муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

"Средняя общеобразовательная школа №71"

Русский язык

Рабочая программа, 10 класс

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку в 10 классе

Количество часов 2 часа в неделю (72 часа) ( в т.ч. региональный компонент)

Программа разработана в соответствии с примерной программой на основе авторской программы по русскому языку для 10-11 классов, автор-составитель Баранов М.Т.

РУССКИЙ ЯЗЫК. 10 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка и помогает учащимся углубить представления о стилистике современного русского литературного языка, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, расширить лексический запас. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Задачей обучения в 10 классе является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка и помогает учащимся углубить представления о стилистике современного русского литературного языка, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, расширить лексический запас. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога, - составлена на основе требований федерального компонента государственного образовательного стандарта общего (полного) образования базового уровня. Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), тематического и поурочного планирования по русскому языку к пособию для занятий по русскому языку в старших классах В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко.

  • Цели обучения:
  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение:

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электрон ном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо:

• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

■ использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдений за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Элементы педагогических технологий

1) личностно-ориентированное обучение;

2) здоровьесберегающие технологии;

3) проблемное обучение;

4) тест-технологии;

5) сотрудничество

6) блочно-модульная технология

7) ИКТ

Содержание программы

10 класс

Введение

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка, типы норм. Норма и культура речи. Понятие о функциональных стилях; основные функциональные стили современного языка.

Лексика. Фразеология. Лексикография .

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы, паронимы и их употребление. Синонимы, антонимы и их употребление.

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Фонетика. Графика. Орфоэпия Орфоэпия. Основные правила произношения.

Морфемика и словообразование

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Основные способы формообразования в современном языке. Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих и Ц. Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Приставки ПРЕ- и ПРИ-Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

Морфология. самостоятельные части речи, служебные части речи

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение способа выражения рода несклоняемых существительных и аббревиатуры. Число имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Падеж и склонение имён существительных. Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных

Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ИЙ. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов. Морфологический разбор имён числительных. Склонение имён числительных.

Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений. Значение и особенности употребления возвратного, притяжательного и определительных местоимений.

Глагол

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/ непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Категория времени глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования. Морфологический разбор глагола. Спряжение глаголов. Две основы глаголов. Формообразование глаголов. Правописание глаголов.

Причастие

Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий.

Образование причастий. Правописание суффиксов причастий.Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные

Деепричастие

Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий.

Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.

Слова категории состояния. Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния

Служебные части речи

Предлог

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов.

Правописание предлогов.

Союзы и союзные слова. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов.

Правописание союзов

Частицы как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц.

Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект, включающий следующие учебно-методические пособия:

  • Греков, В. Ф. Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. - М.: Просвещение, 2012 г.
  • Раман, Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 10 кл, к пособию для занятий по русскому языку в старших классах В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Четко / Т. В. Раман. - М.: Экзамен XXI, 2004. - (Серия «Учебно-методический комплект»),
  • Рамам, Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 11 кл.: к пособию для занятий по русскому языку в старших классах В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко / Т, В. Раман. - М.: Экзамен XXI, 2004. - (Серия «Учебно-методический комплект»).
  • Русский язык. 10-11 классы: развернутое тематическое планирование по учебнику В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко / авт.-сост. Г. В. Цветкова. - Волгоград: Учитель, 2011.

Поурочное планирование

10 класс (72 часа)


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы основного содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

Общие сведения о языке – 4 часов


1

Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональ
ные разновидности, жаргон, арго).


1

Урок усвоения новых знаний

Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении. Русский язык в Российской Федерации. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональ
ные разновидности, жаргон, арго).

Знать: функции русского языка в современном мире;формы существования русского национального языка. Уметь: выделять микротемы текста, оперировать терминами при анализе языкового явления. Иметь представление о социальной сущности языка.Уметь определять в текстах формы русского национального языка, работать с текстами разных жанров и стилей

Комплекс
ный анализ текста

Подобрать тексты, соответствующие разным формам русского национального языка

 

2

Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты. Культура публичной речи

1

Комбинированный

Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Развитие навыков монологической и диалогической речи

Знать виды речевого общения, компоненты речевой ситуации. Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления, отличать официальное и неофициальное, публичное и непубличное общения, использовать на практике различные виды речевого общения

Создание различных речевых ситуаций

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

05.09


3

Учебно-научный, деловой, публицистичес
кий стили, разговорная речь, язык художественной литературы. Их особенности. Культура разговорной речи.

