Юные библиофилы
Рабочая программа, 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 71»
УТВЕРЖДАЮ: «Согласовано»
Директор МБОУ СОШ № 71 Зам. дир. по УВР
__________ А.А.Серафимов ______Т.Е.Баранникова
Рабочая программа внеурочной деятельности
факультатив «Юные библиофилы»
Возраст обучающихся 11-12 лет
Руководитель: Демешина Елизавета Ивановна,
заведующая библиотекой
2016-2017 учебный год
I. Пояснительная записка
При составлении рабочей программы внеурочной деятельности по факультативу для 5-х классов использованы следующие нормативные документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» с последующими дополнениями и изменениями;
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 года № 189 с последующими изменениями и дополнениями;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Учебный план МБОУ «СОШ № 71»;
Цель программы - достижение планируемых результатов, формирование образовательного пространства для решения задач социализации, воспитания, развития и самоопределения учащихся.
Приобщить учащихся с юных лет к книге, научить работать с книгой, пользоваться всей имеющейся информацией в библиотеке.
Данная программа направлена на решение следующих задач:
- создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов учащихся;
- личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение учащихся;
- обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
- воспитание у учащихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.
Цель и задачи рабочей программы сориентированы на становление личностных характеристик учащихся, сформулированных во ФГОС. Это ученик:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни.
Данная рабочая программа реализует общекультурное направление внеурочной деятельности.
Основные задачи общекультурного направления:
• формирование навыков научно-интеллектуального труда;
• развитие культуры логического мышления, воображения;
• формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
• овладение навыками универсальных учебных действий у учащихся
Рабочая программа рассчитана на 35 часов.
II. Общая характеристика факультатива
Цель данного курса: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Основные задачи курса:
развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное;
формировать умение воссоздать художественные образы литературного произведения;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к
литературному творчеству;
применение знаний, учить понимать русскую речь и говорить по русски детей с неродным русским языком.
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
расширение коммуникативных способностей детей.
III. Описание места курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №71» и планом внеурочной деятельности на изучение курса отводится один час в неделю: всего – 35 часов.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Данный курс обеспечивает достижение учащимися следующих предметных, метапредметных и личностных результатов:
Метапредметные результаты освоения курса должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные универсальные учебные действия
развитие любознательности
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
учащийся получит возможность для формирования:
устойчивого интереса к новым способам познания.
учащийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные руководителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
учащийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
подводить под понятие;
владеть логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий.
учащийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
К концу обучения учащиеся должны |
|
знать |
уметь |
Историю книги |
Определять время создания определенного источника |
Историю библиотек |
Ориентироваться в понятиях «читатель», «библиотекарь» в разнообразии книг библиотечного фонда |
Структура книги |
