муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

"Средняя общеобразовательная школа №71"

Русский язык

Рабочая программа, 8 класс

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №71»

Утверждаю Согласовано

Директор школы Руководитель ШМО

__________ А.А. Серафимов __________М.А. Батищева

Рабочая программа

учебного курса русского языка 8 класса

Антропова Галина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

г. Новосибирск 2016 г.

Рабочая программа

Русский язык

8 класс

Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку 5-9 классы под редакцией М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский М.:Просвещение,2009г. /учебник С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю. Максимов и др.- М.:Просвещение,2014г / Программа, рассчитанная на 108 часов/3 часа в неделю/,детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VIII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Цели обучения.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Цели обуславливают следующие задачи:

- одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями, формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; - обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; формировать умения применять эти знания на практике; - развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; - способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные знания и навыки. Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, , пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью.
  • составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.
  • пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи.
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, обращении, при междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым. По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников. Писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам

4. Основное содержание тем учебного курса :

Программа содержит:

-систему понятий из области морфемики, морфологии, орфографии, синтаксиса и пунктуации, стилистики русского литературного языка, о языке как развивающемся явлении;

- речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

-перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил. Учащиеся знают определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. Учащиеся владеют следующими умениями и навыками: Производят морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами; Составляют предложения с причастными и деепричастными оборотами; Соблюдают нормы литературного языка в пределах изученного материала.

В программе выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи пропорционально распределены между грамматическим материалом .

Введение

Повторение пройденного в V-VII классах

Синтаксис и пунктуация Словосочетание

Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания. Предложение.

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложения

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Повторение пройденного о подлежащем.Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

ПРОСТЫЕ ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

ОДНОРОДНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами.

ОБРАЩЕНИЯ,ВВОДНЫЕ СЛОВА,МЕЖДОМЕТИЯ.

Повторение изученного об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения.. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями..

ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной. особенности строения данного текста.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VIII КЛАССЕ

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

Виды и формы работы и контроля знаний, умений и навыков учащихся 8 класса:

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора. Наиболее приемлемыми для учащихся данного класса являются следующие приемы и методы работы на уроке: - информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста, пересказ текста по плану, пересказ текста с использованием цитат, продолжение текста, составление тезисов; редактирование текста; - составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка доклада, написание творческих работ и т.д.);

- сочинения-рассуждения, - сравнение текстов; - коммуникативные и игровые ситуации. - составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися; - различные виды диктантов; - различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический); - работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Методы и формы обучения: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения, диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с таблицей, тренажер с использованием инновационных технологий, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), сочинение (по картине, по данному сюжету, миниатюра…), изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест.

Нормы оценки знаний ,умений и навыков учащихся.

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:

1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке;

2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. Оценка диктантов:

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается для 8 класса – 120-150 слов. При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Для 8 класса он состоит из 30 – 35 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 8 классе 25 различных орфограмм и 8-10 пунктограммы.

До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса: 110-120 слов в контрольном диктанте, 25-30 слов в словарном диктанте. При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  • в переносе слов;
  • на правила, которые не включены в школьную программу;
  • на еще не изученные правила;
  • в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
  • в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  • в исключениях из правил;
  • в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  • в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  • в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  • в написании Ы и И после приставок;
  • в случаях трудного различия НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
  • в собственных именах нерусского происхождения;
  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки. Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1». При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

Грамматическое задание оценивается отдельной оценкой.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания. Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий. Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания. Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант. Оценка контрольного словарного диктанта

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 8 классе проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения в 8 классе – 250-300 слов. Примерный объем сочинений в 8 классе – 2 – 3 страницы.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • Стилевое единство и выразительность речи;
  • Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

Допускаются:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических, а также 2 грам-матические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверно в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускаются не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ,а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 7 речевых недочетов и 6 недочетов в содержании.

Допускаются:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуацион-ных ошибок, 5 орфогра-фических и 9 пунктуа-ционных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных оши-бок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечания.

При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения; 3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы.

Учебник Русский язык. 8, 9 класс Для общеобразовательных учреждений. Авторы: Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. М:Просвещение, 2010 соответствует Федеральному списку учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. М:Просвещение, 2010 соответствует выбранному учебнику. Методическое обеспечение соответствует авторской программе.

