муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

"Средняя общеобразовательная школа №71"

Основы выбора профессии

Рабочая программа, 8 класс

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №71»

«Утверждаю»

Директор школы

__________ А.А.Серафимов

Рабочая программа

по курсу «Основы выбора профессии»

для 8-х классов

на 2016-2017 учебный год

Учитель: Кондрашкина Алина Сергеевна

Новосибирск 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.

Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван курс «Основы выбора профессии».

Цели курса:

актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда;

развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи: курса:

повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.

В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по темам курса проводятся практические работы.

В рамках курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.

Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.

Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.

Курс «Основы выбора профессии» предназначен для учащихся 8 класса, на изучение курса отводится 35 часов, 1 час в неделю. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческого проекта «Выбор профессии».

В результате изучения учащиеся должны:

знать социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; ситуацию выбора профессии; возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии; понятие о профессиях, специальностях, должностях; отрасли экономики; способы классификации профессий, понятия о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии; сущность и этапы выполнения профессиональных проб; требования к выполнению и оформлению творческого проекта «Выбор профессии».

уметь анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; составлять формулу профессии; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять план подготовки к профессиональному самоопределению; анализировать профессиограммы и психограммы; выполнять профессиональные пробы; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства; выполнять и защищать творческий проект «Выбор профессии»; заполнять карту самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

иметь представление о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в рыночных условиях; о предпринимательстве; о рынке труда.

Данный курс знакомит учащихся с многообразием мира профессий, помогает соотнести полученные знания о самом себе с существующими вариантами профессиональной деятельности, знакомит с «технологией» поиска работы.

Ключевыми понятиями в данном курсе являются: профессия, карьера, жизненные цели, личный профессиональный план, профессиограмма, профессиональная пригодность, призвание, технология поиска работы, автобиография, деловое общение.

Методики, используемые на занятиях – дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова, карта интересов А.Е.Голомштока, опросник профессиональных предпочтений Л.Йовайши, методика определения типа личности Дж. Голланда (Холланда), тренинги, игры, психотехнологические упражнения и др.

Формы занятий в рамках данного курса – лекции, беседы, диагностические процедуры, сюжетно-ролевые игры.

В ходе лекций и бесед освещаются обозначенные темы занятий и актуализируются имеющиеся знания у учащихся.

Диагностические процедуры, тесты позволяют исследовать качества, способности, возможности каждого участника в соотнесении с различными профессиями.

Сюжетно-ролевые игры дают возможность учащимся попробовать себя в различных ролях, достигнуть объективной самооценки, соотнести свои способности и желания с различными профессиями, расширить круг возможного выбора своего жизненного пути и профессионального определения.

В процессе работы по данной программе у каждого учащегося формируется личная папка с результатами исследований, диагностики, материалами об изучаемых и выбираемых профессиях и т.д.

Тематический план

п/п

Наименование раздела

Кол-во

часов

1

Основы профессионального и жизненного самоопределения.

7

2

Мир труда и профессий.

6

3

Человек и профессия.

10

4

Слагаемые успеха в выборе профессии.

10

5

Творческий проект «Выбор профессии»

2

Итого

35

Содержание курса

Раздел 1. Основы профессионального и жизненного самоопределения. ( 7 ч )

Теоретические сведения. Понятие профессионального и жизненного самоопределения. Пути освоения профессии. Ситуация выбора. Ошибки и затруднения при выборе профессии. Правила выбора профессии. Понятие о профессии, специальности. Общий обзор классификации профессий. Типы и классы профессий. Отделы и группы профессий. Применение информационных технологий в различных профессиях на современном этапе развития производства. Формула выбора профессии. Понятие профессиограммы и психограммы профессии.

Практическая работа. Запись основных терминов и положений. Заполнение таблицы «Мой идеал работника-профессионала»:

Оказывают влияние на выбор профессии

Степень влияния на выбор (по пятибалльной системе)

Ваш идеал (по пятибалльной системе)

Родители

   

Родственники

   

Учителя

   

Друзья

   

Литературные герои,

   

киногерои

   

Кто-то еще

   

Знакомство с профессиограммами различных профессий. Составление профессиограммы интересующей профессии.

 

Раздел 2. Мир труда и профессий. (6 ч)

 

Теоретические сведения. Происхождение труда. Разделение труда. Современные формы разделения труда. Сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность». Основные характеристики профессий. Сущность и виды труда процесс труда. Предмет труда. Средство труда. Продукты трудовой деятельности

Практическая работа. Запись в тетрадь основных опорных понятий. Проведение дидактической игры «Профессия, должность, специальность» и викторины «Кто больше знает профессий». Упражнение «Цепочка профессий». .Заполнение таблиц.

Раздел 3. Человек и профессия (11 ч )

Теоретические сведения. Жизненный и профессиональный планы. Карьера. Профессиональная пригодность. Профессиональная консультация. Где получить профессию? Деловой этикет. Виды общения. Телефонные переговоры. Деловое письмо. Как вести переговоры.

Практическая работа. Определение характера мотивов выбора профессии. Знакомство с интернет-сайтами различных учебных заведений. Составление профессионального личного плана:

Перечень факторов

лпп0

ЛПП1

лпп2

1. Профессия

     

2. Главная цель (что буду делать)

     

3. Мой идеал в жизни и деятельности

     

4. Путь получения профессии

     

5. Оценка своих возможностей:

     

• склонности;

     

• способности;

     

• состояние здоровья;

     

необходимые качества личности

     

6. Запасной вариант

     

7. Что рекомендуют родители

     

8. Позиция товарищей

     

9. Рекомендации учителя

     

Практическая работа. Деловая игра «Переговоры», «Перезвоните, вас не слышно», письменная работа «Составление делового письма».

Раздел 4. Слагаемые выбора профессии (10ч)

Теоретические сведения. Интересы, склонности, способности. Здоровье и выбор профессии. Сознательность и самостоятельность выбора профессии. Самовоспитание и выбор профессии. Понятие профессиональной пробы. Ее основные функции в профессиональном становлении личности. Компьютерное моделирование основных ситуаций будущей профессиональной деятельности. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Рассмотрение понятия «рынок труда» и его составляющих. Предложение и спрос. Цена товара – рабочая сила. Анализ состояния, динамики и тенденций развития рынка труда в нашем регионе. Определение профессиональной готовности к овладению той или иной профессией. Проведение методики «Опросник профессиональной готовности».

Практическая работа. Определение склонностей и коммуникативно-организаторских способностей. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение ценностей школьников с помощью методики «к чему стремятся люди в жизни». Определение типа темперамента школьника по методике Айзенка. Определение особенностей характера по методике «Мой характер». Выявление склонностей и способностей учащихся при помощи методики «КОС» И « Определение склонностей».

Раздел 5.Творческий проект «Выбор профессии» (1ч)

Теоретический материал. Содержание творческих проектов и требования к отбору объектов проектирования. Выбор и обоснование темы проекта. Последовательность выполнения проекта.

Практическая работа. Выполнение проектирования своей будущей профессиональной деятельности.

