Рабочая программа
История, 9 класс
МБОУ СОШ № 71
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО учителей истории и обществознания Руководитель МО_________. «___» 2016г. |
«СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР______________ «___» 2016г. |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор школы________________ . «____»_ 2016 г. Приказ № |
Рабочая программа
Учебного курса по истории
для 9 класса
на 2016-2017 г.
разработана на основе программ: История России. 6-9 классы (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина) Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. - М.: Просвещение, 2011., Новейшая история зарубежных стран.XX- начало XXIв., 9 класс (А.О. Сороко-Цюпа, О.Ю. Стрелова ) История. Обществознание. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2008.
Составитель: Кондрашкина Алина Сергеевна, учитель истории и обществознания |
Новосибирск 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предназначена для обучающихся 9-х классов основной общеобразовательной школы и рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). Из них 67 часов отводится на изучение курса «История России. XX – начало ХХI века» и 35 часов на изучение курса «Всеобщая история. Новейшая история». Программа учитывает предусмотренную нормативными документами возможности учащихся 9-х классов.
Так как учебный план предполагает 102 учебных часа на изучение курса истории 9 класс, а по авторским программам совокупный объем часов составляет 105, что превышает установленный объем учебным планом, поэтому сокращение часов было проведено за счет Отечественной истории, а именно:
- Тема 1. Росси в начале XX века (1900-1916 гг.) (11 ч) вместо 12 часов;
- Тема 2. Россия в 1917-1927 гг.(12 ч) вместо 13 часов;
- Тема 3. СССР в 1928-1938 гг. (6 ч) вместо 7 часов.
- Цели:
Интегративная цель изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;
- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;
- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;
- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.
2. Критерии оценки по истории являются следующие за устные ответы:
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
За письменные работы:
Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий
Оценка "4" - 61-80%
Оценка "3" - 41-6%
Оценка «2» менее 6%.
3. Требования к уровню подготовки обучающихся:
Должны знать:
- даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий ХХ – начала ХХI века;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ХХ – начале ХХI века;
- изученные виды исторических источников.
- устанавливать причинно – следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- соотносить факты и общие процессы: движений за национальное и социальное самоопределение, модернизации, выбора путей и моделей развития;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам;
- формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, учитывать разные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
Должны уметь:
- Сравнивать исторические явления и события;
- Объяснять смысл, значение важнейших понятий;
- Уметь дискутировать, высказывать собственное суждение;
- Читать историческую карту;
- Группировать исторические события и явления по указанному признаку.
- Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
Система контроля строится на сочетании тематического, промежуточного и итогового контроля. Так, формы тематического контроля могут быть: публичное выступление, презентация выполненной работы, письменная проверочная работа, практическая работа на контурной карте, лабораторная работа по материалам учебника, исторических документов, написание эссе. Промежуточный и итоговый контроль предполагает выполнение трехуровневой зачетной работы.
4. Учебно-методический комплекс:
-Авторская программа: История России. 6-9 классы (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина) / История. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. - М.: Просвещение, 2011.
-Авторская программа: Новейшая история зарубежных стран.XX- начало XXIв., 9 класс (А.О. Сороко-Цюпа, О.Ю. Стрелова / История. Обществознание. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2008.
-Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа - М., Просвещение, 2011.
-Данилов А.А. История России XX – начало XXI века. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. -М.: Просвещение,2009.
- Сороко-Цюпа А.О., Несмелова М.Л. Всеобщая история. Новейшая история. Поурочные разработки 9 класс. М.: Просвещение. 2014.
-О.Ю. Стрелова Уроки Новейшей истории: 9 и 11 классы: к учебникам О.С. Сороко-Цюпы, А.О. Сороко-Цюпы «Новейшая история зарубежных стран, XX – начало XXI века» и О.С. Сороко-Цюпы, В.П. Смирнова, А.И. Строганова «Мир в XXвеке» / О.Ю. Стрелова.– М.: Экзамен, 2008.
-О.В. Арасланова, А.В. Поздеев Поурочные разработки по истории России XX – начало XXI века: 9 класс. М.: ВАКО, 2005 г.
5. Тематическое планирование.