2

Развитие речи

Понятие стилей и типов речи и их разновидности. Сфера применения различных стилей, задачи речи, характеристики высказываний стилей речи, языковые средства.

Знать отличительные признаки стилей речи. Уметь создавать тексты разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Комплекс
ный анализ текста

Комплекс
ный анализ текста

 

4

Понятие о норме литературного языка. Типы норм

2

Урок усвоения новых знаний

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Языковая норма и её основные особенности. Понятие нормы, основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические, грамматические (морфологические и синтаксические).

Иметь представление о культуре речи, языковой норме и изменениях, происходящих в русском языке. Уметь различать типы норм

Работа с текстами

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

09.09

Лексика. Фразеология. Лексикография -11часов

5

Лексические нормы. Слово и его лексическое значение.Многозначность слова и их употребление

1

Комбинированный

Лексическая система русского языка. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Систематизация изученного по темам: «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение». Различение прямого и переносного значений слов. Сравнение статей в толковом словаре, определение значения многозначного слова

Знать лексические нормы;
причины и виды речевых ошибок, связанных с нарушением лексических норм;смысл понятий однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение, речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.
Уметь работать с толковым словарем;
редактировать предложения, в которых были нарушены лексические нормы;определять прямое и переносное значение слова; значение многозначного слова

Редактирова
ние предложе
ний.
Выполнение заданий по типу ЕГЭ

Лингвистический анализ текста

17.09

6

Тропы как выразительные средства языка

2

Комбинированный

Систематизация изученного по темам: «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение», «Метафора, метонимия, синекдоха». Различение прямого и переносного значений слов.

Знать понятие тропов; разновидности тропов; способы выражения сравнения. Уметь определять виды тропов.

Сочинение-рассуждение «Можно ли сравнение считать тропом?» (по упр.37).
Самостоя
тельная работа.

Подобрать тексты, в которых используются метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, гипербола

18.09, 21.09

7

Определение смысловых отношений между словами. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значения в контексте

2

Системати
зация ЗУН

Формирование умения определять смысловые отношения между словами. Синонимия в системе русского языка. Антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте. Лексическая и стилистическая синонимия. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и стилистических свойств

Знать специфику смысловых отношений между словами. Уметь находить синонимы, антонимы, омонимы, паронимы в тексте; пользоваться словарями синонимов, антонимов

Самостоя
тельная работа

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

24.09, 25.09

8

Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная лексика.

1

Комбини
рованный урок

Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная лексика.

Знать стили речи; сферу применения различных стилей, задачи речи, характеристики высказываний стилей речи, языковые средства. Уметь уместно употреблять межстилевую, разговорно-бытовую и книжную лексику;
исправлять стилистические ошибки.

Редактирова
ние предложе
ний

Комплекс
ный анализ текста

27.09

9

Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.

1

Комбини
рованный урок

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского народа и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности её освоения.

Знать группы слов по происхождению. Уметь различать группы слов по происхождению, определять их стилистическую роль; пользоваться словарём иностранных слов и справочной литературой

Редактирова
ние предложе
ний

Комплекс
ный анализ текста

30.09

10

Русская лексика с точки зрения ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы.

1

Комбини
рованный урок

Русская лексика с точки зрения ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы.

Знать понятия диалектизмов, профессионализмов, терминов, арготизмов. Уметь находить в текстах диалектизмы, профессионализмы, термины, арготизмы; пользоваться лингвистическими словарями и справочной литературой

Редактирова
ние предложе
ний

Комплекс
ный анализ текста

01.10

11

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

1

Комбини
рованный урок

Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами.

Знать понятие фразеологизмов; виды фразеологизмов. Уметь определять значение фразеологизмов;
использовать их в речи;
исправлять ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов; пользоваться словарями

Редактирова
ние предложе
ний. Самостоя
тельная работа.

Комплекс
ный анализ текста

03.10

12

Фигуры речи как выразительные средства языка

1

Комбини
рованный урок

Фигуры речи: антитеза, градация, параллелизм, анафора, эпифора, оксюморон, инверсия, бессоюзие и многосоюзие — как выразительные средства языка

Знать, что такое фигуры и виды фигур.
Уметь отличать фигуры друг от друга, находить их в текстах

Самостоя
тельная работа.