Требования к уровню усвоения учащимися материала элективного курса:

В результате изучения программы элективного курса «Основы выбора профессии»» учащиеся получают возможность знать:

возможности личности в профессиональной деятельности

потребности рынка труда

социальные проблемы труда

свойства нервной системы и ограничения при выборе профессии

классификацию профессий

понятие о профессиональной карьере

критерии профессиональной компетентности

специфику этапов профессионального самоопределения

Учащиеся получают возможность уметь:

составлять карту интересов

составлять формулы профессий

составлять собственное резюме

получать информацию из объявлений, справочников, компьютерных сетей

анализировать полученную информацию и на основе анализа составлять личный профессиональный план

Тема урокаТип урока Формы организации Элементы

содержания

Характеристика основных видов деятельности

Вид контроля

Д/зРаздел 1. Основы профессионального и жизненного самоопределения (7ч)

1

Вводное занятие. Усвоение новых знанийЛекция Цели и задачи курса. Особенности профориентационной работы в современных условиях.Самостоятельно ставить цель и задачи курса ОВП;

Определять правила выбора профессииОпрос

Выучить термины,

работа над профориента-ционной картой 2Основы профессионального самоопределения.Урок – практикум.Лекция.

Практическая работа

Цель и смысл жизни. Этапы профессионального самоопределения. Пути освоения профессии. Формула оптимального выбора профессии.

Поиск цели жизни.Знать определения «Цель и смысл жизни», «Профессиональное самоопределение», знать типы учебных заведений, этапы профессионального самоопределения.

использовать приобретённые знания для выбора оптимального учебного заведения для получения желаемой профессии.Опрос

Выучить термины, таблица 3Сущность и структура процесса профессионального самоопределения Усвоение новых знанийЛекция Понятие рынка труда. Условия формирования рынка труда. Структура рынка труда. Молодежь на рынке труда.знать:

условия формирования и структуру современного рынка труда, типы рынка труда.

Отличать разные типы рынков труда.

Опрос

Выучить термины, конспект.4Значение, ситуация и правила выбора профессииУсвоение новых знанийЛекция.

Практическая работа.Изменения в мире профессий. Рынок профессий. Престижные профессии.

Составление словаря современных престижных профессий. знать:

Современный рынок профессий, престижные профессии.

Составлять словарь современных престижных профессий.Опрос

Выучить конспект, составить словарь профессий.5Типичные ошибки при выборе профессии .Урок – практикум.Лекция.

Практическая работа.Понятия «профессия», «специальность», «должность». Профессиограмма.знать:

Определения «профессия», «специальность», «должность», «профессиограмма».

Отличать профессии, специальности, должности.Опрос

Выучить термины6

Творческий проект «Мой выбор»: сущность и структураСамостоятельная работа Практическая работа.Основные разделы проекта: обоснование профессии, профессиограмма профессии, план подготовки к приобретению профессии, готовность к профессиональному самоопределению.знать:

Классы, отделы, группы и типы профессий.

Учащиеся должны уметь:

Соотносить профессии к определенному классу профессий, составлять формулу выбранной профессии.Решение тестов

Повторить все изученное7Контрольная работа по разделу «Основы профессионального самоопределения»Самостоятельная работаПрактическая работаЗнать основные понятия раздела

Тестирование, терминологический диктантРаздел 2. Мир труда и профессий (6ч)

8 Профессия и специальность: происхождение и сущностьВводный уроклекцияПроисхождение труда. Разделение труда. Сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность». Основные характеристики профессий.Записать в тетрадь основные опорные понятия. Опрос Выучить новые термины и понятия9Многообразие мира трудаКомбинированныйЛекция

Практическая работаСущность и виды труда. Процесс труда. Функции человека в процессе труда. продукты трудовой деятельности.Определять предмет труда и продукты трудовой деятельности.

Записать основные понятия.ОпросЗаполнить таблицу в тетради.10Классификация профессий. Формула профессииКомбинированныйЛекцияКлассификационные признаки. Классы профессии. Отделы профессий. Группа профессии. Формула профессий и ее роль в процессе подготовки учащихся к профессиональному самоопределениюЗнать способы классификации. Записать в тетрадь основные понятия.

Опрос Определить формулу своей будущей профессии11Профессиональная деятельность и карьера человекаКомбинированныйЛекция

Практическая работаПрофессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты.Знать понятия «компетенция», «профессиональное мастерство».; структуру плана профессиональной карьерыопросЗаполнить таблицу в тетради.12Рынок труда и его требования к профессионалуКомбинированный ЛекцияСущность труда и принципа его формирования. Безработица и причины ее появления. Статус безработного.Знать: требования к современному профессионалу. Профессии 21 века. Рынок труда в Новосибирской областиопросВыучить опорные понятия.

Изложить в тетради сведения о личных и профессиональных качествах, профессионального идеала.13 Контрольная работа по разделу «Мир труда и профессии»Самостоятельная работаПрактическая работаЗнать основные понятия и термины раздела.Раздел Человек и профессия (10 ч )

14Профессионально важные качества личностиВводный уроклекцияСущность и структура профессионально важных качеств человека. Направленность личности, показатели профессиональной направленности. Знать: Типологические особенности человека.

Определить сущность понятия «профессиональное призвание»опросЗаполнить таблицу в тетради 15Интересы и склонности. Мотивы выбора профессииКомбинированныйЛекция

Практическая работаСущность понятий «интересы» и «склонности». Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения.Отличать интерес от склонности, способы формирования профессиональных интересов.

Знать мотивы выбора профессии, группы мотивов выбора профессии.Опрос Записать в тетрадь опорные понятия. Определить свои склонности к сфере профессиональной деятельности (методика ОПГ) и мотивов выбора будущей профессии (анкета)16Ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределенииКомбинированный Лекция Ценностная ориентация, как избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его убеждений, установок и предпочтений.Запись в тетрадь опорных понятий.

Определение ценностей

школьников с помощью методики «к чему стремятся люди в жизни» опросВыучить конспект17Особенности психических процессов и выбор профессииКомбинированныйЛекция Сущность и виды познавательных процессов, их структура. Ощущение, восприятие, представление. Внимание, свойства внимания. Память. Мышление. Воображение. Эмоции, чувства, воля.Знать: виды представлений, памяти, эмоциональных состояний.Опрос.Выучить конспект18Темперамент и выбор профессииКомбинированныйЛекцияСущность и типы темперамента, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности человека. Давать психологическую характеристику темпераментов.Опрос Определить свой тип темперамента по методике Айзенка.19Характер и выбор профессииКомбинированныйЛекцияОпределение понятия «характер». Черты и типы характера

Характер и выбор профессии Общие требования типов профессии к характеру человека. Уметь определять положительные и отрицательные черты характера в отношении человека к себе, другим людям, различным видам деятельности.ОпросВыучить конспект.20Роль способностей в профессиональной деятельностиКомбинированный ЛекцияСущность понятия «способности», общие и специальные способности. Уровни развития способностей. Типы профессии и специальные способности.Знать основные свойства специальных способностей, уровни способностей.

Записать в тетрадь опорные понятия.опросОпределить свои склонности21Тип личности и выбор профессии.Комбинированный.Лекция.

Практическая работа.«Хочу» - интересы, склонности, профессиональная направленность личности.

«Могу» - личностные возможности.

«Надо» - информация о состоянии рынка труда.

Формула оптимального выбора профессии.

Учащиеся должны знать:

Правила выбора профессии.

