития литературы с общественной жизнью и развитием культуры в целом

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

18

Символизм. «Старшие символисты».

1

Проблемные задания, лекция.

Уметь постигать содержание литературного произведения на аналитическом уровне. Знать основные положения символизма как литературного направления.

Уметь выступать с устным сообщением. Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

19

В.Брюсов. Жизнь и творчество поэта.

1

Лекция, проблемные задания. Чтение и полноценное восприятие стихотворений.

Знать тематику лирики раннего творчества поэта.

Уметь выступать с устным сообщением.

 

20

творчество К. Д. Бальмонта

1

Лекция, проблемные задания. Чтение и полноценное восприятие стихотворений.

Знать основные темы творчества поэта.

Уметь выступать с устным сообщением.

 

21

«младосимволисты» (творчество А. Белого).

1

Лекция, проблемные задания. Чтение и полноценное восприятие стихотворений.

Знать основные темы творчества поэта.

Уметь выступать с устным сообщением.

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

22

Акмеизм.

1

Лекция. Беседа.

Знать основные положения акмеизма как литературного направления.

Уметь выступать с устным сообщением

 

23

Жизненный
и творческий путь Н. С. Гумилева. Романтический герой лирики Гумилева.

1

Проблемные задания. Чтение и полноценное восприятие стихотворений.

Знать основные темы творчества поэта.

Уметь выступать с устным сообщением. Уметь постигать содержание литературного произведения на аналитическом уровне. Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

24

Футуризм.

1

Лекция.

Знать основные положения футуризма как литературного направления.

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

25

Жизнь и творчество В. Хлебникова.

1

Проблемные задания.

Чтение и полноценное восприятие стихотворений.

Знать основные темы творчества поэта.

Уметь выступать с устным сообщением. Уметь постигать содержание литературного произведения на аналитическом уровне. Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

26

«Эгофутуризм «. И. Северянин.

1

Проблемные задания.

Чтение и полноценное восприятие стихотворений.

Знать основные темы творчества поэта.

Уметь выступать с устным сообщением. Уметь постигать содержание литературного произведения на аналитическом уровне. Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

27

Крестьянская поэзия. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX вв. творчестве поэтов начала ХХ в. Жизнь и творчество Н. А. Клюева.

1

Лекция, проблемные задания.

Чтение и полноценное восприятие стихотворений.

Знать особенности развития крестьянской поэзии в начале ХХ в.

Уметь выступать с устным сообщением, Уметь выделять изобразительные средства и определять их роль в художественном тексте

 

28

Р./р. Сочинение по творчеству поэтов конца XIX–начала ХХ вв.

1

Создание развернутого плана к сочинению.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой

Уметь писать и грамотно оформлять сочинения различных жанров

Уметь создавать письменный текст на заданную тему;

самостоятельно отбирать необходимую информацию в источниках различного типа

 

29

А. А. Блок. Личность и судьба поэта. Романтический мир раннего Блока.

1

Лекция, проблемные задания.

Чтение и полноценное восприятие стихотворений.

Знать характеристику центральных циклов и программных стихотворений

Уметь передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении

 

30

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме»

1

Проблемные задания. Чтение и полноценное восприятие стихотворений.

Уметь выделять изобразительные средства и определять их роль в художественном тексте

Уметь передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении

 

31

Тема Родины в творчестве А.Блока

1

Проблемные задания. Чтение и полноценное восприятие стихотворений.

Уметь выделять изобразительные средства и определять их роль в художественном тексте

Уметь передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении

 

32-34

Поэма «Двенадцать». История создания.

3

Самостоятельный письменный анализ поэмы; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.

Знать сюжет поэмы и ее героев; понимать неоднозначность трактовки финала; символику поэмы

Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте

Владеть навыками работы с различными источниками информации

 

35

Р./р. Сочинение по творчеству А. А. Блока.

1

Написание развернутого плана.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой

Уметь писать сочинения различных жанров; грамотно излагать и оформлять их

Уметь создавать письменный текст на заданную тему

 

36-37

В. В. Маяковский. Моя революция. Дух бунтарства
в ранней лирике.

2

Лекция, проблемные задания.

Чтение и полноценное восприятие стихотворений.

Знать тематику лирики раннего творчества поэта, особенности строфики и графики; понимать, в чем состоит новаторский характер поэзии Маяковского

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль

Уметь ориентироваться в информационных потоках, Уметь выделять в них главное

 

38

Сатирические мотивы лирики В. В. Маяковского.

1

Лекция, проблемные задания.

Чтение и полноценное восприятие стихотворений.

Знать сатиристические произведения в творчестве Маяковского.

Уметь находить объекты сатиры и художественные средства, благодаря которым поэт создает сатирический эффект

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль

Владеть навыками работы с различными источниками информации: учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет

 

39-40

Стихи В. В. Маяковского
о любви.

2

Лекция, проблемные задания.

Чтение и полноценное восприятие стихотворений.

Знать особенности любовной лирики поэта.