Комплекс
ный анализ текста

05.10

13

Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование

1

Практикум

Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование

Уметь пользоваться словарями русского языка и лингвистическими справочниками

Работа со словарями

Сообщение о слове

07.10

14

Контрольная работа. Лексический анализ текста с решением тестовых задач

1

Контроль ЗУН

Определение уровня изученного материала. Обобщение и тематический контроль знаний, умений и навыков

Знать основные лексические нормы. Уметь применять изученный материал на практике

Тест

 

11.10

15

Культура учебно-научного стиля (устная и письменная формы). Написание доклада.

1

Урок развития речи

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Знать особенности учебно-научного общения. Уметь писать доклад

Работа над составле
нием доклада

Написать доклад

12.10

Фонетика. Графика. Орфоэпия – 1 час

16

Орфоэпические нормы современного русского языка

1

Комбини
рованный урок

Роль орфоэпии в устном общении. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы литературного произношения и ударения. Допустимые варианты произношения и ударения

Знать орфоэпические нормы современного русского языка. Уметь соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского языка

Выполнение заданий ЕГЭ

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

14.10

Морфемика. Словообразование. Орфография – 20 часов

17

Орфографичес
кие нормы. Принципы русской орфографии. Употребление прописных и строчных букв

1

Комбини
рованный урок

Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв

Знать, в чём заключаются принципы русской орфографии; правила употребления прописных букв. Уметь применять знания по фонетике, морфемике, словообразованию в практике правописания и говорения;правильно употреблять прописные и строчные буквы.

Самостоя
тельная работа

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

19.10

18

Употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных и для обозначения грамматических форм.

1

Комбини
рованный урок

Понятие орфограммы.Употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных

Знать правила употребления ь.Уметь объяснять условия написания Ь; правильно писать слова с Ь.

Самостоя
тельная работа

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

21.10

19

Состав слова. Употребление однокоренных слов. Словообразовательный и морфемный разбор.

1

Комбини
рованный урок

Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразова
нию в практике правописания и говорения.

Знать состав слова; лексическое и грамматическое значение морфем; выразительные словообразовательные средства; экспрессивно-стилистическую роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова.

Самостоя
тельная работа

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

24.10

20

Основные способы образования слов.Словообразовательный и морфемный разбор.

2

Комбини
рованный урок

Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова.

Знать основные способы образования слов. Уметь определять способы образования слов, выполнять слово- образовательный разбор слов;
объяснять роль средств выразительности, связанных со словообразованием;
пользоваться словообразовательным словарем.

Выполнение заданий ЕГЭ

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

25.10, 27.10

21

Правописание безударных и чередующихся гласных в корне

2

Комбини
рованный урок

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием безударных и чередующихся гласных

Знать правила правописания безударных и чередующихся гласных в корне. Уметь применять на письме основные правила правописания безударных и чередующихся гласных в корне; пользоваться словарями

Выполнение заданий ЕГЭ

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

31.10,11.11

22

Правописание гласных после шипящих и ц. Буквы и, у, а после шипящих. Буквы ы – и после ц.

2

Комбини
рованный урок

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием гласных после шипящих и ц.

Знать правила правописания гласных после шипящих и ц. Уметь применять на письме основные правила правописания гласных после шипящих и ц; пользоваться словарями

Выполнение заданий ЕГЭ

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

12.11, 14.11

23

Правописание согласных в корне слова

1

Комбини
рованный урок

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием согласных в корне слова

Знать правила правописания согласных в корне слова. Уметь применять на письме основные правила правописания согласных в корне слова; пользоваться словарями

Выполнение заданий ЕГЭ

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

16.11

24

Двойные согласные

1

Комбини
рованный урок

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием двойных согласных

Знать правила правописания двойных согласных. Уметь применять на письме основные правила правописания двойных согласных; пользоваться словарями

Самостоя
тельная работа

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

19.11

25

Контрольный диктант с творческим заданием (мини-сочинение на основе текста)

1

Урок контроля

Определение уровня усвоения материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Знать основные нормы литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы

Диктант

 

20.11

26

Культура учебно-научного общения (устная и письменная формы). Написание реферата.

1

Урок развития речи

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: реферат. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Знать особенности учебно-научного и делового общения. Уметь писать реферат

Работа над написанием реферата

Написать реферат

22.11

27

Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме

1

Комбини
рованный урок

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме

Знать типы приставок; правила правописания приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме.Уметь правильно писать слова с приставками, независимыми от произношения и приставками на З (С);пользоваться словарями

Выполнение заданий по типу ЕГЭ (правописа
ние приставок).