Учителя русского языка работают в 5-7 классах по учебнику Г.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, а в 8-9 классах по учебнику С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова. Это связано с тем, что в учебнике С.Г.Бархударова теоретический и практический материал изложен в более доступной форме, и для учащихся разных национальностей нашей школы он является более адаптированным при подготовке к ГИА. Решение об использовании учебника С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова в 8-9 классах было принято на заседании МО в 2011-2012 учебном году.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 8 класс

108 часов

(Учебник «Русский язык 8 кл», С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко.

Количество часов

Всего – 108; в неделю – 3 часа, 17 Р/Р

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский.

Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова, Л.А.Чешко. М.: Просвещение, 2013г.

Планирование составлено на основе

  • стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень) 2008 г.
  • программы общеобразовательных учреждений по русскому языку (базовый уровень) 2009 г.
  • сборника нормативных документов «Русский язык» - М., «Дрофа», 2008 г.

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Цели урока

Тип урока

Словарь

 

Домашнее задание

I. Введение. Повторение изученного в 5 – 7 классах. (9 часов)

1

 

Функции русского языка в современном мире.

1

Закрепить знания об основных функциях русского языка, его месте в группе восточнославянских языков, его значении как государственного языка и одного из мировых языков.

Комбинированный

Функция

Лекции с эл.-ми беседы, составление плана, выр.чтение.

С. 5 – 6, табл.4,у.5

2

 

Повторение изученного в 5 – 7 классах.

1

Актуализировать и закрепить знания и умения. Полученные в 5 – 7 классах; обобщить и систематизировать знания учеников об основных языковых единицах; восстановить и закрепить умение выполнять различные виды лингвистического разбора.

Комбинированный

 

Работа с таблицей, лингвистич.разбор, эл.-ты литер.-го разбора.

Закончить сочинение-миниатюру, у.6

3

 

Повторение изученного. Фонетика.

1

Обобщить и систематизировать знания учеников об основных языковых единицах, восстановить и закрепить умение выполнять различные виды лингвистического разбора.

Комбинированный

Фонетика

Работа со схемой, лингвист.-й разбор, лингв.задачи.

Устно у.12, письменно у.13

4

 

Повторение изученного. Морфемика и словообразование.

1

Обобщить и систематизировать знания учеников об основных языковых единицах, восстановить и закрепить умение выполнять различные виды лингвистического разбора.

Комбинированный

Морфемика и словообразование

Таблица, лингв.задачи.

У.18, 20,23

5

 

Повторение изученного. Лексика и фразеология.

1

Обобщить и систематизировать знания учеников об основных языковых единицах, восстановить и закрепить умение выполнять различные виды лингвистического разбора.

Комбинированный

Лексика и фразеология.

Конструкции сл.сочет., предложений, словарные слова, лингв.игра.

У. 28, 33

6

 

Повторение изученного. Морфология.

1

Обобщить и систематизировать знания учеников об основных языковых единицах, восстановить и закрепить умение выполнять различные виды лингвистического разбора.

Комбинированный

Морфология.

Сл.слова.

У. 40, 43/44

7

Р

Повторение изученного. Строение текста. Стили речи.

1

Обобщить и систематизировать знания учеников об основных языковых единицах, восстановить и закрепить умение выполнять различные виды лингвистического разбора.

Комбинированный

Стили речи.

Учебник.

Подготовить сообщение о стилях русск.яз.с конкретными примерами, у.53

8

Р

СочинениЕ по картине В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии»

1

Развивать речь учащихся, расширить их словарный запас, обучать описанию картины.

Развитие речи

Тема текста, типы текста, типы речи, средства связи в предложении.

Репродукция картины. Учебник.

Написать сочинение по картине В.В. Мешкова, у. 57 – 59.

9

Р

Анализ сочинений

1

Развивать речь учащихся, расширить их словарный запас, обучать описанию картины

 

Тема текста, типы текста, типы речи, средства связи в предложении.

Репродукция картины. Учебник.

У. 52

II. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. (2 часа)

10

 

Строение и грамматическое значение словосочетаний.

1

Показать ученикам строение словосочетаний, научить выделять словосочетание в тексте, конструировать их, определять грамматическое значение, делать схемы.

