муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

"Средняя общеобразовательная школа №71"

Юные библиофилы

Рабочая программа, 5 класс

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 71»

УТВЕРЖДАЮ: «Согласовано»

Директор МБОУ СОШ № 71 Зам. дир. по УВР

__________ А.А.Серафимов ______Т.Е.Баранникова

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

факультатив «Юные библиофилы»

Возраст обучающихся 11-12 лет

Руководитель: Демешина Елизавета Ивановна,

заведующая библиотекой

 

2016-2017 учебный год

I. Пояснительная записка

При составлении рабочей программы внеурочной деятельности по факультативу для 5-х классов использованы следующие нормативные документы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» с последующими дополнениями и изменениями;

- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 года № 189 с последующими изменениями и дополнениями;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Учебный план МБОУ «СОШ № 71»;

Цель программы - достижение планируемых результатов, формирование образовательного пространства для решения задач социализации, воспитания, развития и самоопределения учащихся.

Приобщить учащихся с юных лет к книге, научить работать с книгой, пользоваться всей имеющейся информацией в библиотеке.

Данная программа направлена на решение следующих задач:

- создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов учащихся;

- личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение учащихся;

- обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации учащихся к жизни в обществе;

- формирование общей культуры учащихся;

- воспитание у учащихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.

Цель и задачи рабочей программы сориентированы на становление личностных характеристик учащихся, сформулированных во ФГОС. Это ученик:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни.

Данная рабочая программа реализует общекультурное направление внеурочной деятельности.

Основные задачи общекультурного направления:

• формирование навыков научно-интеллектуального труда;

• развитие культуры логического мышления, воображения;

• формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;

• овладение навыками универсальных учебных действий у учащихся

Рабочая программа рассчитана на 35 часов.

II. Общая характеристика факультатива

Цель данного курса: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Основные задачи курса:

 развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное;

 формировать умение воссоздать художественные образы литературного произведения;

 формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к

литературному творчеству;

 применение знаний, учить понимать русскую речь и говорить по русски детей с неродным русским языком.

 развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

 развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

 расширение коммуникативных способностей детей.

III. Описание места курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №71» и планом внеурочной деятельности на изучение курса отводится один час в неделю: всего – 35 часов.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Данный курс обеспечивает достижение учащимися следующих предметных, метапредметных и личностных результатов:

Метапредметные результаты освоения курса должны отражать:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение;

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные универсальные учебные действия

 развитие любознательности

 развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

учащийся получит возможность для формирования:

 устойчивого интереса к новым способам познания.

учащийся получит возможность научиться:

 проявлять познавательную инициативу;

 самостоятельно учитывать выделенные руководителем ориентиры действия в незнакомом материале;

 преобразовывать практическую задачу в познавательную;

 самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

 допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

 формулировать собственное мнение и позицию;

 договариваться, приходить к общему решению;

 соблюдать корректность в высказываниях;

 задавать вопросы по существу;

 использовать речь для регуляции своего действия;

учащийся получит возможность научиться:

 учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

 с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

 владеть монологической и диалогической формой речи.

 осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

 осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

 использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

 анализировать объекты, выделять главное;

 подводить под понятие;

 владеть логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий.

учащийся получит возможность научиться:

 осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

 использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

К концу обучения учащиеся должны

знать

уметь

Историю книги

Определять время создания определенного источника

Историю библиотек

Ориентироваться в понятиях «читатель»,

«библиотекарь» в разнообразии книг библиотечного фонда

Структура книги

Найти выходные данные, аннатацию, справочный аппарат книги.

Систематический каталог

Быстро и грамотно выбрать нужную книгу

Методы самостоятельной работы с литературой

ориентироваться в мире информации, свободно и быстро находить нужное

Выбор книги в библиотеке

Уметь самостоятельно выбрать книгу.

Определить место книги на полке.