№ урока |
Тема урока |
Виды учебной деятельности |
Планируемые образовательные результаты изучения темы |
Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке |
Д/З |
Новейшая история зарубежных стран. XX– начало XXI в. (35 ч) Введение. Новейшая история как историческая эпоха (1ч) |
|||||
1 |
Периодизация новейшей истории XX– начало XXIв. и особенности исторического развития: скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. |
Познавательная. |
Основные события и вехи XX столетия. Достижения и проблемы XX века, определяющие историю человечества в новом тысячелетии. |
Вводный урок. Учебник. Карта. |
Стр. 4-6 |
Раздел 1.Новейшая история. Первая половина XX века (22 ч) Тема 1. Страны Европы и США в 1900-1918 гг. Первая мировая война (6ч) |
|||||
2-3 |
Мир в начале XX в. – предпосылки глобальных конфликтов. Новая индустриальная эпоха, её основные характеристики. Предпосылки формирования в начале XX века единого мирового хозяйства и его последствия. |
Учебно-познавательная |
Знать: -предпосылки глобальных конфликтов; -новая индустриальная эпоха, её основные характеристики; -вторая промышленно-технологическая революция как основа важнейших перемен в экономическом развитии ведущих стран Европы и США. Индустриальное общество в начале XXвека: главные векторы исторического развития и черты социальной жизни. Страны мира в новую индустриальную эпоху: лидеры и догоняющие. Особенности модернизации в начале XXвека. Усиление регулирующей роли государства в экономике. Причины и формы вмешательства государства в экономическую жизнь в начале XXвека. Социальный реформизм как один из основных элементов государственной политики индустриально развитых стран. Социальные реформы и милитаризация как два альтернативных пути реализации накопленного передовыми странами экономического потенциала в первой трети XXвека. Предпосылки формирования единого мирового хозяйства и его последствия. Неравномерность экономического развития как характерная черта эпохи. Новое соотношение сил и обострение конкуренции между индустриальными странами. |
Изучение нового материала. Учебник. Рассказ с элементами беседы. Комбинированный урок. Устный опрос. Рассказ. Карта «Мир в начале XX века» Составление тезисного плана-конспекта. |
Параграф 1-2, Стр.7-20, Вопросы в конце параграфа |
4 |
Основные направления демократизации социально-политической жизни в начале XXвека. |
Учебно-познавательная |
Знать: -политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. -социалистические движения в начале XXвека: внутренние разногласия, эволюция социал-демократии в сторону социал-реформизма. Либералы у власти. Рабочее движение в новую индустриальную эпоху. |
Устный опрос. Рассказ. Учебник. Урок-практикум. Заполнение таблицы на тему «Идейно-политические течения в начале XXвека». |
Параграф 3, заполнить таблицу в тетради |
5 |
Главные причины и суть «нового империализма». |
Учебно-познавательная |
Знать: -главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными державами в начале XX века и борьба за передал колоний и сфер влияния. -нарастание противоречий и образование новых военно-политических союзов. Раскол великих держав на два противоборствующих блока: Тройственный союз и Антанта. Гонка вооружений. Рост национальных настроений в европейском обществе. |
Комбинированный урок. Устный опрос Рассказ с элементами беседы. Составление плана-конспекта «Новый империализм», суть и основные черты. Подготовка к семинару по теме «Первая мировая война» |
Параграф 4, стр.27-34 |
6-7 |
Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников. |
Учебно-познавательная. Исследовательская. |
Знать: -Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны. -изменение состава участников двух противоборствующих коалиций: Четвертного союза и Антанты. -человек и общество в условиях войны. -итоги войны. Масштабы человеческих потерь, социальных потрясений и разрушений: Первая мировая война как самая кровавая и разрушительная за всю историю человечества. Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников. Новая карта Европы по Версальскому мирному договору. Идея Лиги наций как гаранта сохранения мира и разоружения. Вашингтонская конференция (1921-1922), договор колониальных держав. Оформление Версальско-Вашингтонской системы мира и её противоречия. -новое соотношения сил между великими державами. Причины неустойчивости новой системы международных отношений. |