Применять формулу оптимального выбора профессии.Опрос

Выучить конспект, придумать заданные ситуации 22

Здоровье и выбор профессии.Комбини-рованныйЛекция.

Практическая работаРоль здоровья человека в выборе будущей профессии. Медицинские противопоказания.

Определение круга профессий исходя из состояния здоровья.Учащиеся должны знать

Медицинские противопоказания для различных групп профессий.

Учащиеся должны уметь

Определять медицинские противопоказания и неблагоприятные факторы для различных профессий.

Опрос

Выучить конспект.23Профессиональная пригодность.КомбинированныйЛекцияСущность и степени профессиональной пригодности. Признаки профессиональной пригодности, профессионального соответствия. Тест Холланда.Знать основные понятия и термины.опросПодготовка к самостоятельной работе по разделу 3Раздел 4. Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении (10ч)

24Анализ профессионально деятельностиУрок – практикумБеседа. Практическая работа.Психограмма как составная часть профессиограммы. Роль профессиограмм и психограмм в подготовке учащихся к профессиональному самоопределению.Выявить источники информации о профессиях. Знать что такое профессиограмма и ее предназначениеопросРазработка профессиограммы предполагаемой профессии25Профессиональная пробы и творческие проектыУрок – практикумПрактическая работаЭтапы профессионального самоопределения. Виды и требования к самоконтролю. Анкеты: «Опросник профессиональной готовности», «Карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению».Знать: Критерии оценки выбора профессии.

Оценивать свою готовность к выбору профессии.Решение тестов

Составить личный проф. план.2627.Профессиональные и жизненные планы. Комбини-рованный Лекция.

Практическая работаКарьера, типы карьеры. Профессиональный план.

знать

Определения «карьера», «профессиональный план», «профессиональная пригодность», понимать, как влияет профессиональная пригодность на реализацию профессионального плана и карьера.

Определять степень профессиональной пригодности и строить личный профессиональный план.Решение тестов

Выучить термины. 28

Планирование личной профессиональной карьеры. Урок – практикумПрактическая работаКритерии построения личной профессиональной карьеры.

Построение личной профессиональной карьеры.

уметь

Планировать личную профессиональную карьеру, используя данные критерии, анализировать личный профессиональный план.Опрос

Составить личный проф. план.29Профориентационная игра.Урок – практикумПрактическая работаПрофориентационная игра «На что потратить жизнь»знать

Правила игры, использовать знания о себе, полученные на уроках.

Сделать выбор, соответствующий их жизненным целям.Опрос

Составить личный проф. план.30Профессиональное саморазвитие и самовоспитаниеУрок – практикумПрактическая работаЧеловеческие ресурсы. Виды возможностей человека. Суть профессионального саморазвития и самовоспитанияИспользовать методы профессионального самовоспитания: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самообразование, самоконтроль, самооценка.Решение тестов

Составить план подготовки к приобретению профессии31Профессиональная консультацияУрок – практикумПрактическая работаСущность, цель, задачи профессиональной консультации. Виды и задачи профессиональной консультации. Знать и уметь применять на практике формы проведения профессиональных консультаций.Подготовка учащихся к профессиональной консультацииСоставить дома перечень вопросов к профконсультации32Пути получения профессионального образованияУрок – практикумБеседа. Практическая работа.Государственный стандарт профессионального образования. Система профессиональной подготовки кадров. Источники информации о профессиональных ученых заведенияхЗнать где получить информацию о профессиональных учебных заведениях.

Определить свои склонности к определенной профессии.ОпросСобрать информацию о профессии из различных источников.33Принятие решения о профессиональном выбореУрок – практикумБеседа. Практическая работа.Готовность к профессиональному самоопределению. Показатель готовности, уровни профсамоопределения.Знать и уметь пользоваться

алгоритмом выбора профессии.Решение тестов

Заполнить карту готовности к профессиональному самоопределениюРаздел 5. Творческий проект «Мой выбор» (2ч)

34Творческий проект. Мой профессиональный выбор.

Урок – практикумПрактическая работаОпорная схема размышлений по выбору профессии.

Учащиеся должны знать

Критерии оценки выбора профессии.

Составление тезисов проектаОписать пути получения выбранной профессии.35Защита творческого проекта.

Комбини-рованныйКонференция Индивидуальная программа самосовершенствования и развития для достижения успеха в будущей профессии.Знать

Примерную схему самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

дать самооценкуСоставить индивидуальную программу самосовершенствования

 

 

Учебно-методическое обеспечение:

Основы производства. Выбор профессии: Пробное учеб. пособие для учащихся 7-8 классов сред, школы: В 2 ч. / Е.А. Климов, С.Н. Чистякова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1998. - Ч. 2: Выбор профессии. — 64 с.

Практикум по выбору профессии 8-11кл./ под ред. Е.Н. Прошицкой, пособие, М: Просвещение, 1995.

Технология профессионального успеха. Эксперимент, учебник для 10-11 классов естественно-научного профиля / Под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 2001. - 144 с.

Технология: Учебник для учащихся 9 класса общеобраз. школы. / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 288 с.

Твоя профессиональная карьера. 8-9 кл./ под ред. К.Н. Листяковой, Т.И.

Технология, В.Д.Симоненко, 9кл., Москва ИЦ «Вентана – Граф», 2002

Твоя профессиональная карьера. 8-9кл./ под ред. К.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной, М: Просвещение, 2008г.

Практикум по выбору профессии 8-9кл./ под ред. Е.Н. Прошицкой, пособие, М: Просвещение, 2009г

Технология предпринимательства 8-9кл./ под ред. ЛеонтьеваА.В., М: Дрофа, 2006.

Введение в предпринимательство 9 кл./ под ред. Черняка В.З., М: Вита-Пресс, 2012 г.

Интернет-ресурсы

1.HYPERLINK "http://www.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology/"http://www.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology/

2.http://www.find-job.ru/

3.HYPERLINK "http://www.school51.ru/index"http://www.school51.ru/index

4.HYPERLINK "http://marathon.1september.ru/"http://marathon.1september.ru/

5.HYPERLINK "http://festival.1september.ru/articles/310778/"http://festival.1september.ru/articles/310778/

Дополнительная литература

Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 272 с.

Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.

Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Акад. Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 329 с.

Йовайша А.А. Проблема профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 1983. – 128 с.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 512 с.

Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М.: Знание, 1983. – 96 с.

Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – М.: Медицина, 1984. – 216 с.

Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 308 с.

Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 1997. – 189 с.

Мир профессий. В 6-ти т. – М.: Молодая гвардия, 1985-1988 гг.

Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. – Тула: Приокск. книжное изд-во, 1990. – 132 с.

Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. – Брянск: Изд-во БГУ, 2005. – 183 с.

Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов В.С. Профессиональная ориентация учащихся. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с.

Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение // Технология: Учебник для учителя.

Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 классов общеобр. уч-ний / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с.

Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 кл. общественно-научного профиля / Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2001. – 144 с.

Опросник для выявления начального уровня готовности школьников

к профессиональному самоопределению

Какие способности, по-вашему мнению, у Вас сформированы в наибольшей степени? (подчеркните один вариант): технические, математические, химико-биологические, организаторские, педагогические, литературно-художественные, спортивные, предпринимательские. Какие еще? (допишите) ____________________________________________________

Избрали ли Вы путь продолжения своего образования после окончания 9 класса?