Комбинированный

Грамматическое значение, контекст.

Учебник.

С. 28 – 29, у. 65, 67.

11

 

Связь слов в словосочетании.

1

Научить определять способы связи в словосочетаниях, конструировать их, закрепить понятие о строении и значении словосочетаний.

Комбинированный

 

Учебник.

С. 32 – 39, у. 72, 74, 80.

III. Предложение. (4 часа)

12

 

Строение и грамматическое значение предложений.

1

Закрепить изученное о словосочетании, расширить знание учеников о строении и грамматическом значении предложения, научить выделять грамматическую основу, определять цель высказывания.

Комбинированный

Грамматическое значение.

Учебник.

У. 93, написать сочинение-характеристику; у. 95.

Вопросы с. 47.

13

 

Интонация предложения.

1

Закрепить изученное о предложении, дать понятие об интонации, ее роли в предложении, совершенствовать навыки устной речи (составление характеристики человека).

Комбинированный

Интонация.

Учебник.

Параграф 9, у. 105, 107

14

 

Простое предложение. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

1

Закрепить изученное о предложении, дать понятие об интонации, ее роли в предложении, совершенствовать навыки устной речи.

Комбинированный

 

Учебник.

Описать памятник архитектуры, у. 114.

15

Р

Описание памятника архитектуры (устное)

1

Совершенствовать навыки устной речи, расширять словарный запас учеников, обучать описывать памятник архитектуры.

Развитие речи

 

Учебник.

 

IV. Двусоставное предложение. главные члены предложения. (9 часов)

16

 

Подлежащее.

1

Расширить представление учеников о подлежащем, его признаках, способах выражения, углубить знания о синонимических связях языковых единиц.

Комбинированный

 

Учебник.

Пар. 11, у. 116

17

 

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1

Расширить представление учеников о сказуемом, его признаках, дать понятие о простом глагольном сказуемом и способах его выражения.

Комбинированный

Составное сказуемое (СС).

Учебник.

Пар. 12, у. 124, 126(1 ч.)

18

 

Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое.

1

Дать понятие о составном глагольном сказуемом и способах его выражения.

Комбинированный

Составное глагольное сказуемое (сгс).

Учебник.

Пар. 13, у. 137.

19

 

Составное именное сказуемое. Самостоятельная работа.

1

Дать понятие о составном именном сказуемом и способах его выражения. Закрепить умение различать простое глагольное сказуемое «быть» с глаголом связкой «быть» в составном именном сказуемом.

Комбинированный

Составное именное сказуемое (сис).

Учебник.

Пар. 14, у. 142, 143.

20

 

Выражение именной части составного именного сказуемого.

1

Углубить знания учеников о способах выражения именной части сказуемого, о синонимических связях языковых единиц; подготовиться к сочинению описания человека.

Комбинированный

Именное сказуемое.

Учебник.

Пар. 14, у. 149, 151.

21

 

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Углубить знания учеников о правилах пунктуации, регламентирующих тире между подлежащим и сказуемым.

Комбинированный

 

Учебник.

Пар. 15, у. 154. составить вопросы по теме «Сказуемое».

22

 

Закрепление темы «Сказуемое».

1

Закрепить и углубить знания учеников о сказуемом, о синонимических связях, языковых единиц; выделить текстообразующую роль сказуемых разных типов, закрепить навыки построения дефиниций (определений).

Комбинированный

 

Учебник.

Пар. 11 – 15, у. 159; подготовка к контрольному диктанту.

23, 24

 

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сказуемое». Работа над ошибками.

2

Проверить знания учеников, закрепить навыки лингвистического разбора; способствовать развитию речи учащихся.

Активизировать графическую и пунктуационную зоркость учеников, умение объяснять правописание; подвести итоги I четверти.

Контроль

 

Учебник.

Пар. 1 – 15. учить словарные слова.

V. двусоставное предложение. второстепенные члены предложения. (11 часов)

25

 

Дополнение.

1

Закрепить знания учеников о второстепенных членах предложения; расширить представление о дополнении, способах его выражения.

Комбинированный

Пейзаж.

Учебник.

У. 166 – письменно, у. 170 – устно.

26

 

Трудные случаи выражений дополнений.

1

Разъяснить трудные случаи выражения дополнений.

Комбинированный

Решение, постановление, резолюции.

