муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

"Средняя общеобразовательная школа №71"

Документы

регулирующие ДО МБОУ СОШ №71

Нормативные и методические материалы

 

 

Положение об организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в МБОУ СОШ № 71

 

  1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 

Настоящее Положение об организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №71» (далее - Положение) устанавливает порядок осуществления обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 71» (далее школа) и регулирует совокупность организационных и/или трудовых отношений, возникающих в этом процессе. Положение относится к числу организационных документов и является обязательным к применению всеми участвующими и взаимодействующими в данном виде деятельности. Положение рассматривается на заседании методического объединения, принимается педагогическим советом с последующим утверждением директором школы и вступает в действие с момента его утверждения.

 2. НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Положение разработано на основе использования следующих документов: 

  • Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; 
  • Федерального закона Российской Федерации “О персональных данных” от 27.07.2006г. №152-ФЗ;
  • Федеральным законом "Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ; 
  • Приказа министерства образования и науки РФ “Об использовании ДОТ” от 06.05.2005 №137; 
  • Приложение к приказу МинОбрНауки России «Порядок разработки и использования дистанционных образовательных технологий» от 10 марта 2005 г. № 63; 
  • Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска  «Средняя общеобразовательная школа № 71».

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 

В настоящем положении используются следующие определения и сокращения: - положение – локальный акт, устанавливающий порядок образования, структуру, компетенцию, функции, права и обязанности организации, организацию деятельности структурных подразделений, коллегиальных органов; 

  • положение о деятельности (ПД) – локальный нормативный акт, устанавливающий порядок осуществления какой-либо деятельности, регулирующий совокупность организационных, трудовых и других отношений по конкретному виду деятельности либо вопросу, возникающих в процессе его реализации, предполагающей взаимодействие участников процесса; 
  • электронное обучение (ЭО) - организация образовательного процесса с применением информации, содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ, и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса. Электронное обучение базируется на использовании широкого спектра традиционных, информационных и телекоммуникационных технологий, технических средств, которые создают условия. 
  • дистанционные образовательные технологии (далее ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии ученика и педагогического работника;
  • дидактические средства дистанционного образования - учебные материалы, методы и приемы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности, при отсутствии непосредственного общения с сетевым преподавателем; 
  • сетевой преподаватель - педагогический работник, в котором обучается ребенок, закрепленный приказом директора для координации образовательного процесса с использованием ДОТ, проводящий занятия по предмету и осуществляющий контроль усвоения учебного материала. 
  • сетевая технология - технология организации дистанционного обучения, базирующаяся на использовании сетей телекоммуникации в интерактивном режиме; 
  • виртуальная аудитория (класс, группа учащихся) - организация группы учащихся в воспитательно - образовательном процессе в условиях дистанционного обучения; - система средств обучения в дистанционном обучении - совокупность носителей учебной информации и инструментов деятельности педагога и учащихся;
  • инструментальные средства дистанционного обучения (ДО) - программное и информационное обеспечение, используемое для представления учебных материалов в информационнообразовательной среде дистанционного обучения; 
  • индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей учащегося, обучающегося в дистанционном режиме; 
  • видеоконференцсвязь (ВКС) - телекоммуникационная технология, обеспечивающая организацию видеоконференций между двумя и более абонентами по сети передачи данных. Во время cеанса ВКС обеспечивается интерактивный обмен звуком и изображением. Передача потока звука и видео по сети передачи данных обеспечивается путем кодирования/декодирования данных (аудио и видео потока) с использованием стандартизованных аудио- и видео-кодеков;
  •  образовательное событие, проводимое на базе ВКС - это ограниченное во времени, но неограниченное в пространстве социальное явление, направленное на реализацию задач образования с ориентацией на субъектность учащихся, учёт их образовательного запроса и личностных возможностей, реализуемое с поддержкой систем видеоконференций с целью охвата большей аудитории; 
  • тьютор - специалист, сопровождающий учащегося в процессе индивидуального обучения.