Найти выходные данные, аннатацию, справочный аппарат книги. |
Систематический каталог |
Быстро и грамотно выбрать нужную книгу |
Методы самостоятельной работы с литературой |
ориентироваться в мире информации, свободно и быстро находить нужное |
Выбор книги в библиотеке |
Уметь самостоятельно выбрать книгу. Определить место книги на полке. |
Содержание программы
Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будем обучать на занятии):
Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счет выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
№ п/п |
Темы занятий |
Кол-во часов |
Формы занятий
|
Характеристика деятельности учащихся |
1 |
История книги 1.Знакомство с историей возникновения книг 2.Структура книги (как она устроена) 3.Оформление книги |
3 |
Лекция- сообщение |
Слушание, наглядный просмотр, видео-просмотр древнейших экспонатов |
2 |
История библиотек 1.Древние библиотеки 2.Современные библиотеки |
2 |
Лекция- сообщение |
Знакомство с первыми библиотеками. Мультимедийный просмотр |
3 |
Экскурсия в библиоте-ку. 1.Знакомство с библиотекой |
1 |
Экскурсия |
Наглядный просмотр устройства библиотеки: Читальный зал, абонемент, порядок расположения книжных стеллажей. |
4 |
Правила обращения с книгой. 1.Бережное отношение к книге |
1 |
Беседа, видеоурок |
Слушание, просмотр видеороликов о правильном обращении с книгой. |
5 |
1.Структура книги 2.Знакомство с элементами книги 3.Как построена книга |
3 |
Сообщение, презентация |
Слушание и рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, иллюстрации и т.д. Видео- просмотр устройства. |
6 |
1.Художественное оформление книги 2.художники- иллюстраторы |
2 |
Сообщение, видеоурок |
Просмотр красочно-оформленных книг, работа с иллюстрациями, знакомство с художниками- иллюстраторами. Уточнение значений непонятных слов. Раскрытие содержания иллюстраций к произведениям. |
7 |
Выбор книги в библиотеке 1.Систематический каталог 2.Самостоятельный поиск информации |
2 |
Лекция, практическая работа |
На основе полученных знаний самостоятельный поиск нужной книги и информации по каталогу. |
8 |
Литературный утренник 1.Чтение произведений 2.Ответы на вопросы по произведениям |
2 |
Игры на эрудицию |
Развитие концентрации внимания, развитие восприятия, воображения, памяти мышления |
9 |
Периодика Знакомство с периодикой (газеты, журналы) Современные периодические издания для молодежи |
2 |
Лекция- ознакомление |
Чтение и наглядный просмотр газет и журналов. Знакомство с издателями. |
10 |
1.Научно- познавательная литература Знакомство с книгой « Эврика» Знакомство с кругом научно- познавательной литературы для школьников |
1 |
Лекция, беседа. Мультимедийная викторина |
Слушание, выборочное чтение, рассматривание книги. Знакомство с понятием «научно- познавательная литература». Выделение научно- познавательных сведений. |
11 |
Справочная литер-ра 1.Как пользоваться справочной литературой 2.Словари- друзья, помощники |
2 |
Сообщение, практическая работа |
Работа со справочной литературой. Поиск нужных слов для определения понятий. Словарная работа. |
12 |
Практическая работа 1.Простой ремонт книг 2.Изготовление закладок |
2 |
Практическая работа |
Работа с книгой. Самостоятельное изготовление закладок |
13 |
1.Экскурсия в библ. Им Тургенева Знакомство с целью познания каталогов Как выбрать нужную книгу |
1 |
Экскурсия, практическая работа |
Знакомство с хранилищем книг, знакомство и просмотр выставок. Самостоятельный выбор нужной книги, поиск необходимой информации. |
14 |
Талант читателя 1.Как написать отзыв о книге 2.Игра КВН Книжный следопыт |
2 |
Лекция, практическая работа, игра. |
Развитие логического мышления, выявление уровня развития внимания, восприятия, памяти в процессе составления отзывов о книге. |
15 |
Что такое знаменательные даты. 1.Изучение календаря 2.Оформление стенгазет |
2 |
Сообщение, практическая работа |