Учебник.

Пар. 16, составить предложения.

27

 

Определение.

1

Расширить преставление об определении. Дать понятие о несогласованном определении, о синонимии определений разного вида.

Комбинированный

Иллюстрированный.

Учебник.

Пар. 17, у. 177, 178. подготовиться к изложению.

28, 29

Р

Изложение и анализ изложений.

2

Развивать умение учеников письменно излагать прочитанный и услышанный текст. Развивать творческие способности учеников, умение высказывать собственную точку зрения о прочитанном.

Комбинированный

 

Учебник.

Пар. 18, самостоятельно изучить. У. 179.

30

 

Приложение.

1

Расширить представление учеников об определении. Дать понятие о приложении.

Комбинированный

Приложение.

Учебник.

Пар. 18, у. 184.

31

 

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.

1

Расширить представление учеников об обстоятельстве. Развивать речь учеников. Познакомить с основными видами обстоятельств и способами их определений.

Комбинированный

Ремонт, реставрация.

Учебник.

Пар. 19, у. 187. описать местность с использованием обстоятельств.

32

 

Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами.

1

Расширить представление учеников об обстоятельствах, выраженных сравнительными оборотами. Развивать речь учащихся.

Комбинированный

Красноречие, риторика, оратор, пафос.

Учебник.

Пар. 19, у. 195.

33

Р

Составление рассказа «История моего края»

1

Познакомить учеников с понятием «риторика», с основными приемами ораторской речи; убедить в необходимости развивать речь.

Развитие речи

   

Пар. 20, у. 201, 202. подготовиться к диктанту.

34

Р

Анализ сочинений

1

Совершенствовать навыки устной речи, тренировка публичных выступлений; развитие памяти; умение выбирать главное в тексте.

Развитие речи

 

Учебник.

Пар. 1 – 19. с. 93 вопросы для повторения. Подготовиться к контрольной работе.

35
36

 

Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Второстепенные члены предложения».

Работа над ошибками

2

Проверить знания учеников, закрепить навыки синтаксического разбора.

Контроль

 

Учебник.

Учить словарные слова.

vi. односоставные предложения. односоставные предложения с главным членом – сказуемое. (8 часов)

37

 

Основные группы односоставных предложений. Предложение определенно- личное.

1

Расширить представление учеников о предложении. Дать понятие об односоставных предложениях с главным членом – сказуемое.

Комбинированный

Предложения определенно-личные. Колоссальный.

Учебник.

Пар. 20, у. 205 – письменно, у. 206 – устно.

38,39

 

Предложение неопределенно- личное.

2

Дать понятие о неопределенно-личных предложениях. Учить выделять такие предложения в тексте, в составе СП.

Комбинированный

Компьютер, эксперимент, неопределенно-личные предложения.

Учебник.

1.Пар. 22, у. 216.

2.Пар. 21, 22, у. 220 – продолжить рассказ.

40

41

 

Безличные предложения.

2

Дать представление о безличных предложениях. Показать способы выражения сказуемого в этих предложениях. Развивать речевую культуру учеников.

Комбинированный

Байдарка, прения, дебаты, дискуссия, безличные предложения.

Учебник.

1.Пар. 23, у. 224 – устно, 2226, 227 – письменно.

2.Пар. 21 – 23, у. 234.

42

 

Закрепление темы «Односоставные предложения».

1

Закрепить представление об односоставных предложениях, навыки различия двусоставных и односоставных предложений. Развивать речевую культуру учеников.

Закрепление

 

Учебник.

У. 236.

43,

44

Р

Описание картины К.Ф.Юона «Мартовское солнце».

Анализ сочинений.

2

Развивать речевую культуру учеников, навыки описания картины, научить использовать односоставные предложения в творческих работах.

Развитие речи

 

Картина К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

У. 240.

vii. односоставные предложения с главным членом – подлежащее. (3 часа)

45

 

Назывные предложения.

1

Дать понятие о назывных предложениях. Показать их значение, сферу употребления. Развивать речевую культуру учеников.

Комбинированный

Назывные предложения

Учебник.

Пар. 24, у. 245.

46

 

Обобщение по теме «Односоставные предложения».

1

Обобщить изученное об односоставных предложениях. Развивать навыки самостоятельной работы учеников.

Закрепление и обобщение

 

Учебник.