Уметь определять смену чувств лирического героя в стихотворениях Маяковского о любви, Уметь передавать информацию адекватно постав- ленной цели (сжато, полно, выборочно)

 

41-42

Лики Родины в поэзии
С. А. Есенина.

2

Лекция, проблемные задания.

Чтение и полноценное восприятие стихотворений.

Знать эволюцию темы Родины в лирике Есенина, Уметь находить необходимую информацию в различных источниках

 

43-44

Любовная лирика С. А. Есенина.

2

Лекция, проблемные задания.

Чтение и полноценное восприятие стихотворений.

Уметь определять смену чувств в стихотворениях Есенина о любви на основе личностного восприятия

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

 

45

Р./р. Сочинение по творчеству С. А. Есенина и В. В. Ма- яковского.

1

Написание развернутого плана; самостоятельный письменный анализ лирических стихотворений.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его

Уметь писать сочинения различных жанров

Уметь составлять письменный текст на заданную тему

 

46-48

М. И. Цветаева. Основные темы творчества.

3

Лекция, проблемные задания.

Чтение и полноценное восприятие стихотворений.

Знать основные мотивы лирики
М. И. Цветаевой

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

 

49-51

О. Э. Мандельштам. Особенность манеры поэтического письма.

3

Лекция, проблемные задания.

Чтение и полноценное восприятие стихотворений.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта; особенности стиля

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль

Владеть навыками работы с различными источниками информации

 

52-54

А. А. Ахматова. Жизнь
и творчество.

3

Лекция, проблемные задания.

Чтение и полноценное восприятие стихотворений. Выразительное чтение стихотворений; мелодекламация.

Знать основные вехи жизненного
и творческого пути А. А. Ахматовой; особенности ее стиха (музыкальность интонации)

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте

и определять их роль

Уметь находить необходимую информацию в источниках различного типа и

систематизировать ее

 

55-56

А. А. Ахматова. Поэма «Реквием».

2

Чтение и полноценное восприятие поэмы, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.

Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику

Знать художественные особенности поэмы

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

 

57

Р./р. Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.

1

Написание развернутого плана.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его

Уметь писать сочинения различных жанров

Уметь составлять письменный текст на заданную тему

 

58-59

Б. Л. Пастернак. Жизнь
и творчество. Лирика.

2

Лекция, беседа; комментированное чтение стихотворений.

Знать основные этапы жизни и твор-чества Б. Л. Пастернака; тематику и особенности его лирики

Знать основные мотивы лирики
Б. Л. Пастернака.

Уметь анализировать лирическое про-изведение

 

60-62

Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго».

3

Чтение и полноценное восприятие произведения; осмысление сюжета, изображенных в нем событий и характеров.

Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие

Уметь анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения

Уметь передавать ин-формацию адекватно по-ставленной цели (сжато, полно, выборочно)

 

63

Жизнь, творчество, личность М. А. Булгакова..

1

Лекция, проблемные задания.

Чтение и полноценное восприятие произведения.

Знать биографию писателя, историю создания и публикации романа «Мастер и Маргарита».

Уметь выступать
с устным сообщением на заданную тему

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

64

Михаил Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».

1

.Чтение и полноценное восприятие произведения, осмысление сюжета, изображенных в нем событий и характеров.

Знать особенности композиции и проблематики романа

Знать жанровое своеобразие романа

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

 

65-66

Поиск истины и проблема нравственного выбора.

2

Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.

Уметь делать обобщение на основе сравнительной
характеристики героев

Уметь сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и отличия авторской позиции

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели

 

67

Судьба художника в романе «Мастер и Маргарита».

1

Чтение и полноценное восприятие произведения, осмысление сюжета, изображенных в нем событий и характеров. Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.

Уметь составлять развернутую характеристику героя; определять роль художественной детали

Уметь определять особенности средств создания образов-персонажей

Уметь находить необходимую информацию в источниках различного типа

 

68

«Нечистая сила» в романе «Мастер и Маргарита».

1

Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.

Уметь составлять характеристику группы персонажей

Знать роль фантастики в романе

Уметь находить8информацию по заданной теме, систематизировать и обобщать ее

 

69

Р./р. Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.

1

Написание развернутого плана.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его

Уметь писать сочинения различных жанров

Уметь составлять письменный текст на заданную тему

 

70-71

А. П. Платонов. «Усомнившийся Макар».

2

Лекция, беседа.

Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику.

Уметь вести диалог

Уметь постигать содержание произведения на аналитическом уровне (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев)

Уметь передавать содер-жание инфор-мации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

 

72

М. А. Шолохов. Жизнь
и творчество. «Донские рассказы».

1

Лекция, беседа.

Знать биографию писателя.

Уметь выступать
с устным сообщением

Уметь обосновать свое отношение к писателю и его произведениям

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

 

73

Замысел и история создания романа «Тихий Дон».

1

Лекция, беседа

Знать историю создания, смысл названия романа, жанровые и композиционные особенности

Уметь постигать содержание произведения на синтезирующем уровне (концепция произведения в целом)

Уметь находить информацию по заданной теме, систематизировать и обобщать ее

 

74-75

Картины жизни донских казаков на страницах романа «Тихий Дон».