Наглядный просмотр различных календарей. Знакомство с основными знаменательными датами. Работа над оформлением стенгазеты «Международный женский день» |
16 |
1.Что вы знаете о книге? 2.Викторины, конкурсы: «Искусство книги» Конкурс- кроссворд «В детской библиотеке» |
2 |
Беседа, тренировочные упражнения, игра, мультимедийная викторина. |
Ответы на вопросы в процессе беседы. Развитие памяти, логического мышления в процессе игр. |
17 |
1.Урок: «Почему надо читать?» |
1 |
Урок- беседа- диспут |
Ответы на вопросы в процессе беседы, формулирование собственного мнения и позиции- почему надо читать? |
18 |
1.Библиотечная мазаика 2.Конкурсы- кроссворды |
2 |
Урок- игра |
Использование пройденного материала в ходе игры. Расшифровка закодированных слов. |
19 |
Методы самостоятельной работы с литературой 1.Читаем летом 2.Подбор книг на лето |
2 |
Итоговое занятие |
Обобщение сведений о книге. Правильное применение знаний пройденного материала при выборе книг для чтения на каникулах. |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п |
Наименование темы |
Кол-во часов |
Сроки проведения |
|
ƒплан |
факт |
|||
1 |
История книги Знакомство с историей возникновения книг |
1 |
||
2 |
Структура книги (как она устроена) |
1 |
||
3 |
Оформление книги |
1 |
||
4 |
История библиотек Древние библиотеки |
1 |
||
5 |
Современные библиотеки |
1 |
||
6 |
Экскурсия в библиоте-ку. Знакомство с библиотекой |
1 |
||
7 |
Правила обращения с книгой. Бережное отношение к книге |
1 |
||
8 |
Структура книги |
1 |
||
9 |
Знакомство с элементами книги |
1 |
||
10 |
Как построена книга |
1 |
||
11 |
Художественное оформление книги |
1 |
||
12 |
Художники- иллюстраторы |
1 |
||
13 |
Выбор книги в библиотеке Систематический каталог |
1 |
||
14 |
Самостоятельный поиск информации |
1 |
||
15 |
Литературный утренник Чтение произведений |
1 |
||
16 |
Ответы на вопросы по произведениям |
1 |
||
17 |
Периодика Знакомство с периодикой (газеты, журналы) |
1 |
||
18 |
Современные периодические издания для молодежи |
1 |
||
19 |
Научно- познавательная литература Знакомство с книгой « Эврика» Знакомство с кругом научно- познавательной литературы для школьников |
1 |
||
20 |
Справочная литер-ра Как пользоваться справочной литературой |
1 |
||
21 |
Словари- друзья, помощники |
1 |
||
22 |
Практическая работа Простой ремонт книг |
1 |
||
23 |
Практическая работа Изготовление закладок |
1 |
||
24 |
Экскурсия в библ. Им Тургенева Знакомство с целью познания каталогов Как выбрать нужную книгу |
1 |
||
25 |
Талант читателя Как написать отзыв о книге |
1 |
||
26 |
Игра КВН Книжный следопыт |
1 |
||
27 |
Что такое знаменательные даты. Изучение календаря |
1 |
||
28 |
Оформление стенгазет |
1 |
||
29 |
Что вы знаете о книге? |
1 |
||
30 |
.Викторины, конкурсы: «Искусство книги» Конкурс- кроссворд «В детской библиотеке» |
1 |
||
31 |
Урок: «Почему надо читать?» |
1 |
||
32 |
Урок- игра Библиотечная мазаика |
1 |
||
33 |
Урок- игра Конкурсы- кроссворды |
1 |
||
34 |
Методы самостоятельной работы с литературой Читаем летом |
1 |
||
35 |
Подбор книг на лето |
1 |
Описание материально- технического обеспечения внеурочной деятельности
Список литературы для руководителя
- Детская энциклопедия в четврех томах.
- В.Мальков «Волшебники книжного города».
- А.Успенский «Почему не иначе?»
- Т.Марина «Работа в поисках».
- Н.Сладков «Зеленая саванна»
- М.Губанов «Воспитание культуры чтения».
- Детская библиотека. Практическое пособие.
- Н. Ширяев «Книжная иллюстрация на уроке».
- Н.Коноплева «Библиотечно- библиографические знания младших школьников».
- А.Глухов «Юным любителям книги».
- А.Пушкин «Стихи, сказки».
- С. Маршак «Как печатаем вашу книгу?».
- Журнал «Миллион друзей» №№ 2,3 за 2001 год.
- Журнал «Юный слкдопыт» №№ 2,3 за 2008 год.
- Журнал «Читаем, учимся, играем» №№ 3,4 за 2012 год.
- Кузьминых «Библиографическое описание документов».
Оборудование
Компьютер
Проектор
Демонстрационный экран