Подготовка к изложению у. 249. составить план.

47,48

 

Изложение.

Анализ изложений.

2

Развивать умение учеников письменно излагать прочитанный и услышанный текст. Закрепить знания по теме «Односоставные предложения».

Развитие речи

 

Тексты изложений.

У. 250.

viii. неполные предложения. (2 часа)

49

 

Понятие о неполных предложениях.

1

Дать понятие о неполных предложениях, показать сферу их употребления. Показать значение интонации в неполных предложениях. Сформировать умение определять неполные односоставные и двусоставные предложения.

Комбинированный

Неполные предложения, декларировать, декларация, аудитория, лаборатория.

Учебник.

Работа над ошибками. Вопросы с. 114.

50

 

Понятие о неполных предложениях

1

Сформировать умение определять неполные односоставные и двусоставные предложения.

Комбинированный

 

Учебник.

Пар. 1 – 24 повторить.

ix. предложения с однородными членами. (10 часов)

51

 

Понятие об однородных членах.

1

Закрепить изученное об односоставных и неполных предложениях. Углубить представление учеников об однородных членах, закрепить навыки узнавания их в тексте, графического их изображения.

Комбинированный

Интерьер.

Учебник.

У. 262

52

 

Однородные и неоднородные определения.

1

Закрепить изученное об односоставных и неполных предложениях. Углубить представление учеников об однородных членах.

Комбинированный

Соединительные, разделительные, противительные.

   

53, 54

 

Однородные члены, связанные сочинительными союзами.

2

Закрепить изученное об односоставных и неполных предложениях. Углубить представление учеников об однородных членах, закрепить навыки узнавания их в тексте, графического их изображения.

Комбинированный

Артиллерия, кавалерия.

   

55, 56

 

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

2

Восстановить знания учеников об обобщающих словах при однородных членах; углубить и расширить знания по теме.

Закрепление и обобщение

Обобщающие слова.

Учебник.

1.Пар. 28, у. 286.

2.у. 290, 291.

57

Р

Рассуждение.

1

Учить приемам такого типа речи как рассуждение. Развивать навыки пересказа текста.

Развитие речи

Галерея, фильмотека, картотека

Учебник.

Пар. 26 – 28. ответить на вопросы с. 132.

58,59

 

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения».

Работа над ошибками.

2

Проверить знания учеников об обобщающих словах при однородных ЧП. Закрепить навыки постановки знаков препинания при однородных ЧП.

Контроль

 

Учебник.

Закончить работу по у. 293.

60, 61

 

Описание картины Ф.А.Васильева «Мокрый луг»

Анализ сочинений.

2

Развивать речевую культуру учеников, навыки описания картины. Учить пользоваться безличными предложениями в творческих работах.

Развитие речи

 

Картина Ф.А. Васильева «Мокрый луг».

У. 294.

x. предложения с обособленными членами. (12 часов)

62, 63

 

Обособленные определения и приложения.

2

Дать понятие об обособлении ЧП, познакомить с обособленными определениями и приложениями. Развивать навыки выразительного чтения.

Комбинированный

Обособленные определения и приложения.

Учебник.

1.Пар. 29, у. 298.

2. Пар. 29, у. 305.

64

 

Обособленные определения, выраженные причастным оборотом.

1

Повторить способы образования причастий. Закрепить пунктуационные навыки их обособления.

Комбинированный

Впечатления, впечатляющий.

Учебник.

У. 311.

65

 

Особенности обособления приложений.

1

Показать обособление приложений, закрепить пунктуационные навыки их обособления.

Комбинированный

Беллетристика, консерватория, концерт.

Учебник.

У. 319, 320.

66

 

Закрепление изученного по теме «Обособление определений и приложений»

1

Закрепить изученное по теме «Обособление определений и приложений», подготовиться к проверочной работе.

Комбинированный

 

Учебник.

у. 321.

67,68

 

Диктант по теме «Обособленные определения и приложения».

Работа над ошибками.

2

Закрепить и проверить знания по теме, закрепить навыки грамматического разбора.

Контроль

 

Учебник.

Учить словарные слова.

69, 70

 

Обособленные обстоятельства.

2

Углубить представление учеников об обособлении обстоятельств. Показать различие между деепричастиями и наречиями, от них образованными.