2.1. – да, определенно.

2.2. – да, неопределенно.

2.3. – нет, об этом еще не думал (а).

Выбрали ли Вы для себя будущую профессию?

3.1. – да, определенно.

3.2. – да, неопределенно, нравится несколько профессий.

3.3. – нет, об этом еще не думал (а).

Соответствует ли, по Вашему мнению, будущая профессия Вашим способностям и возможностям?

4.1. – да, полностью.

4.2. – да, но не полностью.

4.3. – нет.

4.4. – не знаю, не могу ответить.

Согласны ли родители с Вашим выбором?

5.1. – да.

5.2. – нет.

5.3. – не знаю, с ними об этом еще не говорил.

В данном случае уровень готовности учащихся к профессиональному самоопределению можно определить следующим образом:

Уровни

Показатели

Достаточный

Определенно избран путь дальнейшего продолжения образования (2.1), определенно выбрана будущая профессия (3.1), сформировано представление о полном соответствии этой профессии своим способностям и возможностям (4.1), согласованность профессионального намерения с родителями (5.1)

Низкий

Ответы 2.2; 3.2; 4.2; 5.2

Недостаточный

Другие варианты ответов

АНКЕТА ИНТЕРЕСОВ

Вам необходимо ответить на все вопросы анкеты, не пропуская ни одного. Если то занятие, о котором говорится в вопросе, соответствует вашим интересам (нравится, хотели бы заниматься), то в клеточке, на листе ответов, обозначенной тем же номером, что и вопрос, нужно поставить знак "+", если не соответствует, то знак "-", если не знаете или сомневаетесь - "О".

Решать математические задачи и делать сложные математические расчеты.

Готовить растворы, смешивать реактивы.

Изучать особенности физиологических процессов в различных организмах.

Собирать коллекции минералов.

Делать (склеивать) модели самолетов, планеров, кораблей.

Выполнять работу, используя измерительные и испытательные приборы.

Читать произведения классической литературы, мировой литературы.

Читать книги о работе милиции.

Знакомиться с историей искусства нашего государства.

Читать книги о воспитании детей и молодежи, о работе учителей.

Читать книги о работе врачей, медицинские журналы.

Заботиться об уюте в помещении.

Читать военную литературу.

14. Слушать оперную и симфоническую музыку.

15. Читать книги о художниках.

Уроки математики.

Решать задачи по химии.

Изучать анатомическую структуру растений и животных.

Читать о разных странах, их экономическом и государственном устройстве.

Читать технические журналы ("Техника-молодежи", "Юный техник'").

Читать статьи и научно-популярные журналы о достижениях в области радиотехники.

Анализировать, сравнивать и оценивать литературные произведения.

Знакомиться с различными законами, распоряжениями, уставами, инструкциями.

Изучать историю города или района, в котором Вы живете.

Помогать товарищам, отставшим в учебе, объяснять трудные вопросы.

Уроки анатомии и физиологии человека.

Составлять и вести картотеки.

Знакомиться с военной техникой.

Слушать современную популярную музыку.

Посещать музеи, художественные выставки.

Учиться в математической школе.

Уроки химии.

Читать книги о растениях и животных.

Ездить в экспедиции с геологами.

Знакомиться с современными достижениями техники (слушать и смотреть радио- и телепередачи, посещать технические выставки).

Заниматься в радиотехническом кружке.

Читать литературно-критические и публицистические статьи.

Изучать политический строй и социальные изменения в других странах.

Читать книги на исторические темы.

Выполнять шефскую работу.

Знакомиться с достижениями в области медицины.

42. Организовывать питание в походах.

43. Уроки физкультуры.

44. Заниматься в музыкальной школе.

45. Заниматься в изостудии.

Решать задачи по алгебре.

Делать опыты по химии.

48 Уроки ботаники, зоологии, анатомии.

Узнавать об открытии новых месторождений полезных ископаемых.

Разбираться в технических чертежах и схемах.

Ремонтировать бытовые электроприборы.

Пробовать писать рассказы, стихи.

Делать сообщения о политических событиях.

Смотреть фильмы об исторических событиях в разных странах.

Готовить доклады, сообщения и выступать с ними перед младшими.

Заботиться о больных, оказывать им помощь.

Помочь товарищу выбрать в магазине одежду, которая ему больше всего подходит.

Участвовать в военных играх, походах.

Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене.

Оформлять стенгазеты, стенды, выставки.

Решить задачи по геометрии.

Самостоятельно выводить формулы химических реакций.

Изучать с помощью микроскопа живые ткани, наблюдать поведение мельчайших организмов.

Уроки географии.

Собирать и ремонтировать различные механизмы (велосипед, швейную машинку, часы и др.).

Собирать и ремонтировать радиоаппаратуру.

Изучать происхождение слов и выражений.

Выступать с докладами, сообщениями перед большим количеством людей.

Знакомиться с древней культурой по раскопкам археологов.

Работать воспитателем в младших классах.

Делать перевязки, оказывать первую помощь при травмах.

Оказывать людям различные бытовые услуги.

Заниматься в спортивной секции.

Играть на музыкальных инструментах.

Рисовать карандашом, фломастером, красками.

Читать научно-популярную литературу о математических открытиях.

Заниматься в химическом кружке.

Ухаживать за растениями и животными.

Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.

Уроки труда.

Разбираться в сложных радиосхемах.

Работать со словарем, литературными источниками, библиографическими справочниками.

Читать в газетах и смотреть по телевизору политические новости.

Знакомиться с законами исторического развития человечества.

Проводить время с маленькими детьми, рассказывать им, читать книги.

Проявлять заботу и чуткость по отношению к людям.

Проявлять такт, выдержку, самообладание в общении с людьми.

Изучать историю крупных исторических сражений и судьбы выдающихся полководцев.

Смотреть театральные постановки по телевизору.

Знакомиться с картинами, скульптурными памятниками, другими произведениями искусства.

Заниматься в математическом кружке.

Узнавать о новых достижениях в химии.

Участвовать в работе биологического кружка, проводить опыты с растениями и животными.

Составлять географические и геологические карты.

Научиться водить машину и самому ее ремонтировать.

Уроки физики.

Писать сочинения на свободные темы.

Вести дискуссии на политические темы.

Сравнивать обычаи и нравы различных народов, знакомиться с историей культуры.

Анализировать свои поступки, поведение в общении с людьми.

Читать медицинскую справочную литературу.

Работать над улучшением условий труда и совершенствованием оборудования.

Заниматься каким-либо видом спорта, участвовать в спортивных мероприятиях.

Участвовать в вечерах школьной самодеятельности, дискотеках.

Выпиливать, выжигать, резать по дереву.

Выполнять работу, требующую знаний математических правил и формул.

Выполнять работу, требующую знаний, принципов и законов химии.

Выполнять работу на открытом воздухе, требующую физической нагрузки.

Длительно работать в полевых условиях.

Выполнять сложные технические работы, требующие большой точности.

Выполнять работу в закрытом помещении, требующую физической нагрузки.

Работу, требующую анализа, обдумывания, умения выражать свои мысли.

Работу, требующую беспристрастного отношения к людям, понимания их психологии.

Работать с книгами, сравнивая и анализируя изученное.

Работу, требующую большого такта, выдержки, самообладания.

Работу, требующую большой любви к людям, внимательного к ним отношения.

