муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

"Средняя общеобразовательная школа №71"

Положение

о внутренней системе оценки качества образования

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа №71»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

На Педагогическом совете Учреждения Директором МБОУ СОШ №71

Протокол №_1__от __28.08.2014 Серафимов А.А.

Приказ№__181_от_____29.08.2014__

Положение

о внутренней системе оценки качества образования МБОУ СОШ №71

1. Общие положения.

1.1.Настоящее Положение определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в школе (далее – система оценки качества образования или СОКО), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) и общественное участие в оценке и контроле качества образования.

1.2.Положение представляет собой нормативный документ, разработанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом школы и локальными актами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования в школе.

1.4. Система оценки качества образования представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования.

1.5.Основными пользователями результатов системы оценки качества образования школы являются: учителя, обучающиеся и их родители.

1.6. Школа обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов.

1.7. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству.

1.8. В настоящем Положении используются следующие термины:

Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия условий образовательного процесса нормативным требованиям, критериям, определяемым государственным стандартом и социальным запросам.

Качество условий – это выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в школе; реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в организации образовательного процесса.

Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, требования к условиям организации образовательного процесса.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.

Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно – качественные изменения качества образования, результатом которого является выявление их соответствия законодательным, нормативно-правовым, инструктивно-методическим документам об образовании.

Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности.

Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью КИМов (контрольных работ, тестов, анкет и др.).

1.9. Оценка качества образования осуществляется посредством:

  • системы внутришкольного контроля;
  • общественной экспертизы качества образования СтатГрад;
  • лицензирования;
  • государственной аккредитации;
  • государственной (итоговой) аттестации выпускников;
  • мониторинга качества образования.

1.9. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:

  • образовательная статистика;
  • промежуточная и итоговая аттестация;
  • мониторинговые исследования;
  • социологические опросы;
  • отчеты работников школы;
  • посещение уроков и внеклассных мероприятий.

2. Основные цели, задачи и принципы системы оценки качества образования

2.1. Цели системы оценки качества образования:

  • формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей своевременное выявление факторов и изменений, влияющих на качество образования в школе;
  • получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
  • предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;
  • принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
  • прогнозирование развития образовательной системы школы.

2.2 Задачи системы оценки качества образования:

  • формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;
  • формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
  • формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования;
  • изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности школы;
  • определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям;
  • определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям;
  • обеспечение доступности качественного образования;
  • оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
  • определение степени соответствия качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования государственным стандартам;
  • выявление факторов, влияющих на качество образования;
  • содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников
  • определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;
  • расширение общественного участия в управлении образованием в школе; содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.

2.3. Принципы, положенные в основу системы оценки качества образования

  • объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
  • реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;
  • открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;
  • доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
  • оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);
  • инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
  • минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;
  • взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;
  • соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе.

3. Организационная и функциональная структура системы оценки качества образования

Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию школы, педагогический совет, методические объединения учителей-предметников, ПМПк, совет по профилактике и др.

3.1. Администрация школы:

  • формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование СОКО школы и приложений к ним, утверждает приказом директора школы и контролирует их исполнение;
  • разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования школы, участвует в этих мероприятиях;
  • обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
  • организует систему мониторинга качества образования в школе, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы;
  • организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;
  • обеспечивает условия для подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
  • обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно- аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы школы за учебный год, публичный доклад директора школы);
  • принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации СОКО;

3.2. Методическое объединение учителей-предметников

  • анализирует результаты мониторинга и намечает пути устранения отмеченных недостатков;
  • определяет и анализирует уровень учебных достижений учащихся по предметам по результатам контрольных срезов, четвертных, экзаменационных и итоговых оценок;
  • намечает пути повышения степени обученности учащихся;
  • своевременно предоставляет информацию;
  • участвует в разработке модели СОКО на уровне ОУ;
  • координирует функционирование системы оценки качества образования на уровне ОУ;
  • обсуждает и принимает коллегиальные решения по стратегическим вопросам оценки качества образования;
  • планирует мероприятия в области оценки качества образования на уровне образовательного учреждения.
  • участвует в разработке методики оценки качества образования и системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;
  • участвует в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы;
  • осуществляет текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся,
  • проводит мониторинговые исследования;
  • анализирует результаты исследований и вырабатывает рекомендации по устранению отмеченных недостатков
  • готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне школы.