Содержание программы

Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будем обучать на занятии):

Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счет выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся

п/п

Темы занятий

Кол-во

часов

Формы занятий

 

Характеристика деятельности

учащихся

1

История книги

1.Знакомство с историей возникновения книг

2.Структура книги (как она устроена)

3.Оформление книги

3

Лекция- сообщение

Слушание, наглядный просмотр, видео-просмотр древнейших экспонатов

2

История библиотек

1.Древние библиотеки

2.Современные библиотеки

2

Лекция- сообщение

Знакомство с первыми библиотеками.

Мультимедийный просмотр

3

Экскурсия в библиоте-ку.

1.Знакомство с библиотекой

1

Экскурсия

Наглядный просмотр устройства библиотеки:

Читальный зал, абонемент, порядок расположения книжных стеллажей.

4

Правила обращения с книгой.

1.Бережное отношение к книге

1

Беседа,

видеоурок

Слушание, просмотр видеороликов о правильном обращении с книгой.

5

1.Структура книги

2.Знакомство с элементами книги

3.Как построена книга

3

Сообщение, презентация

Слушание и рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, иллюстрации и т.д. Видео- просмотр устройства.

6

1.Художественное оформление книги

2.художники- иллюстраторы

2

Сообщение, видеоурок

Просмотр красочно-оформленных книг, работа с иллюстрациями, знакомство с художниками- иллюстраторами.

Уточнение значений непонятных слов. Раскрытие содержания иллюстраций к произведениям.

7

Выбор книги в библиотеке

1.Систематический каталог

2.Самостоятельный поиск информации

2

Лекция, практическая работа

На основе полученных знаний самостоятельный поиск нужной книги и информации по каталогу.

8

Литературный утренник

1.Чтение произведений

2.Ответы на вопросы по произведениям

2

Игры на эрудицию

Развитие концентрации внимания, развитие восприятия, воображения, памяти мышления

9

Периодика

Знакомство с периодикой (газеты, журналы)

Современные периодические издания для молодежи

2

Лекция- ознакомление

Чтение и наглядный просмотр газет и журналов.

Знакомство с издателями.

10

1.Научно- познавательная литература

Знакомство с книгой « Эврика»

Знакомство с кругом научно- познавательной литературы для школьников

1

Лекция, беседа.

Мультимедийная викторина

Слушание, выборочное чтение, рассматривание книги. Знакомство с понятием «научно- познавательная литература».

Выделение научно- познавательных сведений.

11

Справочная литер-ра

1.Как пользоваться справочной литературой

2.Словари- друзья, помощники

2

Сообщение, практическая работа

Работа со справочной литературой. Поиск нужных слов для определения понятий. Словарная работа.

12

Практическая работа

1.Простой ремонт книг

2.Изготовление закладок

2

Практическая работа

Работа с книгой.

Самостоятельное изготовление закладок

13

1.Экскурсия в библ. Им Тургенева

Знакомство с целью познания каталогов

Как выбрать нужную книгу

1

Экскурсия, практическая работа

Знакомство с хранилищем книг, знакомство и просмотр выставок.

Самостоятельный выбор нужной книги, поиск необходимой информации.

14

Талант читателя

1.Как написать отзыв о книге

2.Игра КВН

Книжный следопыт

2

Лекция, практическая работа, игра.

Развитие логического мышления, выявление уровня развития внимания, восприятия, памяти в процессе составления отзывов о книге.

15

Что такое знаменательные даты.

1.Изучение календаря

2.Оформление стенгазет

2

Сообщение, практическая работа

Наглядный просмотр различных календарей. Знакомство с основными знаменательными датами.

Работа над оформлением стенгазеты «Международный женский день»

16

1.Что вы знаете о книге?

2.Викторины, конкурсы: «Искусство книги»

Конкурс- кроссворд «В детской библиотеке»

2

Беседа, тренировочные упражнения, игра, мультимедийная викторина.

Ответы на вопросы в процессе беседы. Развитие памяти, логического мышления в процессе игр.