117. Постоянно работать с людьми.

Работу, требующую решительности, выносливости и дисциплинированности.

Работу, требующую постоянной подготовки, повторных упражнений.

Видеть в обыденном прекрасное и стремиться передать это людям.

Лист ответов

123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142424445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120

Ключ к анкете интересов (по столбикам)

1 – математика

2 – химия

3 – биология

4 – геология и география

5 – техника

6 – электрорадиотехника

7 – философия и журналистика

8 – юридические науки

9 – история и археология

10 – педагогика

11 – медицина

12 – труд в сфере обслуживания

13 – военное дело и спорт

14 – вокальное и театральное искусство

15 – декоративно-прикладное искусство

   

Если в нескольких столбиках насчитывается по 4-5 плюсов, можно говорить о неопределенности интересов. Наличие устойчивого интереса к определенной области деятельности или знаний можно зафиксировать, если в одном из столбиков будет насчитываться 6-8 плюсов.

 

ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ (ОПГ)

Инструкция к ОПГ

Внимательно читайте все 50 высказываний опросника. Прочитав каждое из высказываний, Вы должны будете ответить на три ниже приведенных вопроса и оценить свои ответы в баллах (от 0 до 2):

1. Насколько хорошо Вы умеете делать то, что написано в высказывании?

делаю, как правило, хорошо -2 балла

делаю средне - 1 балл

делаю плохо (совсем не умею) - 0 баллов

2. Какие ощущения у Вас возникали, когда Вы это делали?

положительные (приятно, интересно, легко) - 2 балла

нейтральные (все равно) -1 балл

отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) - 0 баллов

3. Хотели бы Вы, чтобы описанное в высказывании действие было включено в Вашу будущую работу?

да - 2 балла

все равно - 1 балл

нет - 0 баллов

Свои оценки в баллах Вы заносите в "Таблицу ответов" (номер клетки в таблице соответствует номеру высказывания).

В каждую клетку "Таблицы ответов" Вы должны поставить баллы, соответствующие Вашим ответам на все три вопроса. Для каждого высказывания Вы оцениваете сначала Ваше умение (1), затем – отношение (2), затем – желание (3). В этой же последовательности Вы и проставляете оценочные баллы в клетках "Таблицы ответов".

Если Вы никогда не делали того, что описано в высказывании, то вместо баллов поставьте в клетку прочерки в первых двух вопросах (1 и 2) и попробуйте ответить только на третий вопрос.

Читая высказывание, обязательно обращайте внимание на слова: "часто", "легко", "систематически" др. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.

Если из перечисленных в вопросе нескольких действий Вы умеете делать что-то одно, то именно это действие Вы и оцениваете тремя оценками.

Работайте внимательно!

ТЕКСТ ОПГ

1. Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать по определенному признаку.

2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т.п.).

Длительное время (более 1 года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.).

Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.

Сдерживать себя, не "выливать" на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.

Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.

Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.

Вести регулярное наблюдение за развивающимися растениями и записывать данные наблюдения в специальный дневник.

Мастерить изделия своими руками: из дерева, из металла, ниток, засушенных растений.

Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять несколько раз.

В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить ошибки.

Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии.

Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.

Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры.

Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.

На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и составленные рассказы по заданной теме.

Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл, машину), ремонтировать электрические приборы (пылесос, утюг, светильник).

Преимущественно свое свободное время тратить на уход и наблюдение за каким-нибудь животным.

Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.

Внимательно, терпеливо, не перебивая выслушивать людей.

При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами.

Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).

Регулярно, без напоминания взрослых, выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить (животных и клетки), лечить, обучать.

Публично, для многих зрителей, разыгрывать роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.

Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.

Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.

Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.

Разбираться в породах и видах животных: лошадей, птиц, рыб, насекомых; знать их характерные внешние признаки и повадки.

Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, режиссером, актером, художником талантливо, а что нет и уметь обосновать это устно или письменно.

Организовать людей на какие-либо дела, мероприятия.

Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания математических формул, законов и умения их правильно применять при решении.

Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машине, производить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.

Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.

Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.

Выполнять работу, требующую обязательных контактов с множеством разных людей.

Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого различные закономерности, следствия.

Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных моделей, изделий, конструировать новые, придуманных самостоятельно.

Специально заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии, читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.

Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, упражнений, интерьера помещений, конструкторские новинки.

Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.

Работать с. условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.

Выполнять задания, в которых требуется мгновенно представить расположение предметов или фигур в пространстве.

Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружках, на биостанциях, в зоокружках и питомниках.

Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.

Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.

Аккуратно и безошибочно выполнять "бумажную" работу: писать, вписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.

Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технической, математической, логической.

При работе с растениями или животными переносить ручной физический труд, неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах животных.

Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).

50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.

Обработка результатов ОПГ

Нижние клетки пяти столбцов обозначить в соответствии с типами профессий слева направо: I - "Ч-З", 2 - "Ч-Т", 3 - "Ч-П", 4 - "Ч-Х.О.", 5 - "Ч-Ч". В каждой клетке таблицы оптант ставит 3 оценки в баллах:

- оценка своих умений;

- оценка своего эмоционального отношения;

- оценка своего профессионального пожелания, предпочтения. Приступая к обработке результатов, профконсультант сначала находит в таблице ответов те номера вопросов (клетки), на которые оптант при оценке умений дал "О" баллов или поставил прочерк ("-"). При подобной оценке умений следующие две оценки на этот же вопрос (2-я и 3-я) при подсчете общих сумм баллов по этим шкалам не учитываются (словно их можно в таблице вычеркнуть). Их профконсультант учитывает только при качественном анализе каждой сферы.

Подсчитывается общая сумма баллов в каждой профессиональной сфере, которую набрали отдельно "умения", отдельно "отношения" и отдельно "профессиональные пожелания". В результате этого подсчета профконсультант имеет наглядную картину соотношений оценок по 3 шкалам: умений оптанта, его эмоционального отношения и профессиональных пожеланий, предпочтений в каждой профессиональной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).

Оценка результатов

Сравнение и выбор наиболее предпочтительной для данного оптанта профессиональной сферы (или нескольких сфер) профконсультант делает на основе сопоставления, во-первых, сумм баллов, набранных разными профессиональными сферами отдельно по шкале "профпредпочтение". Обращается внимание на ту или те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем сравниваются в каждой сфере суммы баллов, набранные по данным 3-м шкалам между собой. Положительно оценивается такое сочетание, в котором оценки по 2 и 3 шкалам сочетаются количественно с реальными умениями оптанта, т.е. с 1 оценкой. Например, соотношение 3-х оценок типа "10-12-11" благоприятнее, чем соотношение "3-18-1". Предпочтения оптанта в первом примере более обоснованны наличием у него соответствующих умений.

Обязательно анализируются во всех сферах вопросы, на которые оптант дал наибольшую оценку в баллах, т.е. "2-2-2" (в первую очередь), а также вопросы, в которых две наивысшие оценки сочетаются со средней ("2-2-1" или "1-2-2"). Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить профессиональную сферу до некоторых специальностей этой сферы.

Например, работа в области "Ч-З" может осуществляться с "буквами, словами, текстами" - филолог, историк, редактор и др.; с "иностранным знаком, текстом" - технический переводчик, гид-переводчик; с "математическим знаком" - программист, математик, экономист и др. Во-вторых, для того, чтобы "выйти" за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными сферами. Например, учитель математики ("Ч-Ч" и "Ч 3"), модельер ("Ч-ХО" и "Ч-Т") и т.д.