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

26.11

28

Правописание приставок пре- и при-.

1

Комбини
рованный урок

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием приставок пре- и при-.

Знать типы приставок; правила правописания приставок пре- и при.Уметь правильно писать слова с приставками пре- и при-; пользоваться словарями

Выполнение заданий по типу ЕГЭ (правописа
ние приставок

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

27.11

29

Сочетание согласных на стыке приставки и корня. Буквы Ы и И после приставок

1

Комбини
рованный урок

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием согласных на стыке приставки и корня; правила правописания букв Ы и И после приставок

Знать правила правописания приставок и корней. Уметь правильно писать слова с сочетанием согласных на стыке приставки и корня; правильно писать слова с буквами И и Ы после приставок; пользоваться словарями

Задания по карточкам

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

29.11

30

Употребление разделительных ъ и ь.

1

Комбини
рованный урок

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописаниемразделительных ъ и ь.

Знать правила употребления разделительных Ъ и Ь. Уметь правильно писать слова с разделительными Ъ и Ь;пользоваться словарями

Задания по карточкам

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

03.12

31

Буквы о – ё после шипящих и ц.

1

Комбини
рованный урок

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием букв о – ё после шипящих и ц.

Знать правила употребления букв о – ё после шипящих и ц. Уметь правильно писать слова с буквами о –ё после шипящих и ц;пользоваться словарями

Задания по карточкам

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

04.12

32

Общие правила правописания сложных слов

1

Комбини
рованный урок

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием сложных слов

Знать правила правописания сложных слов. Уметь правильно писать сложные слова; пользоваться словарями

Задания по карточкам

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

06.12

33

Правила переноса слов. Правила графического сокращения слов.

1

Комбини
рованный урок

Правила переноса слов Правила графического сокращения слов

Знать правила переноса слов; правила графического сокращения слов. Уметь применять на практике правила переноса слов.

Самостоя
тельная работа

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

10.12

34-35

Контрольная работа по типу ЕГЭ. Тест. Анализ работ.

2

Урок контроля

Определение уровня усвоения материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Знать основные нормы литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы

Тест

 

11.12

36

Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание тезисов

1

Урок развития речи

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: тезис. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Знать особенности учебно-научного и делового общения. Уметь составлять тезисы

Работа над составле
нием тезисов

Написать тезисы научной статьи

14.11

Морфология и орфография -36 часов

37

Систематизация изученного об имени существительном Род и число существительных

1

Системати
зация ЗУН

Систематизация изученного об имени существительном. Основные типы орфограмм склоняемых частей речи, изученных в 5-7 классах.Род и число существительных. Определение синтаксической роли склоняемых частей речи в предложении

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имени существительного;значения существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа. Уметь согласовывать существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа с прилагательными и глаголами-сказуемыми.

Самостоя
тельная работа

Составление предложений ссуществительными, имеющими форму только единственного или только множественного числа.

19.12

38

Правописание И и Е в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.

1

Системати
зация ЗУН

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием И и Е в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа

Знать правила правописания И и Е в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа. Уметь правильно писать Е и И в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.

Задания по карточкам

Задания по карточкам

21.12

39

Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода

1

Системати
зация ЗУН

Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода

Знать наличие вариантов окончаний некоторых существительных мужского рода в именительном падеже;
влияние лексического значения слова на окончание. Уметь правильно употреблять некоторые существительные мужского рода в именительном падеже.

Выполнение заданий по типу ЕГЭ (нахождение грамматических ошибок).

Задания по карточкам

26.12

40

Правописание существительных в родительном падеже множественного числа.

1

Системати
зация ЗУН

Правописание существительных в родительном падеже множественного числа.

Правила правописания существительных в родительном падеже множественного числа.Правильно писатьсуществительные в родительном падеже множественного числа.

Выполнение заданий по типу ЕГЭ (нахождение грамматических ошибок).

Задания по карточкам

27.12

41

Правописание фамилий и названий населенных пунктов в творительном падеже.

1

Системати
зация ЗУН

Правописание фамилий и названий населенных пунктов в творительном падеже.

Знать правила правописания фамилий и названий населенных пунктов в творительном падеже.Уметь правильно писать фамилии и названия населенных пунктов в творительном падеже.

Лингвистический анализ текста.

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

29.12

42

Правописание суффиксов имен существительных.