2

Чтение и полноценное восприятие произведения, осмысление сюжета, изображенных в нем событий и характеров. Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.

Знать главных героев, основные сюжетные линии

Уметь составлять характеристику группы персонажей

Уметь ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное

 

76

«Чудовищная нелепица войны» в изображении
М. А. Шолохова. Изображение

1

Чтение и полноценное восприятие произведения, осмысление сюжета, изображенных в нем событий и характеров. Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.

Уметь анализировать место и роль отдельного эпизода в архитектонике произведения

Знать особенности языка, стиля писателя

Уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам
СМИ

 

77

«В мире, расколотом надвое». Гражданская война на Дону. Трагедия Григория Мелехова.

1

Чтение и полноценное восприятие произведения, осмысление сюжета, изображенных в нем событий и характеров. Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.

Уметь выступать с устным сообщением, формулировать собственные ценностные ориентиры по проблеме

Знать особенности языка, стиля писателя

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

 

78

Р./р. Сочинение по творчеству М. А. Шолохова.

1

Написание развернутого плана.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его

Уметь писать сочинения различных жанров

Уметь составлять
письменный текст на заданную тему

 

79-80

Э. Хемингуэй. Жизнь
и творчество писателя. Повесть «Старик и море».

2

Лекция, беседа; комментированное чтение отдельных фрагментов повести.

Знать основные вехи жизни и творчества писателя

Знать особенности языка, стиля писателя

Уметь находить и систематизировать информацию в различных источниках

 

81-82

Обзор русской литературы второй половины ХХ в.

2

Лекция, беседа

Знать основные сюжетные линии, главных героев, смысл названия.

Уметь выступать с устным сообщением

Уметь сопоставлять трактовку темы разными авторами, вести диалог

 

83-84

А. Т. Твардовский. Философская лирика.

2

Лекция, беседа.

Чтение и осмысление лирических стихотворений; анализ образов.

Знать основные мотивы лирики
А. Т. Твардовского.

Уметь выступать с устным сообщением

Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (полно, сжато, выборочно)

 

85-86

В. Т. Шаламов. Жизнь
и творчество писателя.

2

Осмысление характеров, изображенных В. Шаламовым; комментированное чтение отдельных фрагментов.

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Уметь выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к ним

Уметь осознанно воспринимать информацию, получаемую по каналам СМИ; находить инфор-

мацию по за данной теме в источниках различного типа и передавать ее со-ответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно)

 

87-88

А. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».

2

Осмысление характеров, изображенных писателем; комментированное чтение отдельных фрагментов.

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Уметь соотносить произведение с конкретно-исторической ситуацией

 

89

В. М. Шукшин. Рассказы «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

1

Комментированное чтение рассказов.

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Знать особенности стиля писателя

 

90

В. В. Быков. Повесть «Сотников».

1

Чтение и полноценное восприятие эпизодов повети; выборочный пересказ; анализ проблем.

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Уметь соотносить произведение с конкретно-исторической ситуацией, Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать ее соответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно)

 

91-92

В. Г. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».

2

Чтение и полноценное восприятие эпизодов повети; выборочный пересказ; анализ проблем.

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Знать особенности стиля писателя Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать ее соответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно)

 

93

Н. М. Рубцов. Своеобразие художественного мира поэта.

1

Чтение и полноценное восприятие стихотворений.

Знать особенности стиля поэта

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте

и определять их роль Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать ее соответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно)

 

94

Р. Гамзатов. Жизнь и творчество. Лирика.

1

Полноценное восприятие стихотворений; анализ текста.

Знать основные мотивы лирики поэта, Уметь выделять изобразительно-выразительные средства языка в поэтическом тексте и определять их роль, Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать ее соответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно)

 

95

И. А. Бродский. Жизнь и творчество. Лирика.

1

Полноценное восприятие стихотворений; анализ текста.

Знать особенности лирики поэта, Уметь выделять изобразительно-выразительные средства языка в поэтическом тексте и определять их роль, Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать ее соответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно)

 

96

Б. Ш. Окуджава. Особенности «бардовской» поэзии.

1

Полноценное восприятие стихотворений; анализ текста.

Знать основные темы лирики поэта; понятие «бардовская» лирика

Уметь анализировать стилистические особенности «бардовской» лирики, Уметь самостоятельно находить, анализировать и систематизировать необходимую для решения учебных задач информацию

 

97

А. В. Вампилов. Жизнь и творчество. Лирика.

1

Полноценное восприятие стихотворений; анализ текста.

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Уметь определять особенности создания образа в драматургическом произведении, Уметь самостоятельно находить, анализировать и систематизировать необходимую для решения учебных задач информацию

 

98-99

Обзор литературы последнего десятилетия.

1

Лекция, беседа.

Знать основные направления развития современной литературы

Уметь ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное

 

100

Р./р. Сочинение по русской литературе второй половины ХХ в.

1

Написание развернутого плана.

   

101-102

Обобщающие уроки по литературе ХХ века.

 

.

   

Скачать программу полностью