Выводы:

По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен.

Характер работы с опросником и форма фиксации результатов предоставляют профконсультанту возможность количественно оценивать в сравнительном плане соотношение "умений", "эмоциональных отношений" и "профессиональных предпочтений" оптантов как внутри каждой профессиональной сферы, так и между сферами. Это дает возможность дифференцировать полученные результаты, даже если количественно (по общей сумме баллов) они совпадают в нескольких профессиональных сферах.

Все выводы и гипотезы, сделанные в результате использования ОПГ, должны быть соотнесены со сведениями, полученными с помощью других методических средств, используемых в практике индивидуальной профконсультации.

ЛИСТ ОТВЕТОВ (ОПГ)

Фамилия, имя_____________________________Дата____________________

Школа №___________________ Класс_________________ Время__________

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

Анкета мотивов выбора профессии

Инструкция: Из перечисленных мотивов необходимо выбрать те, которые больше других отвечают вашей личной точке зрения; в "Листе ответов" (с. 57) напротив номера вопроса поставьте "+", если данный мотив значим, и "–", если не имеет значения.

Вопросы

Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.

Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.

Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.

Влияние семейных традиций

Желание приобрести материальную независимость от родителей.

Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности.

Желание руководить другими людьми.

Привлекает индивидуальная работа.

Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое и неизведанное.

Уверенность, что избранная профессия соответствует вашим способностям.

Возможность удовлетворить свои материальные потребности.

Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.

Возможность проявить самостоятельность в работе.

Привлекает предпринимательская деятельность.

Необходимость материально помогать семье

Желание приобрести экономические знания.

Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.

Привлекает профессия, которая не требует длительного обучения.

Желание работать в престижном месте

Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.

Привлекают модные профессии (менеджер, коммерсант, брокер).

Желание приносить пользу людям

Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности

Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре внимания, иметь возможность путешествовать, носить специальную форму одежды).

Лист ответов

А

Б

В

Ответы

Ответы

Ответы

3

 

5

 

1

 

4

 

8

 

2

 

7

 

11

 

6

 

17

 

14

 

9

 

18

 

15

 

10

 

19

 

16

 

12

 

21

 

20

 

13

 

24

 

23

 

22

 

Интерпретация анкеты мотивов выбора профессии

Подсчитать количество плюсов в каждом столбце (А, Б, В) отдельно. Наибольшее количество плюсов означает:

в столбце А – преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний;

в столбце Б – больше привлекает материальное благополучие, желание заработать;

в столбце В – стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия.

Шкала потребности в достижении

Измерить уровень мотивации достижения можно с помощью небольшого теста-опросника. Шкала эта состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов - «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по одному баллу за каждый такой ответ).

Суждения

Думаю, что успех в жизни, скорее, зависит от случая, чем от расчета.

Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.

Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.

Я считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.

По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.

В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.

Даже в обычной работе я стараюсь совершенствовать ее некоторые элементы.

Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.

Мои близкие считают меня ленивым.

Думаю, что в моих неудачах повинны, скорее, обстоятельства, чем я сам.

Терпения во мне больше, чем способностей.

Мои родители слишком строго контролировали меня.

Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня часто отказываться от своих намерений.

Думаю, что я уверенный в себе человек.

Ради успеха я могу рискнуть, даже если шанс не в мою пользу.

Я усердный человек.

Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.

Если бы я был журналистом, я скорее писал бы об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.

Мои близкие обычно не разделяют моих планов.

Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.

Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

Таблица для оценки результатов

Уровень мотивации достижения

Сумма баллов

низкий

2-9

средний

10-17

высокий

18-21

Код: ответы «да» на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22;

ответы «нет» на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 20.

Опросник темперамента

В опроснике представлены группы высказываний, которые характеризуют различные типы темперамента, В каждой группе, состоящей из четырех высказываний, необходимо найти одно, которое больше всего подходит для характеристики оцениваемого человека. Далее в бланке ответов необходимо найти соответствующую выбранному высказыванию графу и отметить ее крестиком.

На каждой строчке должен стоять один крестик. После окончания работы надо подсчитать количество крестиков в каждом столбце, помеченном буквами А, Б, В, Г. Сумму количества крестиков в столбце следует проставить внизу, в графе «Итог». Графа, где окажется наибольшее количество крестиков, характеризует определенный тип темперамента: 1-я – холерик, 2-я – сангвиник, 3 я – флегматик, 4-я – меланхолик.

Лист вопросов

1. А – настроение часто меняется, бурное веселье может смениться раздражением, легко можно вывести из себя;

Б – почти всегда веселое, жизнерадостное настроение, которое часто передается окружающим;

В – настроение всегда ровное, трудно вывести из равновесия;

Г – часто плохое настроение, редко можно увидеть улыбку, услышать шутку.

2. А – очень активное поведение, но без резких движений и жестов;

Б – движения, жесты и речь замедлены, голос тихий, неуверенный;

В – быстрые, резкие движения, торопливая речь, частая суетливость;

Г – движения, жесты и речь замедлены, сдержанное поведение, ровный и сильный голос.

3. А – при неудачах продолжает работу, упорно достигая цели, но искать другие подходы не любит;

Б – при неудачах бросает работу или ищет другие подходы;

В – при неудачах долго переживает, волнуется, не может продолжать работу;

Г – быстро забывает о неудачах и продолжает

работу.

4. А – быстро утомляется, часто предается мечтам и фантазиям;

Б – может долго и напряженно работать, старается все доделать до конца;

В – предпочитает работы, в которых можно быстро достичь успеха;

Г – берется за выполнение любой работы, часто проявляет инициативу.

5. А – бурно реагирует на замечания, спорит, оправдывается.;

Б – все замечания выслушивает спокойно, не спорит, но может повторять одну и ту же ошибку;

В – внимательно выслушивает замечания, ошибки сразу же исправляет;

Г – тяжело воспринимает любые замечания, нервничает, переживает, но не спорит.

6 . А – перед тем, как приступить к делу, продумывает все заранее, тщательно все спланирует и рассчитает;

Б – при возникновении затруднений в работе легко перестраивается;

В – обычно сразу приступает к делу, не задумываясь, что будет потом;

Г – часто колеблется перед тем, как начать работу, при неудачах может бросить работу.

7. А – долго раздумывает, размышляет, волнуется

перед тем, как принять решение.

Б – попав в трудное положение, способен на необдуманный, импульсивный поступок;

В – часто затрудняется найти выход из положения из-за своей медлительности;

Г – обычно быстро находит выход из положения.

8. А – в общении отличается мягкостью, тактичностью, деликатностью и отзывчивостью;

Б – в общении всегда активен, стремится всех расшевелить, не любит однообразия;

В – не ищет встреч с людьми, в одиночестве чувствует себя хорошо;

Г – постоянно ищет контактов, в одиночестве

чувствует себя плохо.

9. А – бурно переживает обиды и огорчения, но быстро забывает их;

Б – обиды и огорчения переживает глубоко и помнит долго, однако внешне это не проявляется;

В – долго не может забыть обиды и огорчения; Г – легко, оптимистично переносит обиды и огорчения, быстро забывает их.