Семинар. Рассказ с элементами аналитической беседы. Учебник. Карта. Работа с документами и дополнительной литературой. Заполнение таблицы «Этапы Первой мировой войны». |
Параграф 5-6, Стр.34-53, Составить хронологическую таблицу военных действий |
Тема 2. Версальско-Вашингтонская система в действии (10ч) |
|||||
8 |
Социальные последствия Первой мировой войны. |
Учебно-познавательная. |
Знать: -формирование массового общества. Демократизация общественной жизни (всеобщее избирательное право). -изменения в расстановке политических сил в странах Европы. Новая роль социал-демократии в политической системе. Раскол в рабочем и социалистических движениях: образование леворадикальных сил-коммунистических партий. -активизация праворадикальных сил -образование и расширение влияния фашистских партий. Революции, распад империй и образование новых государств как политический результат Первой мировой войны. |
Урок изучения нового материала. Рассказ с элементами беседы. Учебник. Карта. |
Параграф 7, Стр.54-56 |
9 |
Развитие международных отношений в 1920-е гг. |
Учебно-познавательная. |
Знать: -Генуэзская конференция 1922г. -Советско-германские переговоры в Рапалло 1922г., их экономические и политические последствия. -эра пацифизма и пацифистские движения 1920-х гг. (Локарнские договоры 1928г., Пакт Бриана-Келлога 1928г.) |
Комбинированный урок. Учебник. Рассказ с элементами беседы. Карта. Работа с документами. |
Параграф 7, Стр.56-61 |
10 |
Особенности развития стран Европы и США в1920-е гг. |
Учебно-познавательная. |
Знать: -экономический бум и торжество консерватизма в США, политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Европе. -план Дауэса и перемещение экономического центра капиталистического мира в США. -эпоха зрелого индустриального общества. |
Комбинированный урок. Устный опрос. Учебник. Рассказ с элементами беседы. Карта. |
Параграф 8,стр.61-73 |
11 |
Причины экономического кризиса 1929-1933 гг. и его масштабы. |
Учебно-познавательная. |
Знать: -причины экономического кризиса 1929-1933 гг. и его масштабы. -Великая депрессия: социально-психологические последствия мирового экономического кризиса. -проблема соотношения рынка и государственного регулирования. Два альтернативных пути выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США. -либерально-демократическая модель-социальные реформы и государственное регулирование. -тоталитарный и авторитарный режимы, главные черты и особенности. Причины наступления тоталитаризма и авторитаризма в 1920-1930-е гг. |
Комбинированный. Устный опрос. Учебник. Рассказ с элементами аналитической беседы. Карта мира, работа с документами. |
Параграф 9, стр.73-80 |
12 |
Особенности экономического кризиса в США. |
Познавательная. |
Знать: -Особенности экономического кризиса в США: кризис традиционного либерализма. Ф. Рузвельт-политик новой индустриальной эпохи. «Новый курс» Ф. Рузвельта: его экономические и социальные приоритеты. Начало социально ориентированного этапа развития современного капиталистического государства как главный исторический итог «нового курса» Ф.Рузвельта. Внешняя политика США В 1930-е гг. |
Комбинированный. Устный опрос. Учебник. Рассказ с элементами аналитической беседы. Составление опорного плана-конспекта |
Параграф 10,стр.81-85 |
13 |
Особенности экономического кризиса 1929-1933 гг. в Великобритании и Франции. |
Исследовательская и познавательная. |
Знать: -Британская и Французская модели борьбы с экономическим кризисом и социальными проблемами. -внешняя политика Великобритании в1930-е гг. Народный фронт (1936-1939 гг.) во Франции. -историческое значение либерально-демократической модели преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере. |
Семинар. Учебник и дополнительная литература. Карта. Рассказ с элементами аналитической беседы. Защита сообщений. |
Параграф 11 , Стр.86-92 |
14 |
Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы ка путь выхода из экономического кризиса, решения социальных проблем и реализация внешней экспансии. |
Учебно-познавательная. Сравнительный анализ. |
Знать: -формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы как путь выхода из экономического кризиса, решения социальных проблем и реализации внешней экспансии. -Италия в 1929-1930-е гг. Политические и социально-экономические предпосылки утверждения тоталитарной диктатуры фашистской партии. Особенности итальянского фашизма. |