Комбинированный

Маневр, маневрировать.

Учебник.

1.Пар. 30, у. 332.

2.Пар. 30, у. 334.

71

 

Практическая работа по теме «Обособленные обстоятельства».

1

Закрепить знания по теме, развивать пунктуационные навыки, элементы лингвистического разбора.

Комбинированный

 

Учебник.

У. 338.

72

 

Синтаксический разбор предложений с обособленными членами.

1

Закрепление пунктуационных навыков, навыков синтаксического разбора.

Комбинированный

Обособление уточняющих ЧП

Учебник.

Выписать из люб.худ.произв. 5 предложений с обособл. обст.

73, 74

Р

Изложение.

Анализ изложений.

2

Развивать навыки письменного изложения текста, творческие способности учеников.

Развитие речи

 

Учебник.

Учить сл.слова.

xi. предложения с уточняющими обособленными членами. (8 часов)

75

 

Понятие об обособлении уточняющих ЧП.

1

Дать понятие об обособлении уточняющих ЧП, показать их роль и значение в предложении.

Комбинированный

Реликвия.

Учебник.

Пар. 31, у. 343.

76

 

Обособление уточняющих ЧП. Разделительные и выделительные знаки препинания.

1

Закрепить понятие об обособлении уточняющих ЧП, развивать умение выделять уточняющие ЧП в устной и письменной речи. Дать понятие о различительных и выделительных знаках препинания.

Закрепление и обобщение

Разделительные и выделительные знаки препинания.

Учебник.

Пар. 31, у. 348.

77

 

Закрепление по теме «Обособление уточняющих членов предложения»

1

Закрепить понятие об обособлении уточняющих ЧП, повторить типы речи, типы связи слов в словосочетании, типы связи предложений в тексте.

Закрепление и обобщение

Прототип, «прото» - первый, «тип» - образ.

Учебник.

У. 352 (1 часть)

78, 79

 

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

Работа над ошибками.

2

Проверить знания учеников по теме «Обособленные ЧП», «Уточняющие ЧП».

Контроль

 

Учебник.

У. 353 (2 часть)

80, 81

Р

Применение публицистического стиля на практике. Диспут.

2

Повторить тему «Публицистический стиль», развивать навыки практического применения знаний, умений, умение аргументировать свою точку зрения.

Развитие речи

 

Учебник.

У. 352 подготовиться к изложению. Составить план.

82, 83

Р

Изложение. Работа над ошибками.

2

Совершенствовать навыки лингвистического анализа, письменного изложения текста; развивать творческие способности учеников.

Развитие речи

Интеллектуальный, эрудиция.

У. 352

Учить словарные слова.

xii. предложения с обращениями, вводными словами и междометиями. (9 часов)

84, 85

 

Обращение и знаки препинания при нем.

2

Дать понятие об обращении, его роли в предложении, познакомить учеников со способами выражения обращения, его стилистическими особенностями, развивать пунктуационные навыки, работать над соблюдением правильной интонации.

Комбинированный

Обращение.

Учебник.

1. Пар. 32, у. 358.

2.у. 361.

86

 

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них.

1

Дать понятие о вводных словах и предложениях, их значениях, их роли в тексте. Развивать культуру речи учащихся.

Комбинированный

 

Учебник.

Пар. 33, у. 365, 366.

87

 

Вводные слова и вводные предложения. Предложения с междометиями.

1

Закрепить умение находить вводные слова и предложения в тексте, показать роль слов и междометий «да», «нет» в предложении.

Комбинированный

Вводные слова, вставные конструкции.

Учебник.

Пар. 33, у. 369.

88, 89

 

Вставные конструкции.

2

Дать понятие о вставных конструкциях, показать их роль в предложении.

Комбинированный

Сезон, фантазия, воображение.

Вставные конструкции.

Учебник.

1.Пар. 34, у. 378, 380.

2.у. 385.

90

 

Закрепление темы «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями».

1

Закрепить знания об обращении, вводных словах и вставных конструкциях, подготовиться к проверочной работе.

Закрепление и обобщение

 

Учебник.

Вопросы для повторения на с. 175, у. 386.

91

 

Контрольный диктант по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями, вводными конструкциями».

1

Проверить знания по изученной теме.

Контроль

 

Учебник.

У. 389.

92

 

Работа над ошибками.