10. А – любит шутки, юмор, розыгрыши, не обижается, если попадается на розыгрыш;

Б – любит и ценит шутки, в розыгрышах предпочитает не участвовать, остроумие проявляет обычно в разговорах с хорошо знакомыми людьми;

В – любит подшучивать над окружающими, часто не задумываясь, приятно им это или нет;

Г – редко шутит, часто обижается на шутки.

Лист ответов

№ вопроса

А

Б

В

Г

1

А

Б

В

Г

2

В

А

Г

Б

3

Б

Г

А

В

4

В

Г

Б

А

 

А

В

Б

Г

6

В

Б

А

Г

7

Б

Г

В

А

8

Г

Б

В

А

9

А

Г

Б

В

10

А

В

Б

Г

Итог

       

Методика «Мой характер»

Инструкция:

Внимательно ознакомьтесь с перечнем черт характера, который дается ниже.

1. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ

1.

Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достигнуть

Бесцельность

2.

Принципиальность – умение придерживаться твердых взглядов и убеждений

Беспринципность

3.

Честность - прямота, искренность в отношениях

Лживость

4.

Смелость - отсутствие страха, мужество

Трусость

5.

Дисциплинированность – точное и своевременное выполнение обязанностей

Недисциплинированность

6.

Воля - настойчивость и упорство в достижении цели

Безволие

7.

Твердость – умение стоять на своем.

Мягкость

8.

Совесть

Бессовестность

9.

Любознательность – пытливость ума

Нелюбознательность

10.

Бодрость – состояние силы, энергии

Вялость

11.

Уравновешенность – ровный и спокойный характер

Неуравновешенность

II. Черты, выражающие отношение человека к обществу, людям

1.

Коллективизм – способность поддерживать общую работу

Индивидуализм

2.

Гуманизм – любовь к человеку

Деспотизм

3.

Вежливость – соблюдение правил поведения

Развязность

4.

Доброта – стремление сделать людям что-то хорошее

Злость

5.

Тактичность – чувство меры

Бестактность

6.

Общительность – способность легко входить в общение

Замкнутость

7.

Ответственность – стремление отвечать за свои поступки

Безответственность

8.

Требовательность – строгость

Нетребовательность

9.

Милосердие – готовность помочь людям

Жестокость

10.

Сердечность – искренность в отношениях

Бессердечность

11.

Нежность – проявление любви

Грубость

III. Черты, характеризующие отношение человека к самому себе

1.

Простота – умение естественно вести себя

Чванство

2.

Гордость – чувство собственного достоинства

Униженность

3.

Застенчивость – способность стесняться

Наглость

4.

Уверенность – вера в свои силы

Неуверенность

5.

Самокритичность – объективная оценка себя

Несамокритичность

6.

Требовательность к себе – умение заставлять себя доводить дело до конца

Нетребовательность

7.

Человеколюбие – уважение к другим

Эгоизм

IV. Черты, показывающие отношение человека к труду

1.

Трудолюбие – любовь к труду

Лень

2.

Работоспособность – способность много и продуктивно работать

Неработоспособность

3.

Вдумчивость – глубокое проникновение в суть

дела

Поверхностность

4.

Инициативность – желание увлекать своим примером

Безынициативность

5.

Творческое отношение к труду – стремление искать новые подходы к труду

Нетворческое отношение

6.

Бережливость – бережное отношение к результатам труда

Расточительство

7.

Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения

Неусидчивость

8.

Аккуратность – сосредоточенность в выполнении деятельности

Неаккуратность

9.

Внимательность – сосредоточенность в выполнении деятельности

Невнимательность

10.

Исполнительность – старательность в выполнении заданий

Неисполнительность

А теперь необходимо положительные и отрицательные качества, которые присущи Вам в наибольшей степени, откровенно отметить знаками «++»; качества, которые у Вас иногда проявляются, отметить знаком «+»; качества, которые Вам не присущи совсем, отметить знаком «–».

В рабочих тетрадях нужно записать качества, отмеченные знаками «++». Эти качества составляют основу Вашего характера.

Особое внимание надо обратить на перечень отрицательных черт характера (правая колонка), которые Вам присущи, и составить программу самовоспитания.

Методика «Определение склонностей»

Обработка и интерпретация результатов

По каждому столбцу листа ответов подсчитывается сумма баллов. Полученные значения вносятся в нижнюю строку. Показатели, относящиеся к соответствующим столбцам листа ответов, характеризуют:

А - склонность к работе с людьми

Б - склонность к умственным видам работ

В - склонность к работе на производстве

Г - склонность к эстетике и искусству

Д - склонность к подвижным видам деятельности

Е - склонность к планово-экономическим видам работ или степени материальной заинтересованности

Уровень выраженности показателей определяется по таблице

Пол

Показатели

Уровень выраженности качества

ВысокийВыше

среднегоСреднийНиже

среднегоНизкийМужскойА1816-171513-1412Б181714-161312В2422-2320-2118-1917Г1714-1612-1310-229Д2119-2017-1814-1613Е1513-1411-129-108ЖенскийА191816-171514Б1815-1713-141211В1815-1713-1411-1210Г2220-2118-1916-1715Д2119-2017-1815-1614Е1614-1512-1310-119Инструкция к методике «Определение склонностей». Укажите, какому из двух ответов на вопросы, Вы отдаете предпочтение. Внесите его в соответствующую клетку листа ответов. Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаково интересными, в таком случае отдайте все же предпочтение одному из них.

Свои ответы оцените баллами от 0 до 3 следующим образом:

Если Вы согласны с положением «а» внесите цифру «3», а в клетку «б» - «О».

Если Вы согласны с положением «б», но не согласны с положением «а», то в клетку «б» внесите цифру «3», а в клетку «а» - «О».

Если Вы отдаете незначительное предпочтение положению «а», а не «б», то в клетку «а» внесите цифру «2», а в клетку «б» - «1».

Если Вы отдаете незначительное предпочтение положению «б», а не «а», то в клетку «а» внесите цифру «1», а в клетку «б» - «2».

Постарайтесь на все вопросы ответить добросовестно, придерживаясь вышеизложенной инструкции.

АНКЕТА

1. Некоторые люди считают, что важнее:

а) много знать, чем

б) создавать материальные блага. Правы ли они?

2. Что Вас больше всего привлекает при чтении книг?

а) прекрасный литературный стиль или

б) яркое изображение смелости и храбрости героев.

3. Какое награждение Вас больше бы обрадовало?

а) за научное изобретение или

б) за общественную деятельность на общее благо.

4. Если бы Вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы Вы выбрали?

а) директора универмага или

б) главного инженера завода.

5. Что, на Ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности?

а) то, что они несут людям искусство и красоту или

б) то, что они выполняют общественно полезную работу.

6. Какая, на Ваш взгляд, область деятельности человека в будущем будет иметь доминирующее значение?

а) физика, или

б) физическая культура.

7. Если бы Вам предоставили пост директора школы, на что бы Вы обратили большее внимание?

а) на создание необходимых удобств (образцовая столовая, комната отдыха и пр.) или

б) на сплочение дружеского и трудолюбивого коллектива.

8. Вы на выставке. Что Вас больше привлекает в экспонатах?

а) цвет, совершенство формы или

б) их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны).