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

4.1. Дистанционное компьютерное обучение (открытое образование) является одной из форм реализации права человека на образование и получение информации. Это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым изучаемого материала, интерактивное взаимодействие с учителями, предоставление учащимся возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также оценку их знаний и навыков в процессе обучения. 

4.2. К числу достоинств дистанционного обучения на основе современных технологических достижений можно отнести: - высокую степень охвата (дальнодействие); - быстрый доступ учащихся к базам данных, библиотечным каталогам и другим информационным ресурсам; - возможность оперативного ознакомления с современными научными достижениями; - обеспечение удобными средствами для обучения или общения; - широкие возможности для групповой работы; - эффективное консультирование; - возможность удалённого тестирования. 

4.3. Образовательный процесс, реализуемый с использованием ДОТ, предусматривает: - значительную долю самостоятельных занятий учащихся, не имеющих возможности изучать предмет на повышенном уровне; - методическое и дидактическое обеспечение этого процесса.

4.4. Школа вправе организовывать обучение с использованием дистанционных образовательных технологий для реализации обучения при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, профильных практик, текущего и итогового контроля. 

4.5. Обучение с использованием ДОТ не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, профильных практик, текущего и итогового контроля путем непосредственного (очного) взаимодействия учителя с учеником. 

4.6. Объем часов учебных, лабораторных и практических занятий проведенных с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с учащимся определяется учебным планом образовательного учреждения. 

4.7. При реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения школы независимо от места нахождения учащихся. 

4.8. Школа при реализации образовательных программ с использованием ДОТ вправе вести учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в электронноцифровой форме в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". Сохранение сведений об итоговой, государственной (итоговой) аттестации и личных документов учащихся на бумажном носителе является обязательным.

5. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ ДОТ 

5.1. Главными целями использования ДОТ как важной составляющей являются: 

  • обеспечение возможности изучать дополнительно выбранные общеобразовательные дисциплины с использованием современных информационных технологий, качественной подготовке к ОГЭ, ЕГЭ. 
  • решение актуальных проблем современной школы, достижения образовательных целей XXI века, которые предусмотрены федеральным государственным образовательным стандартом: 
  • формирование личностных результатов обучения; 
  • освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных),
  • способность использования универсальных учебных действий в учебной, познавательной и социальной практике, 
  • самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, - построение индивидуальной образовательной траектории. 
  • повышение качества образования одаренных обучающихся в соответствии с их интересами и способностями; 

5.2. Обучение с использованием ДОТ призвано решать задачи, относящиеся к организации учебного процесса для учащихся, не имеющих возможности (временно или постоянно) участвовать в процессе очного обучения, а также задачи по развитию творческой составляющей образования, затруднённые для достижения в обычном обучении, в числе которых: 

  • усилить активную роль учащегося в собственном образовании: в постановке образовательных целей, выборе доминантных направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях; 
  • предоставить доступ учащимся из любого населённого пункта, имеющего интернет-связь, к большому объёму образовательных массивов, культурно-исторических достижений человечества, к мировым культурным и научным сокровищам;
  • предоставить возможность общения учащегося с педагогами-профессионалами, со сверстниками-единомышленниками, консультирование у специалистов высокого уровня независимо от их территориальной расположенности; 
  • увеличить эвристическую составляющую учебного процесса за счёт применения интерактивных форм занятий, мультимедийных обучающих программ; 
  • создать условия для творческого самовыражения ученика; предоставить возможность демонстрации учениками продуктов своей творческой деятельности для всех желающих, широких экспертных возможностей оценки творческих достижений детей; 
  • предоставить возможность соревнования с большим количеством сверстников, расположенных в различных городах и странах, при помощи участия в сетевых проектах, конкурсах, олимпиадах. - оказывать информационно-методическую поддержку педагогам, принимающим участие в подготовке одаренных детей к этапам Всероссийской олимпиады школьников, в подготовке учащихся старшего звена школы к сдаче ОГЭ, ЕГЭ. 