17

1.Урок: «Почему надо читать?»

1

Урок- беседа- диспут

Ответы на вопросы в процессе беседы, формулирование собственного мнения и позиции- почему надо читать?

18

1.Библиотечная мазаика

2.Конкурсы- кроссворды

2

Урок- игра

Использование пройденного материала в ходе игры. Расшифровка закодированных слов.

19

Методы самостоятельной работы с литературой

1.Читаем летом

2.Подбор книг на лето

2

Итоговое занятие

Обобщение сведений о книге. Правильное применение знаний пройденного материала при выборе книг для чтения на каникулах.

Календарно- тематическое планирование

п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

Сроки

проведения

     

ƒплан

факт

1

История книги

Знакомство с историей возникновения книг

1

   

2

Структура книги (как она устроена)

1

   

3

Оформление книги

1

   

4

История библиотек

Древние библиотеки

1

   

5

Современные библиотеки

1

   

6

Экскурсия в библиоте-ку.

Знакомство с библиотекой

1

   

7

Правила обращения с книгой.

Бережное отношение к книге

1

   

8

Структура книги

1

   

9

Знакомство с элементами книги

1

   

10

Как построена книга

1

   

11

Художественное оформление книги

1

   

12

Художники- иллюстраторы

1

   

13

Выбор книги в библиотеке

Систематический каталог

1

   

14

Самостоятельный поиск информации

1

   

15

Литературный утренник

Чтение произведений

1

   

16

Ответы на вопросы по произведениям

1

   

17

Периодика

Знакомство с периодикой (газеты, журналы)

1

   

18

Современные периодические издания для молодежи

1

   

19

Научно- познавательная литература

Знакомство с книгой « Эврика»

Знакомство с кругом научно- познавательной литературы для школьников

1

   

20

Справочная литер-ра

Как пользоваться справочной литературой

1

   

21

Словари- друзья, помощники

1

   

22

Практическая работа

Простой ремонт книг

1

   

23

Практическая работа

Изготовление закладок

1

   

24

Экскурсия в библ. Им Тургенева

Знакомство с целью познания каталогов

Как выбрать нужную книгу

1

   

25

Талант читателя

Как написать отзыв о книге

1

   

26

Игра КВН

Книжный следопыт

1

   

27

Что такое знаменательные даты.

Изучение календаря

1

   

28

Оформление стенгазет

1

   

29

Что вы знаете о книге?

1

   

30

.Викторины, конкурсы: «Искусство книги»

Конкурс- кроссворд «В детской библиотеке»

1

   

31

Урок: «Почему надо читать?»

1

   

32

Урок- игра

Библиотечная мазаика

1

   

33

Урок- игра Конкурсы- кроссворды

1

   

34

Методы самостоятельной работы с литературой

Читаем летом

1

   

35

Подбор книг на лето

1

   

 

Описание материально- технического обеспечения внеурочной деятельности

Список литературы для руководителя

  • Детская энциклопедия в четврех томах.
  • В.Мальков «Волшебники книжного города».
  • А.Успенский «Почему не иначе?»
  • Т.Марина «Работа в поисках».
  • Н.Сладков «Зеленая саванна»
  • М.Губанов «Воспитание культуры чтения».
  • Детская библиотека. Практическое пособие.
  • Н. Ширяев «Книжная иллюстрация на уроке».
  • Н.Коноплева «Библиотечно- библиографические знания младших школьников».
  • А.Глухов «Юным любителям книги».
  • А.Пушкин «Стихи, сказки».
  • С. Маршак «Как печатаем вашу книгу?».
  • Журнал «Миллион друзей» №№ 2,3 за 2001 год.
  • Журнал «Юный слкдопыт» №№ 2,3 за 2008 год.
  • Журнал «Читаем, учимся, играем» №№ 3,4 за 2012 год.
  • Кузьминых «Библиографическое описание документов».

Оборудование

Компьютер

Проектор

Демонстрационный экран

Скачать программу полностью