Изобразительное искусство
Рабочая программа, 8 класс
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального и основного общего образования 1-9 классы «Изобразительное искусство и художественный труд» Министерства образования РФ, М. «Просвещение», 2011 г. и рабочих программ «Изобразительное искусство» 5-9 кл., составитель Б.М. Неменский, М. «Просвещение», 2011г. в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 .
Структура рабочей программы
- Титульный лист.
- Разделы рабочей программы:
Раздел I. Пояснительная записка.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Раздел III. Содержание учебного курса.
Раздел IV. Тематический поурочный план.
Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся.
Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы.
- Лист изменений.
Специфика учебного предмета
Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.
Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.
Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживания в нём человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры – используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, пространство, фактура, цвет и т.д.)
Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно определить. К архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объём, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.)
Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объёмной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмно-пространственной.
Каждый современный человек живёт в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств.
Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности – изобразительный, декоративный, конструктивный).
Цели и задачи
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Содержание учебно-методического комплекта
Программа (авторская) |
Примерная программа начального и основного общего образования 1-9 классы «Изобразительное искусство и художественный труд» Министерства образования РФ, М. «Просвещение», 2011 г. Рабочие программы «Изобразительное искусство» 5-9 кл., составитель Б.М. Неменский, М. «Просвещение», 2011 г. |
Учебник |
«Дизайн и архитектура в жизни человека» 8 класс. Под редакцией Б. М. Неменского. М. «Просвещение» 2012 г. |
Методическое пособие |
«Изобразительное искусство» 8 класс. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского. Волгоград «Учитель» 2006 г. |
Место предмета в учебном плане
Действующий в настоящее время Государственный образовательный стандарт, принятый в 2004 г., предусматривает изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-9 классах в объеме 175 часов. Настоящая программа предусматривает изучение курса «Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю (35 часов в год).
Раздел II. Учебно-тематический план
№ |
Название темы |
Количество часов |
1 |
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. |
8 |
2 |
Художественный язык конструктивных искусств. |
8 |
3 |
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. |
12 |
4 |
Образ человека и индивидуальное проектирование. |
7 |
35 |
Раздел II1. Содержание учебного курса
Дизайн и архитектура в жизни человека.
Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек.
Художник – дизайн – архитектура.
Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры:
- Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.
- Прямые линии и организация пространства.
- Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.
- Буква – строка – текст. Искусство шрифта.
- Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение, как элементы композиции.
- Многообразие форм полиграфического дизайна.
Художественный язык конструктивных искусств:
- Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.
- Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
- Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.
- Важнейшие архитектурные элементы здания.
- Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени.
- Форма и материал.
- Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:
- Город сквозь времена и страны. Образно – стилевой язык архитектуры прошлого.
- Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.
- Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
- Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
- Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
- Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
- Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Образ человека и индивидуальное проектирование:
- Мой дои – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.
- Интерьер, который мы создаем.
- Дизайн и архитектура моего сада.
- Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
- Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.
- Автопортрет на каждый день.
- Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна.
- Моделируешь себя – моделируешь мир.
Раздел 1V. Тематический поурочный план
№ урока |
Тема урока |
Виды деятельности обучающихся |
Планируемые образовательные результаты изучения темы |
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. 8 часов. |
|||
1 |
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. |
Задания:
|
Знать - определение композиции и ее закономерности; - типы композиций; - центр внимания в композиции: доминанта; Уметь организовывать пространство, создавая уравновешенную композицию. |
2 |
Прямые линии и организация пространства. |
Задания:
|
Знать образно-художественную осмысленность простейших плоскостных композиций. Уметь выполнять коллаж на заданною тему. |
3 4 |
Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. |
Создание композиции из произвольного количества простейших цветных геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или контраста. |
Знать функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Уметь - применять локальный цвет при создании композиции; - определять средства художественной выразительности. |
5 |
Буква – строка – текст. Искусство шрифта. |
Создать эскиз эмблемы или торговой марки, состоящей из одной (максимум двух) букв и симметрического изображения. |
Знать определение шрифта: буквы, объединенные одним стилем графического начертания. Уметь использовать шрифты в композиции. |
6 7 |
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение, как элементы композиции. |
Задания:
|
Знать - искусство композиции лежит в основе графического дизайна; - отличия изобразительного языка плаката от языка реалистической картины. Уметь применять правила дизайнерской грамоты. |
8 |
Многообразие форм полиграфического дизайна. |
Макет разворота (обложки) книги или разворот журнала (по выбору учащихся). |
Знать - историю полиграфии; - изобразительный стиль книги или журнала. Уметь выполнять коллажную композицию. |
Художественный язык конструктивных искусств. 8 часов. |
|||
9 |
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. |
Задания:
|
Знать исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Уметь прочитать плоскостные композиции. |