5.3. Для реализации целей и задач дистанционного обучения предметные методические объединения осуществляют координацию и организационно-методическое обеспечение процесса обучения в рамках дополнительного образования, организуют информационно-методическую поддержку педагогам. 

5.4. Основные принципы организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий:

  • гибкость, адаптивность - каждый ученик может учиться в индивидуальном темпе и столько, сколько ему необходимо для освоения курса на базовом или профильном уровне и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам;
  • модульность - в основу программ, реализуемых при помощи ЭО с использованием ДОТ, закладывается, в основном, модульный принцип построения. Это позволяет из набора независимых учебных модулей формировать содержание учебного курса, отвечающего индивидуальным или групповым образовательным потребностям; 
  • интерактивность - возможность обучаться в режиме диалога со всеми участниками образовательного процесса посредством использования специализированной образовательной среды (в том числе, форумы, электронная почта, интернет-конференции); 
  • асинхронность - выражает условие реализации образовательного процесса, при котором обучащий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого из них расписанию;
  • открытость и массовость - количество учащихся не является критичным параметром для эффективности технологии обучения. Учащиеся имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных и др.); 
  • максимальная индивидуализация учебного процесса - обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, предоставляет возможность для организации обучения по индивидуальным учебным планам учащихся в соответствии с их образовательными потребностями и психолого-педагогическими особенностями, с уровнем предшествующей учебной подготовки; 
  • ориентация на самообразование - процесс обучения направлен на развитие навыка самостоятельной активной учебной деятельности и на повышение; - гибкость организационной структуры обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ 

6.1. Обучение с использованием отдельных элементов ДОТ применяется в школе в следующих ситуациях: 

  • Обучение учащихся, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не имеющих возможности регулярно посещать образовательные учреждения (находящихся на госпитализации в медицинских учреждениях, санатории, дома и т.п.); учащихся, временно находящиеся в другом от основного места проживания городе (длительная командировка родителей, участие в спортивных соревнованиях и творческих и интеллектуальных конкурсах и т. п.); при возникновении форсможорных ситуаций (карантин). 
  • дифференцированное или индивидуальное обучение слабых учащихся или очень сильных учащихся при изучении отдельных тем курса проводится в отдельные временные периоды и является, по сути, формой индивидуализированного обучения. Учитель составляет и предлагает учащемуся учебно-тематический план, в котором указаны методические и учебные материалы, форма и сроки проведения on-line занятий, форма и сроки участия в of-line занятиях, сроки сдачи домашних работ, промежуточного и контрольного оценивания. Содержание обучения с использованием элементов ДОТ и его результаты встраиваются в систему очного обучения и составляют единый цикл. Система оценивания результатов обучения включает как проверку усвоения предметного содержания, так и мониторинг процесса и степени формирования метапредметных, универсальных учебных действий. 
  • Обучение всех учащихся с использованием элементов ДОТ в условиях введения карантина, в связи с погодными явлениями и т. п. является частью очного обучения, содержание обучения соответствует рабочей программе и учебно-тематическому планированию. Учитель предоставляет учащимся учебные материалы, домашние задания, информирует о форме и сроках проведения on-line занятий, участия в of-line занятиях, сроках сдачи домашних работ, промежуточного оценивания. Количество отметок в классном журнале за выполненные задания и по результатам участия в on-line и of-line занятиях должно быть не меньше, чем в процессе очного обучения. - Внеурочная деятельность с использованием элементов ДОТ, как средство реализации индивидуальных учебных интересов учащихся и проводится в разных формах, например: - участие (on-line, of-line) в обучающих интернет-мероприятиях: интернет-фестивалях, конкурсах, олимпиадах, викторинах, играх, соревнованиях и др. 
  • подготовка к олимпиадам, к ЕГЭ, ГИА, используя образовательные интернет-ресурсы; - участие в школьных телекоммуникационных мероприятиях; - дополнительное обучение «по интересам»: сетевые сообщества по интересам, мастерклассы, дистанционные курсы; - участие в исследовательской и проектной деятельности: сетевые проекты и др. 
  • Организация профильного и углубленного обучения по отдельным предметам. Используются как очно-дистанционная форма проведения занятий, так и дистанционная форма по отдельным курсам, а также обучение по индивидуальным учебным планам 