2

Системати
зация ЗУН

Правописание суффиксов, образующих существительные с новым лексическим значением и суффиксов, вносящих в существительные добавочные оттенки значения

Знать правила правописания суффиксов имен существительных.Уметь правильно писатьсуффиксы имен существительных.

Выполнение заданий по типу ЕГЭ (правописа
ние суффиксов).

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

12.01, 13.01

43

Правописание сложных имен существительных.

2

Системати
зация ЗУН

Правописание сложных имен существительных.

Знать правила правописания сложных имен существительных. Уметь правильно писать сложные имена существительные.

Выполнение заданий по типу ЕГЭ (слитное, дефисное, раздельное написание слов).

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

15.01, 19.01

44-45

Контрольная работа по типу ЕГЭ. Тест. Анализ работ.

2

Урок контроля

Определение уровня усвоения материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Знать основные нормы литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы

Тест

 

20.01

46

Культура учебно-научного общения (устная и письменная формы). Написание рецензии

1

Урок развития речи

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: рецензия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Знать особенности учебно-научного и делового общения. Уметь составлять тезисы

Работа над написанием рецензии

Подготовиться к написанию сочинения — рецензии на самостоятельно прочитанную книгу

22.01

47

Систематизация изученного об имени прилагательном.Употребление некоторых форм прилагательных.

1

Системати
зация ЗУН

Систематизация изученного об имени прилагательном. Основные типы орфограмм склоняемых частей речи, изученных в 5-7 классах. Определение синтаксической роли склоняемых частей речи в предложении

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного;разряды прилагательных;
степени сравнения;
краткую и полную форму.Уметь определять разряды прилагательных, степени сравнения; употреблять качественные прилагательные в степенях сравнения, в полной и краткой формах.

Самостоя
тельная работаРедактирова
ние предложе
ний.

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

26.01

48

Правописание окончаний имен прилагательных.

1

Системати
зация ЗУН

Правописание окончаний имен прилагательных.

Знать правила правописания окончаний имен прилагательных.Уметь правильно писатьокончания имен прилагательных.

Лингвистический анализ текста.

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

28.01

49

Правописание суффиксов имен прилагательных.

3

Системати
зация ЗУН

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием суффиксов имен прилагательных.

Знать правилаправописания суффиксов имен прилагательных.Уметь правильно писатьсуффиксы имен прилагательных.

Выполнение заданий по типу ЕГЭ (правописа
ние суффиксов).

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

02.02,03.02, 05.02

50

Правописание сложных имен прилагательных.

2

Системати
зация ЗУН

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием сложных имен прилагательных.

Знать правилаправописания сложных имен прилагательных.Уметь правильно писать сложные имена прилагательные.

Словарный диктант

Комплексный анализ текста

09.02, 10.02

51-52

Контрольный диктант и анализ по теме «Систематизация изученного об имени прилагательном».

1

Урок контроля

Определение уровня усвоения материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Знать основные нормы литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы

Диктант

 

12.02

53

Культура делового общения (устная и письменная формы). Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме)

1

Развитие речи

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме. Составление деловых документов различных жанров: расписки, доверенности, резюме. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Знать правила составления документов различных жанров: расписки, доверенности, резюме. Уметь составлять расписки, доверенности, резюме

Создание собственных расписок, довереннос
тей, резюме

Написать резюме

16.02

54

Систематизация изученного об имени числительном. Правописание и употребление числительных

2

Системати
зация ЗУН

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием числительных Систематизация изученного об имени числительном.

Знать правилаправописания числительных. Уметь правильно писатьчислительные; употреблять их в речи

Работа по карточкам

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

17.02, 19.02

55

Систематизация изученного о местоимении. Особенности употребления местоимений.

1

Системати
зация ЗУН

Систематизация изученного о местоимении. Основные типы орфограмм склоняемых частей речи, изученных в 5-7 классах. Определение синтаксической роли местоимения в предложении.

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль местоимений; типы орфограмм, связанных с правописанием местоимений. Уметь правильно писатьместоимения; употреблять их в речи; находить в предложении и определять их синтаксическую роль

Работа по карточкам

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

23.02

56

Правописание неопределённых и отрицательных местоимений

2

Комбинированный

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием местоимений

Знать правила правописания неопределённых и отрицательных местоимений. Уметь правильно писать неопределённые и отрицательные местоимения

Словарный диктант

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

24.02, 26.02

57

Систематизация изученного о глаголе. Спряжение глаголов

1

Комбинированный

Систематизация изученного ранее о глаголе. Особенности функционирования глаголов в речи. Спряжение глаголов

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль глагола; спряжение глагола. Уметь находить глаголы в тексте, определять синтаксическую роль; правильно определять спряжение глагола.