10 |
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. |
Задания:
|
Знать вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Уметь подобрать материал, образно выражающий природную среду. |
11 |
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. |
Создание из бумаги макета дома, построенного из модульных объемов (3-4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям. |
Знать способы достижения пластической выразительности здания (за счет большого композиционного разнообразия и гармонии форм). Уметь моделировать из бумаги. |
12 13 |
Важнейшие архитектурные элементы здания. |
Проектирование объемно – пространственного объекта из важнейших элементов здания. |
Знать главные архитектурные элементы здания. Уметь использовать элементы здания в макете проектируемого объекта. |
14 |
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени. |
Задания:
|
Знать - определение красоты как наиболее полного выявления функции вещи; - понятие инсталляция. Уметь использовать принципы компоновки, ритмического расположения масс, общего цветового решения. |
15 |
Форма и материал. |
Проектное упражнение «Сочинение фантазийной вещи»: сапоги – скороходы, ковер – самолет, автомобиль и т.п. (полуфантастическое соединение функций). |
Знать - особенности влияния развития технологии на изменение формы вещи; - взаимосвязь формы и материала. Уметь использовать разнообразные материалы. |
16 |
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. |
Макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей различного назначения. |
Знать отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных видах искусства. Уметь работать по воображению. |
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. 12 часов. |
|||
17 18 |
Город сквозь времена и страны. Образно – стилевой язык архитектуры прошлого. |
Графическая зарисовка или фото – коллаж исторического здания или уголка города определенного стиля и эпохи. |
Знать - основные стили в архитектуре: античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм; - памятники архитектуры. |
19 20 |
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. |
Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве. Фантазийная зарисовка на тему «Архитектура будущего». |
Знать - основные школы: Баухауз, ВХУТЕМАС; - имена архитекторов начала ХХ века. Уметь создавать по воображению архитектурные образы графическими материалами. |
21 22 |
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. |
Задания:
|
Знать - различные композиционные виды планировки города; - роль цвета в формировании пространства. Уметь создавать композиционный макет пространства. |
23 24 |
Вещь в городе и дома. Городской дизайн. |
Создание рисунка проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой и т.д. |
Знать особенности роли малой архитектуры и архитектурного дизайна среды. Уметь создавать архитектурные образы графическими материалами. |
25 26 |
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. |
Рисунок-проект одного из общественных мест с использованием дизайнерских деталей интерьера (можно фрагмент). |
Знать особенности организации интерьеров общественных, жилых и производственных зданий. Уметь создавать интерьер общественных мест по воображению. |
27 |
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. |
Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (детский парк, сквер с фонтаном и т.п.), использование имитирующих фактур. |
Знать термин ландшафтная архитектура. Уметь создавать архитектурные образы различными материалами. |
28 |
Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление. |
Коллективная работа – создание сложной пространственно-макетной композиции с использованием различных фактур и материалов. |
Уметь использовать разнообразные материалы при создании макетов архитектурных объектов на предметной плоскости и в пространстве. |
Образ человека и индивидуальное проектирование. 7 часов. |
|||
29 |
Мой дои – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. |
Технический рисунок (эскиз) частного дома в городе, пригороде, далеко в лесу, домика в деревне (по выбору) – основная конфигурация. |
Знать принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны. Уметь работать графическими материалами при моделировании архитектурного объекта. |
30 |
Интерьер, который мы создаем. |
Эскизный рисунок с использованием коллажа-проекта пространственного воплощения плана своей комнаты. Зонирование помещения. |
Знать принципы организации пространства квартиры. Уметь отражать в проекте дизайна интерьера образно-архитектурный замысел и композиционно-стилевое начало помещения. |
31 |
Дизайн и архитектура моего сада. |
Задание:
|
Знать - композиционные приемы паркового дизайна разных стилей; - фитодизайн (икебана). Уметь использовать разнообразные материалы в макетировании. |
32 |
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. |
Создание своего собственного проекта вечернего платья – рисунок или рельефный коллаж. |
Знать - законы композиции в одежде; - два композиционных принципа конструкции костюма. Уметь работать над эскизом костюма. |
33 |
Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. |
Проектный рисунок одного из комплектов костюма (для дома, улицы, работы и т.п.), подбор цветовой гаммы. |
Знать - демократичность в моде; - принцип функциональности. Уметь трансформировать одежду. |
34 |
Автопортрет на каждый день. Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна. |
|
Знать - каждая эпоха рождает свой стиль и моду; - грим и прическа являются продолжением костюма; профессии стилиста и визажиста. |
35 |
Моделируешь себя – моделируешь мир. |
Участие в выставке творческих работ. |
Понимать и уметь доказывать, что человеку, прежде всего нужно «быть», а не «казаться». |
Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны понимать:
-значение древних корней народного искусства;
-связь времён в народном искусстве;
-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
-особенности народного (крестьянского) искусства Татарстана;
-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):
-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;
-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
Учащиеся должны уметь:
отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)
создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.
Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся
Оценка "5"
- учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
- учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
- учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
- не справляется с поставленной целью урока.
Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы
Интернет-ресурсы
http://ru.wikipedia.org/wiki
www.artvek.ru/dekor07.html
www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html
http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551
www.museum.ru/N31505
http://franky-boy2livejournal.com/191069.html
http://www.ellada.spb.ru