6.2. Предметный компонент информационной системы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий должен содержать широкий спектр учебного инструментария, в том числе:

  • лекцию, представляющую собой последовательность страниц с условными переходами между страницами, обеспечивающими возможность промежуточного контроля усвоения материала;
  • глоссарий с возможностью производить поиск и перемещение по записям и автоматическим преобразованием в ссылки терминов глоссария, встречающихся в тексте; 
  • база данных, позволяющая определять произвольную структуру записей (данных) и поддерживающая различные типы полей; 
  • тест с созданием единой базы тестовых заданий, используемых в различных курсах, с обеспечением возможности формирования требуемых тестов; 
  • задание, дающее возможность учащемуся дать ответ в виде текста, файла, нескольких файлов;
  • семинар, позволяющий проводить многопозиционное и многокритериальное оценивание работ; 
  • вебинар, обеспечивающий возможность проведения видеолекций и видеоконференций непосредственно в курсах, позволяющий гибко управлять ролями (участник, модератор), использовать наряду с видео-вещанием, белую доску, а также загрузку графических файлов любым из участников сессии; 
  • различные типы форумов: новостной, стандартный форум для общих обсуждений, простое обсуждение, каждый открывает одну тему, вопрос-ответ; - чат с использованием поддержки, картинок, математических формул и т. п.;
  • опрос, используемый для голосования или сбора мнений по какому-либо вопросу; 
  • wiki страница, обеспечивающая возможность редактировать любому пользователю; 
  • блог, позволяющий каждому участнику образовательного процесса вести закрытые дневники и, по желанию, публиковать записи на сайте для просмотра другими пользователями. 

6.3. Для обеспечения процесса дистанционного обучения используются следующие средства ДО: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи и иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи. 

6.4. Порядок организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. 

6.4.1. При дистанционном обучении используется материально-техническая база и помещения как школы, так и других общеобразовательных учреждений. При желании учащегося в процессе обучения с использованием ДОТ может использоваться иная материальнотехническая база, имеющаяся у субъектов образования и соответствующая техническим условиям данных форм обучения.

 6.4.2. Учащиеся, желающие получать образование по программе с использованием дистанционных образовательных технологий, подтверждают свое согласие в письменной форме. В процессе обучения учащийся имеет право отказаться от обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и перейти на обучение в очной форме. 

6.4.3. Обучение с использованием ДОТ осуществляется школой на основе рабочих программ по учебным предметам, предусматривающим их реализацию с использованием ДОТ в определенном объеме. 

6.4.4. Организуя обучение с использованием дистанционных образовательных технологий,школа: - назначает ответственного за реализацию ДОТ в образовательном процессе, 

  • выявляет потребности учащихся в обучении с использованием ДОТ в образовательном процессе; - принимает на педагогическом советом решение об использовании ДОТ в образовательном процессе для удовлетворения образовательных потребностей учащихся;
  • обучение учащихся в учебных группах с использованием ДОТ в период самостоятельной работы сопровождается тьютором;
  •  контроль и оценка результатов освоения учебного материала проводится в школе учителемпредметником и заносится в классный журнал.

 6.5. Функциональные обязанности участников образовательного процесса с использованием ДОТ. Участниками процесса обучения с использованием ДОТ являются административно-управленческий персонал, учителя-предметники, учащиеся школы. 