Работа по карточкам

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

09.03

58

Правописание глаголов

2

Комбинированный

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием глаголов

Знать спряжение глаголов; правила правописания глаголов. Уметь правильно писать глаголы

Работа по карточкам

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

12.03,13.03

59

Систематизация изученного о причастии. Образование причастий

1

Комбинированный

Систематизация изученного о причастии. Особенности функционирования причастия в речи. Образование причастий

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль причастия; виды причастий. Уметь находить причастия в тексте, определять синтаксическую роль; употреблять причастия в устной и письменной речи; образовывать причастия

Самостоя
тельная работа

Составление предложений с причастиями

15.03

60

Правописание суффиксов причастий

1

Комбинированный

Применение основных типов орфограмм и пунктограмм причастия, изученных в 7-8 классах

Знать правила правописания суффиксов причастий. Уметь правильно писать суффиксы причастий

Словарный диктант

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

18.03

61

Краткие и полные страдательные причастия. Правописание Н – НН в прилагательных и причастиях.

1

Системати
зация ЗУН

Краткие и полные страдательные причастияАктуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием Н – НН в прилагательных и причастиях

Знать правила правописания суффиксов нн – н в полных и кратких причастиях и прилагательных. Уметь образовывать полные и краткие формы причастий; правильно употреблять н – нн в причастиях и прилагательных

Самостоя
тельная работа

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

19.03

62

Систематизация изученного о деепричастии. Значение и употребление деепричастий

2

Системати
зация ЗУН

Систематизация изученного о деепричастии. Особенности функционирования деепричастия в речи. Применение основных типов орфограмм и пунктограмм деепричастия, изученных в 7-8 классах.

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль деепричастия. Уметь находить деепричастия в тексте, определять синтаксическую роль; употреблять деепричастия в устной и письменной речи; образовывать деепричастия;примененять основные типы орфограмм и пунктограмм деепричастия, изученных в 7-8 классах.

Работа по карточкам

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

21.03, 01.04

63-64

Контрольная работа по типу ЕГЭ. Тест. Анализ работ.

2

Урок контроля

Определение уровня усвоения материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Знать основные нормы литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы

Тест

 

25.04

65

Систематизация изученного о наречии. Правописание наречий

2

Системати
зация ЗУН

Систематизация изученного о наречии. Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием наречий

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль наречия; основные правила правописания наречий. Уметь находить наречия в тексте, определять синтаксическую роль; правильно писать наречия

Работа по карточкам

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

28.04, 29.04

66

Систематизация изученного о служебных частях речи. Особенности правописания предлогов с самостоятельны
ми частями речи.

1

Системати
зация ЗУН

Систематизация изученного ранее о предлоге. Совершенствование навыков применения основных типов орфограмм служебных частей речи, изученных в 7-9 классах.

Знать особенности правописания предлогов с самостоятельными частями речи. Уметь правильно писать предлоги с самостоятельными частями речи

Составление предложений с предлогами

Работа по карточкам

05.05

67

Союзы. Правописание союзов

1

Системати
зация ЗУН

Совершенствование навыков применения основных типов орфограмм служебных частей речи, изученных в 7-9 классах.

Знать правила правописания некоторых союзов. Уметь правильно писать некоторые союзы; употреблять союзы в сложных предложениях

Работа по карточкам
Составление сложных предложений

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

10.05

68

Особенности правописания частиц с самостоятельны
ми частями речи. Правописание НЕ и НИ со словами разных частей речи.

2

Системати
зация ЗУН

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием частиц

Знать правила правописания частиц с самостоятельными частями речи; правописания НЕ со словами разных частей речи. Уметь правильно писать частицы со словами.

Работа по карточкам

Упражнения по выбору учителя с учётом уровня обученности школьников

13.05, 14.05

69

Итоговая контрольная работа по типу ЕГЭ

2

Урок контроля

Определение уровня усвоения материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Знать основные нормы литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы

Тест

 

24.05

70

Анализ итоговой контрольной работы

1

Урок коррекции

       

27.05

71-72

Резерв

             

Скачать программу полностью