3.3. Классный руководитель:

  • определяет уровень воспитанности каждого ученика;
  • своевременно доводит итоги до сведения учащихся и родителей;
  • анализирует динамику развития личности каждого учащегося;
  • разрабатывает и предлагает учащимся, родителям рекомендации по самооценке результатов воспитания;
  • своевременно предоставляет информацию.

3.4. ПМПк:

  • выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;
  • выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;
  • выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны психолога и других специалистов;
  • анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов или родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи,
  • формирование рекомендаций для родителей, педагогов и педсовета по организации помощи детям методами и способами доступными педагогическому коллективу для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;
  • отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ;
  • решение вопроса о создании в рамках данного образовательного учреждения условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка. При необходимости — перевод на обучение по адаптированным образовательным программам, выбор соответствующей формы обучения;
  • при положительной динамике и компенсации отклонений в развитии — определение путей интеграции ребенка в классы, работающие по основным образовательным программам;
  • подготовка и ведение документации, для вывода на ПМПК и определения статуса детей с ОВЗ;
  • организация взаимодействия между педагогическим коллективом образовательного учреждения и специалистами, участвующими в работе психолого-медико-педагогического консилиума, при возникновении конфликтных ситуаций, трудностей диагностики, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ПМПк.

3.5 Педагогический Совет Учреждения:

  • обсуждает и производит выбор различных вариантов содержания образования, форм, методов учебного процесса и способов их реализации;
  • организует работу по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
  • принимает решение о проведении в данном календарном году промежуточной аттестации в форме итоговых контрольных работ, тестов, экзаменов или зачетов;
  • принимает решение о переводе обучающегося в следующий класс, условном переводе в следующий класс, а также (по согласованию с родителями (законными представителями) обучающегося) о его оставлении на повторное обучение в том же классе, переводе в классы для детей с ОВЗ на обучение по адаптированной образовательной программе или перевод обучающегося на различные формы обучения по заявлению родителей;
  • принимает учебные планы и программы, УМК;
  • принимает индивидуальные учебные планы;
  • принимает методические направления работы с обучающимися.

3.6 Совет по профилактике

контроль за выполнение ФЗ №273 от 29.12.2012г. « Об образовании в РФ» участниками образовательного процесса.

4. Реализация внутреннего мониторинга качества образования

4.1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.

4.2. Мероприятия по реализации целей и задач ВМОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательного процесса школы, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования.

4.3. Предметом системы оценки качества образования являются:

  • качество образовательных результатов обучающихся (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения обучающимися образовательных программ государственному и социальному стандартам);
  • качество организации образовательного процесса: доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, организация питания;
  • качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в школе, условия их реализации;
  • воспитательная работа;
  • профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования;
  • эффективность управления качеством образования и открытость деятельности школы;
  • состояние здоровья обучающихся.

4.4. Процедуры и экспертная оценка качества образования.

4.4.1. Оценка качества образовательных результатов обучающихся включает в себя:

  • единый государственный экзамен для выпускников 11-ых классов;
  • государственную (итоговую) аттестацию выпускников 9-ых классов в форме ОГЭ И ГВЭ;
  • промежуточную и текущую аттестацию обучающихся;
  • мониторинговые исследования качества знаний обучающихся 4-ых классов по русскому языку, математике, окружающему миру и чтению;
  • участие и результативность в школьных, районных, окружных и др. предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
  • мониторинговое исследование обучающихся 1-ых классов «Изучение готовности к обучению в школе»;
  • мониторинговое исследование обученности и адаптации обучающихся 5-ых и 10-ых классов;
  • мониторинговое исследование образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения в соответствии со школьной программой мониторинговых исследований СтатГрад;

4.4.2. Оценка качества организации образовательного процесса включает в себя:

  • результаты лицензирования и государственной аккредитации;
  • эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных публичных докладов;
  • программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность его использования в учебном процессе;
  • оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;
  • обеспеченность методической и учебной литературой;
  • оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности, требования нормативных документов);
  • оценку состояния условий обучения нормативам и требованиям СанПиН;
  • диагностика уровня тревожности обучающихся 1, 5, 10 классов в период адаптации;
  • оценку отсева обучающихся на всех ступенях обучения и сохранение контингента обучающихся;
  • анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников;
  • оценку открытости школы для родителей и общественных организаций (анкетирование родителей).

4.4.3. Оценка системы дополнительного образования включает в себя:

  • степень соответствия программ дополнительного образования нормативным требованиям;
  • доля обучающихся (%), охваченных дополнительным образованием.