6.5.1. Функциональные обязанности ответственного за реализацию ДОТ в школе: 

- анализирует востребованность учащимися обучения с использованием ДОТ; 

- организует деятельность учителей-предметников, направленную на проектирование, реализацию и мониторинг результатов реализации рабочих программ по учебным предметам с использованием ДОТ; 

- осуществляет мониторинг качества образовательного процесса с использованием ДОТ и подводит итоги обучения с использованием ДОТ; 

- выступает организатором образовательных событий, проводимых на базе ВКС. 

6.5.2. Функциональные обязанности ответственного за техническое сопровождение процесса обучения с использованием ДОТ в школе: 

  • анализирует состояние материально-технического обеспечения, необходимого для организации обучения с использованием ДОТ; 
  • контролирует состояние используемой в образовательном процессе техники, сети; 
  • оказывает методическую и техническую помощь учителям-предметникам в использовании ДОТ; - организует формирование базы информационных ресурсов для обучении с использованием ДОТ; 
  • размещает на сайте школы необходимую информацию об использования ДОТ в образовательном процессе. 

6.5.3. Функциональные обязанности учителя-предметника: 

  • знакомится с ресурсом для организации образовательного процесса с использованием ДОТ;
  • предусматривает реализацию определенной части рабочей программы по учебному предмету, курсу с использованием ДОТ; 
  • разрабатывает содержание учебно-методических и информационных ресурсов, применяемых в урочной и внеурочной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий; 
  • формирует совместно с учащимся его индивидуальный образовательный маршрут в ситуации индивидуализированного обучения; 
  • организует необходимые консультации для родителей, учащихся об организации учебного процесса с использованием ДОТ; 
  • организует образовательный процесс учащихся с использованием ДОТ - ведет необходимую документацию.

7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН 

7.1. Участники образовательного процесса с использованием ДОТ наделяются правами, обязанностями и ответственностью: 

7.1.1. Школа: 

- обеспечивает необходимые материально-технические условия, достаточные для осуществления образовательного процесса с использованием ДОТ; 

- обеспечивает доступ учащихся, педагогических работников к информационным ресурсам, позволяющим обеспечить освоение учебного материала с использованием ДОТ;

 - организует повышение квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала для обеспечения использования ДОТ при реализации образовательных программ; 

7.1.2. Учащиеся имеют право: 

  • формулировать образовательный запрос на содержание обучения с использованием ДОТ; 
  • обучаться по индивидуальным образовательным программам с использованием ДОТ; 
  • выбирать учебный курс для его освоения с использованием ДОТ;
  • высказывать пожелания к организации обучения с использованием ДОТ обязаны: 
  • быть зарегистрированным в сети Интернет; - знать своего удаленного тьютора и его сетевой адрес; 
  • выполнять все задания, используя материалы, размещенные в сети;
  • осуществлять коммуникацию с учащимися сети, принимать участие в сетевых семинарах, конференциях, сеансах видеоконфернецсвязи и т.д.;
  • по запросу вступать в коммуникацию с учителем-предметником. - несут ответственность за успешное освоение программ курсов (дисциплин) с использованием ДОТ. 

7.1.3. Родители (законных представителей или лиц их заменяющих) имеют право: 

  • защищать законные права ребенка;
  • обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации школы; 
  • вносить предложения по составлению индивидуального учебного плана с учетом способностей и интересов ребенка. обязаны:
  • выполнять требования школы, касающиеся организации процесса обучения с использованием ДОТ;
  • поддерживать интерес ребенка к процессу обучения с использованием ДОТ в школе; 
  • создавать условия для самостоятельного обучения с использованием ДОТ, способствующих освоению знаний; 
  • своевременно информировать школу о болезни ребенка, не позволяющей ему обучаться с использованием ДОТ; 
  • контролировать своевременное выполнение домашних заданий; 
  • своевременно информировать о неисправностях в работе компьютерной техники, отсутствии Интернета и т.п. 
  • несут ответственность за использование ребенком компьютерной техники по назначению (только для осуществления образовательного процесса);