9. Какие черты характера в человеке Вам больше нравятся?

а) мужество, смелость, выносливость или

б) дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти.

10. Представьте, что Вы профессор университета. Какому бы предмету Вы отдали предпочтение в свободное от работы время?

а) занятиям по литературе или

б) опытам по физике, химии.

11. Вам предоставляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого бы Вы охотнее поехали?

а) как известный спортсмен на международные соревнования или

б) как известный специалист внешней торговли с целью покупки необходимых товаров для нашей страны.

12. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у Вас большую заинтересованность?

а) статья о машине нового типа или

б) статья о новой научной теории.

13. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает Ваше внимание?

а) слаженность ходьбы, бодрость, грациозность участников парада или

б) внешнее оформление колонн (знамена, одежда и пр.).

14. Представьте, что у Вас много свободного времени. Чем бы Вы охотнее занялись?

а) чем-либо практическим (ручным трудом) или

б) общественной работой (на добровольных началах).

15. Какую выставку Вы бы с большим удовольствием посмотрели?

а) выставку новых продовольственных товаров или

б) выставку новинок научной аппаратуры (физики, химии, биологии).

16. Если бы в школе было только два кружка, какой бы Вы выбрали?

а) технический или

б) музыкальный.

17. Как Вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большое внимание?

а) на успеваемость учащихся, так как это необходимо для их будущего или

б) на спорт, так как это нужно для укрепления их здоровья.

18. Какие журналы Вы бы с большим удовольствием читали?

а) научно-популярные или

б) литературно-художественные.

19. Какая из двух работ на свежем воздухе Вас больше бы привлекала?

а) работа с машинами или

б) «ходячая» работа (агроном, лесничий, дорожный мастер).

20. Какая, на Ваш взгляд, задача школы важнее?

а) подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага или

б) подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим в этом.

21. Какими выдающимися учеными Вы больше интересуетесь?

а) Поповым, Циолковским или

б) Менделеевым, Павловым.

22. Что важнее для человека?

а) создавать себе благополучный, удобный быт или

б) жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать искусство.

23. Для благополучия общества необходимы?

а) правосудие или

б) техника.

24. Какую из двух книг Вы с большим удовольствием читали бы?

а) о достижениях спортсменов в нашей республике или

б) о развитии промышленности в нашей республике.

25. Что обществу принесет больше пользы?

а) забота о благосостоянии граждан или

б) изучение поведения людей.

26. Служба быта оказывает людям разные услуги (изготавливает обувь, шьет одежду и пр.) Считаете ли Вы необходимым?

а) и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей или

б) лучше создавать такую технику, которой можно было бы самим воспользоваться в быту.

27. Какие бы лекции Вы с большим удовольствием слушали?

а) о выдающихся ученых или

б) выдающихся художниками.

28. Какого характера научную работу Вы бы выбрали?

а) работу в библиотеке с книгами или

б) работу на свежем воздухе в экспедиции.

29. Что бы Вас больше заинтересовало в печати?

а) сообщение о выигрыше денежно-вещевой лотереи или

б) сообщение о состоявшейся художественной выставке.

30. Вам предоставляется выбор профессии. Которой из них Вы бы отдали предпочтение?

а) физической культуре или другой работе, связанной с движением или

б) работе малоподвижной, но по созданию новой техники.

ЛИСТ ОТВЕТОВ

(Определение склонностей)

Фамилия_________________________________________, Имя______________________________Дата______________________

Школа №_____________Класс_____________Время____________

№ №

вопросовАБВГДЕ1аб2аб3ба4ба5ба6аб7ба8ба9ба10баИаб12ба13ба14ба15ба16аб17аб18аб19аб20ба21ба22ба23аб24аб25аб26ба27аб28аб29ба30баЕ=Е=Е=Е=Е=Е=i

Карта здоровья

Ответьте на вопросы приведенной ниже анкеты

Подсчитайте результат. По одному баллу начисляется за ответы "нет" на вопросы 2 и 9 и по одному баллу за ответы "да" на остальные вопросы.

Если Вы набрали больше 9 (для мальчиков) или 10 (для девочек) баллов, то вам следует:

- стараться избегать видов деятельности, связанных с нервно-эмоциональными перегрузками, физическим перенапряжением и многими другими неблагоприятными влияниями на здоровье;

- обязательно обратиться к врачу не только за помощью в выборе профессии, но и за консультацией по поводу возможных не выявленных ранее нарушений здоровья.

Утверждения

Варианты ответов

1. Утром мне трудно встать вовремя, подняться и чувствовать себя бодро

да

нет

2. Когда я принимаюсь за работу, то могу быстро сосредоточиться

да

нет

3. Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то заранее опасаюсь, то иногда в животе возникает неприятное чувство

Да

нет

4. Даже если я имею возможность плотно позавтракать, утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе с небольшим бутербродом

да

нет

5. Я принадлежу скорее к числу зябких и теплолюбивых людей,

нежели наоборот

да

нет

6. Я могу много ходить, однако при длительном стоянии на одном месте мне хочется облокотиться, и, если это невозможно, возникает ощущение возможного обморока

да

нет

7. При резком наклоне у меня кружится голова, рябит или темнеет

в глазах

да

нет

8. Иногда в жизни у меня возникало головокружение при взгляде с высоты вниз или же ощущение тревоги при нахождении в закрытом помещении

да

нет

9. Мне очень сложно представить себе, что такое частые головные боли

да

нет

10. Когда мне необходимо сосредоточиться, то я: покачиваю ногой, или грызу ногти, или играю карандашом, или рисую им что-то на бумаге и т.п.

да

нет

11. При подъеме вверх я должен иногда останавливаться, так как затрудняется дыхание

да

нет

12. При публичном выступлении у меня сильно стучит сердце или от сжатия в горле изменяется голос, становясь неузнаваемым

да

нет

13. Когда я слышу от кого-либо, что его «тошнит от голода» я представляю себе, какие ощущения он испытывает

да

нет

14. Иногда днем, при неподвижном сидении на одном месте, меня одолевает непреодолимое желание спать

да

нет

15. Я знаю, что такое «покраснеть по уши» или «до корней волос»

да

нет

16. Случалось, что те или иные события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита

да

нет

Тест «Уровень самооценки»

Варианты ответов: очень часто – 4 балла, часто – 3 балла, иногда – 2 балла, редко – 1 балл, никогда – 0 баллов.

Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

Постоянно чувствую свою ответственность по работе.

Я беспокоюсь о своем будущем.

Многие меня ненавидят.

Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

Я боюсь выглядеть глупцом.

Внешний вид других куда лучше, чем мой.

Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

Я часто допускаю ошибки.

Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.

Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

Я слишком скромен.

Моя жизнь бесполезна.

Многие неправильного мнения обо мне.

Мне не с кем поделиться своими мыслями.

Люди ждут от меня очень многого.

Люди не особенно интересуются моими достижения.

Я слегка смущаюсь.

Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

Я не чувствую себя в безопасности.

Я часто волнуюсь, и понапрасну.

Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

Я чувствую себя скованным.

Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

Как жаль, что я не так общителен.

В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.

Обработка результатов: Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям.

Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, оказывается неотягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.

Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек редко страдает от «комплекса неполноценности» и лишь время от времени старается подладиться под мнения других.

Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться - с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности».

Скачать программу полностью