4.4.4. Оценка качества воспитательной работы включает в себя:

  • степень вовлеченности в воспитательный процесс педагогического коллектива и родителей;
  • качество планирования воспитательной работы;
  • охват обучающихся таким содержанием деятельности, которая соответствует их интересам и потребностям;
  • наличие детского самоуправления;
  • удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательным процессом;
  • исследование уровня воспитанности обучающихся;
  • положительная динамика количества правонарушений и преступлений обучающихся.

4.4.5. Оценка профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя:

  • аттестацию педагогов;
  • отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе районных методических объединений и т.д.);
  • знание и использование современных педагогических методик и технологий;
  • образовательные достижения учащихся;
  • подготовку и участие в качестве экспертов ЕГЭ, аттестационных комиссий, жюри и т.д.;
  • участие в профессиональных конкурсах разного уровня.

4.4.7. Оценка здоровья учащихся включает в себя:

  • наличие медицинского кабинета и его оснащенность;
  • регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических мероприятий;
  • оценку заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников школы;
  • оценку эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время);
  • оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы;
  • диагностику состояния здоровья обучающихся.

4.5. Критерии измерения уровня достижений результатов деятельности школы (источником расчета являются данные статистики).

Внутренняя оценка образовательных результатов по ступеням образования:

  • Доля обучающихся, которые учатся на «4» и «5»
  • Доля обучающихся, которые участвуют в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях
  • Доля второгодников
  • Доля учащихся 9 классов, получивших документ об образовании
  • Доля учащихся 9 классов, получивших документ об образовании особого образца
  • Доля учащихся 11 классов, получивших документ об образовании
  • Доля учащихся 11 классов, получивших документ об образовании особого образца
  • Доля обучающихся, продолживших обучение в 10 классе в своей школе

Внешняя оценка образовательных результатов

  • Результаты независимой оценки выпускников средней школы (результаты ЕГЭ по предметам)
  • Результаты независимой аттестации выпускников 9 класса (результаты ГИА 9 по русскому языку и математике)
  • Результаты независимого комплексного исследования качества общего образования
  • Уровень освоения стандарта (доля выпускников, сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике ниже установленного минимума)
  • Доля обучающихся, участвующих в окружных предметных олимпиадах
  • Доля обучающихся, победивших в окружных и региональных предметных олимпиадах

Инновационный потенциал учителей

  • Доля учителей, которые используют современные педагогические технологии
  • Доля учителей, которые используют ИКТ на уроках
  • Доля педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию
  • Доля педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию
  • Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации
  • Доля педагогических работников, выступавших на окружных и городских мероприятиях;
  • Доля педагогических работников, принимавших участие в конкурсах «Учитель года», «Классный классный года» и др.

Здоровье обучающихся

  • Соотношение доли детей, имеющих отклонение в здоровье, до поступления в школу к доле детей с отклонениями в здоровье в возрасте 15 лет;
  • Доля обучающихся, которые занимаются спортом;
  • Доля обучающихся, которые занимаются в спортивных секциях.

Социализация обучающихся

  • Доля выпускников, не работающих и не продолживших обучение, к численности выпускников;
  • Доля обучающихся, состоящих на учете в ОПДН, КДН к общей численности обучающихся;
  • Доля выпускников, поступивших в специальные учебные заведения;
  • Доля выпускников, поступивших в ВУЗы на контрактной основе;
  • Доля выпускников, поступивших в ВУЗы на бюджетной основе.

Готовность родителей к участию в управлении школой

Доля родителей, участвующих в «жизни школы».

Соответствие требованиям к условиям обучения

  • Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию, по каждому из предметов учебного плана;
  • Соответствие нормам и требованиям СанПиН;
  • Наличие дополнительного образования, количество программ дополнительного образования;
  • Наличие столовой для организации горячего питания в соответствии с утвержденными нормами;
  • Наличие оборудованного медицинского кабинета.

4.8. Для проведения оценки качества образования определяется набор ключевых показателей, позволяющих провести сопоставительный анализ образовательной системы школы. Совокупность показателей обеспечивает возможность описания состояния системы, дает общую оценку результативности ее деятельности.

4.9. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности, формы результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров качества устанавливаются в школьной программе мониторинговых исследований.

4.10. Диагностические и оценочные процедуры в рамках СОКО проводятся с привлечением профессиональных и общественных экспертов (экспертных сообществ).

5. Общественное участие в оценке и контроле качества образования

5.1. Придание гласности и открытости результатов оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации:

  • основным потребителям результатов СОКО;
  • средствам массовой информации через публичный доклад директора школы;
  • размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте школы.

5.2. Школьная система оценки качества образования предполагает участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.

Скачать положение полностью