Биология
Рабочая программа, 9 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №71»
Утверждаю Согласовано
Директор школы Руководитель ШМО
__________ А.А. Серафимов ___________ О.А. Шпилева
Рабочая программа
учебного курса биологии 9 класса
Веприк Ирина Александровна,
учитель биологии
г. Новосибирск 2015 г.
Структура программы
Стандарт основного общего образования по биологии.
Пояснительная записка.
Тематическое планирование.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Литература.
Формы контроля уровня достижений учащихся.
СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО БИОЛОГИИ
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Биология как наука. Методы биологии
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
Признаки живых организмов
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.
Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.
Система, многообразие и эволюция живой природы
Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Вирусы – неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.
Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).
Человек и его здоровье
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.
Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.
Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.
Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.
Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на таблицах органов и систем органов человека; определение норм рационального питания; анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по биологии 9 класс.
Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс», М., Дрофа, 2006г.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные в изучении биологии.
Календарно - тематическое планирование 9 класс
Название темы |
№ урока в теме |
При-мерная дата |
Тема урока |
Л.р. |
Экскурсии |
Д.з., параграф |
Введение (3 ч) |
1 (1) |
Биология – наука о жизни |
1,с.4 |
|||
2 (2) |
Методы исследования |
2,с.6 |
||||
3 (3) |
Сущность жизни и свойства живого |
3,с.10 |
||||
Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень (8 ч) |
4 (1) |
Молекулярный уровень |
1.1, с.16 |
|||
5 (2) |
Углеводы. Липиды |
1.2, 1.3, с.18-21 |
||||
6 (3) |
Состав и строение белков |
1.4, с.23 |
||||
7 (4) |
Функции белков |
1.5, с.27 |
||||
8 (5) |
Нуклеиновые кислоты |
1.6, с.29 |
||||
9 (6) |
АТФ и другие органические вещества |
1.7, с.33 |
||||
10 (7) |
Биологические катализаторы |
л/р №1 |
1.8, с.35 |
|||
11 (8) |
Вирусы |
1.9, с.37 |
||||
Клеточный уровень (14 ч) |
12 (1) |
Основные положения клеточной теории |
л/р №2 |
2.1,с.42 |
||
13 (2) |
Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана |
2.2, с.43 |
||||
14 (3) |
Ядро. Строение и функции ядра. |
2.3, с.46 |
||||
15 (4) |
Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. |
2.4, с.49 |
||||
16 (5) |
Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. |
2.5, с.52 |
||||
17 (6) |
Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. |
Пр. №1 |
2.6,с.56 |
|||
18 (7) |
Различия в строении клеток эукариот и прокариот. |
Пр. №2 |
2.7,с.58 |
|||
19 (8) |
Метаболизм. Ассимиляция (Анаболизм) и диссимиляция (катаболизм). |
2.8,с.60 |
||||
20 (9) |
Энергетический обмен в клетке (катаболизм) |
2.9,с.62 |
||||
21 (10) |
Питание клетки. Хемосинтез |
2.10, 2.11,с.64 |
||||
22 (11) |
Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. |
2.11,с.65 |
||||
23 (12) |
Гетеротрофы. Синтез белков в клетке. |
2.12, 2.13, с.69 |
||||
24 (13) |
Деление клетки. Митоз |
2.14, с.77 |
||||
25 (14) |
Зачет по темам «Молекулярный уровень», «Клеточный уровень» |
1.1-2.14 |
||||
Организменный уровень (14 ч.) |
26 (1) |
Бесполое размножение организмов. |
3.1, с.84 |
|||
27 (2) |
Половое размножение организмов |
3.2,с.84 |
||||
28 (3) |
Оплодотворение. |
3.3, с.92 |
||||
29 (4) |
Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. |
3.4, с.93 |
||||
30 (5) |
Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. |
Л\Р №3 |
3.5, с.100 |
|||
31 (6) |
Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. |
3.6, с.105 |
||||
32 (7) |
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. |
3.7,с.107 |
||||
33 (8) |
Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Перекрест. |
3.8, с.110 |
||||
34 (9) |
Взаимодействие генов |
3.9, с.112 |
||||
35(10) |
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. |
3.10, с.115 |
||||
36(11) |
Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. |
3.11, с.117 |
||||
37(12) |
Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость |
3.12, с. 122 |
||||
38(13) |
Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова |
3.13, с.126 |
||||
39(14) |
Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов |
3.14, с.130 |
||||
40(15) |
Обобщение по теме: «Организменный уровень» |
3.1-3.14 |
||||
Популяционно-видовой уровень (3 часа) |
41(1) |
Критерии вида |
Л/р №4 |
4.1, с.134 |
||
42(2) |
Популяции. |
4.2, с.138 |
||||
43(3) |
Биологическая классификация |
4.3, с.141 |
||||
Экосистемный уровень (5 часов) |
44(1) |
Сообщество, экосистема, биогеоценоз. |
5.1, с.146 |
|||
45(2) |
Состав и структура сообщества |
5.2, с.149 |
||||
46(3) |
Потоки вещества и энергии в экосистеме |
5.3, с.158 |
||||
47(4) |
Продуктивность сообщества |
5.4, с.161 |
||||
48(5) |
Саморазвитие экосистемы |
5.5, с.164 |
||||
Биосферный уровень (4 часа) |
49(1) |
Биосфера. Среды жизни. |
6.1, с.172 |
|||
50 (2) |
Средообразующая деятельность организмов. |
6.2, с.178 |
||||
51(3) |
Круговорот веществ в биосфере |
6.3, с.180 |
||||
52(4) |
Обобщение по уровням: популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. |
4.1-6.3 |
||||
Основные учения об эволюции (9 часов) |
53(1) |
Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин |
7.1, с.188 |
|||
54(2) |
Изменчивость организмов |
7.2, с.193 |
||||
55(3) |
Генетическое равновесие в популяциях и его нарушение |
7.3, с.197 |
||||
56(4) |
Борьба за существование и естественный отбор |
7.4,с.201 |
||||
57(5) |
Формы естественного отбора. |
7.5, с.206 |
||||
58(6) |
Изолирующие механизмы |
7.6, с.210 |
||||
59(7) |
Видообразование |
7.7,с.213 |
||||
60(8) |
Макроэволюция. |
7.8, с.217 |
||||
61(9) |
Основные закономерности эволюции |
7.9, с.220 |
||||
Возникновение и развитие жизни на Земле (6 часов) |
62(1) |
Гипотезы возникновения жизни |
8.1, с.228 |
|||
63(2) |
Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина - Холдейна |
8.2, с.232 |
||||
64(3) |
Современные гипотезы происхождения жизни. |
8.3, с.236 |
||||
65(4) |
Основные этапы развития жизни на Земле. Эра древней жизни. |
8.4-8.5, с.238-243 |
||||
66(5) |
Развитие жизни в протерозое и палеозое |
8.6, с.247 |
||||
67(6) |
Развитие жизни в мезозое и кайнозое |
8.7-8.8, с.252-257 |
||||
Диагностика за учебный год (1 час) |
68(1) |
Биологический диктант |
1.1-8.8 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 9 КЛАСС
В результате изучения биологии ученик должен
В результате изучения биологии учащиеся должны
знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Основная литература:
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2008.
Пасечник В.В., Швецов Г.Г. «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию». 9 класс. - М.: Дрофа, 2008.
Дополнительная литература:
Батуев А.С., Гуленкова М.А. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004.
Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2009.
Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997.
Форсин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. – М.: Дрофа, 2008.