1

Закрепление изученного, навыков синтаксического разбора предложений.

Контроль

 

Учебник.

Закончить работу над ошибками.

XIII. СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ. (9 ЧАСОВ)

93

 

Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

1

Углубление понятия «прямая речь», отработка навыков постановки знаков препинания с прямой речью.

Комбинированный

Диалог, монолог, эпилог.

Учебник.

Пар. 35, у. 393, придумать примеры к схемам таблицы.

94

 

Диалог.

1

Закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью и при написании диалога. Оформление диалога.

Комбинированный

 

Учебник.

У. 396.

95,

96

 

Предложение с косвенной речью.

2

Познакомить учащихся с понятием «косвенная речь», со структурой предложений с косвенной речью. Развивать навыки перевода прямой речи в косвенную.

Комбинированный

Косвенная речь.

Учебник.

1. у.402.

2. Пар. 36, выписать из худ.текста предложения с прямой речью.

97

 

Цитаты и знаки препинания при них.

1

Углубить знания о сферах применения прямой и косвенной речи, обучить навыком правильного цитирования. Закрепить пунктуационные умения и навыки.

Комбинированный

Цитата.

Учебник.

Пар. 37, у. 407. подготовить выступление – рассуждение по у. 406.

98

 

Способы передачи чужой речи в художественном произведении. (На примере стихотворения Л.Мартынова «Под зеленый тополь я прилёг»).

1

Закрепить знания о способах передачи чужой речи, закрепить пунктуационные умения и навыки.

Комбинированный

 

Стихотворение Л. Мартынова

Ответить на вопросы с. 189.

99

 

Закрепление темы «Способы передачи чужой речи».

1

Закрепить знания о способах передачи чужой речи, закрепить пунктуационные умения и навыки.

Закрепление и обобщение

 

Учебник.

У. 410, подготовка к изложению.

100, 101

 

Изложение.

Анализ изложений.

2

Совершенствовать навыки лингвистического анализа, письменного изложения текста, развивать творческие способности учащихся.

Развитие речи

 

Учебник.

У. 411

102

 

Сравнительная характеристика героев.

2

Совершенствовать навыки лингвистического анализа, письменного изложения текста. Показать как строится сравнительная характеристика. Развивать творческие способности учащихся.

Развитие речи

 

Учебник.

У. 413 – 415 – устно, у. 417 письменно.

xiv. повторение и систематизация изученного в 8 классе. (5 часов)

103

 

Повторение тем «Словосочетание». «Двусоставные предложения». «Односоставные предложения».

1

Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинания.

Закрепление и обобщение

 

Учебник.

У. 419, сделать только разборы, у. 420.

104

 

Повторение тем «Однородные ЧП». «Предложения с обособленными ЧП». «Предложения с уточняющими обособленными ЧП».

1

Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинания.

Закрепление и обобщение

 

Учебник.

У. 426, 427.

105

 

Повторение тем «Обращение». «Вводные слова и предложения». «Способы передачи чужой речи».

1

Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинания.

Закрепление и обобщение

 

Учебник.

У. 433.

106,

107

108

 

Итоговый контрольный диктант.

Работа над ошибками.

Подведение итогов.

3

Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинания.

Контроль

 

Учебник.

Сочинение на лето «Кем я буду в будущем».

7.Программное и учебно-методическое обеспечение .

Программа, кем рекомендована и когда

Кол-во часов в неделю,общее количество часов

Базовый учебник

Методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Программа для общеобразовательных школ. Русский язык. 5-9 классы. Рекомендовано Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (2009г).

3 часа в неделю, всего 105часов

Русский язык: Учебник для 8 класса. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, М.:Просвещение,2014г

.

1) «Русский язык. 8 класс. Поурочные планы по учебнику М.П.Баранова и др. /Сост. Н.В.Сиденко – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007

ПАСПОРТ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА №37 Раздел: Методические пособия.

1) Тронкина «Дидактические материалы»-Волгоград «Учитель» 2002г. 2)Карточки по темам курса . 3)Тренажеры на CD по всему курсу. 4)Презентации по блокам.

ПАСПОРТ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА №38 Разделы: Дидактический материал; Схемы; Карточки;

Основные Интернет-ресурсы

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.1september.ru –издательство «Первое сентября»

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

Скачать программу полностью