Урок изучения нового материала. Рассказ с элементами беседы. Учебник. Карта. |
Параграф 12, стр. 92-96 |
15 |
Кризис Веймарской республики в Германии. |
Учебно-познавательная. |
Знать: - политическая нестабильность и обострение социальных проблем в условиях мирового экономического кризиса. -нацистская партия на пути к власти. -идеология национал-социализма: предпосылки формирования, основные идеи, пропаганда. -условия утверждения тоталитарной диктатуры в Германии. Этапы становления фашистского режима (1933-1939 гг.)-роль нацистской партии и фашистского государства в экономической, общественно политической и культурной жизни страны. Милитаризация и подготовка к войне. Особенности германского фашизма. Внешняя политика Германии в 1930-е гг. |
Комбинированный. Устный опрос. Учебник. Рассказ с элементами аналитической беседы. Составление опорного плана-конспекта |
Параграф 13, стр.96-104 |
16 |
Испания в годы мирового экономического кризиса. |
Учебно-познавательная. |
Знать: -революция 1931 г. и свержение монархии. Глубокий раскол в испанском обществе: левый и правый лагери. Непримиримые противоречия среди левых сил. Народный фронт. Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.). Предпосылки образования военно-авторитарной диктатуры. Особенности испанского фашизма. |
Комбинированный. Устный опрос. Учебник. Рассказ с элементами аналитической беседы. Составление опорного плана-конспекта |
Параграф 13,Стр. 104-117 |
17 |
Международное положение СССР в 1930-е гг. – конец эры пацифизма. |
Учебно-познавательная. |
Знать: -конец эры пацифизма. Крах Версальско-Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы. Агрессивные действия Германии, Италии, Японии в1930-е гг. Несостоятельность Лиги наций, как организации, способной противостоять государствам-агрессорам. Причины и сущность политики умиротворения агрессоров со стороны едущих стран Европы и политики нейтралитета США. Военно-политический блок Берлин-Рим-Токио (1937). Мюнхенский сговор (1938), Советско-германские договоры (1939) и секретные протоколы к ним. Провал идеи коллективной безопасности. |
Комбинированный. Устный опрос. Учебник. Рассказ с элементами аналитической беседы. Карта мира, работа с документами. |
Параграф 17,стр.130-135, |
Тема 3. Страны Азии и Латинской Америки в первой половине XX в. (3 ч) |
|||||
18-19 |
Географические и политические параметры понятия «Восток». |
Учебно-познавательная. |
Знать: -положение в странах Востока в первой половине XX века. Культурно-цивилизационные особенности и проблемы модернизации в условиях формирования единого мирового хозяйства. Способы осуществления модернизации: реформы или революции. Проблема синтеза традиций и модернизации в странах Востока. Возможные пути модернизации стран Востока на примере Японии, Китая и Индии. |
Комбинированный. Устный опрос. Учебник. Рассказ с элементами аналитической беседы. Карта. |
Параграф 14, стр.108-118 |
20 |
Культурно-цивилизационное своеобразие латиноамериканского общества. |
Учебно-познавательная. |
Знать: -особенности социально-экономического и политического развития латиноамериканских стран в первой половине XXвека. Факторы, способствовавшие и препятствовавшие модернизации в странах Латинской Америки. |
Комбинированный. Устный опрос. Учебник. Рассказ с элементами аналитической беседы. Карта. |
Параграф15, стр.118-122 |
Тема 4. Вторая мировая война и её уроки (3ч) |
|||||
21 |
Причины и характер Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Нацистский «новый порядок» в оккупированных странах. |
Учебно-познавательная. |
Знать: -периодизацию, фронты, участники. Начало войны. Основные военные операции в 1939-июне 1941 г. Подготовка Германией плана нападения на СССР. Великая Отечественная война как составная часть Второй мировой войны. Роль Восточного фронта в победе над фашизмом. Военные действия в Северной Америке, в Азии и на Тихом океане в 1941-1944 гг. Нацистский «новый порядок» в оккупированных странах. Геноцид. Движение Сопротивления и его герои. |
Урок изучения нового материала. Рассказ с элементами аналитической беседы. Учебник. Карта. |
Параграф 18 стр.135-142 |
22 |
Создание антигитлеровской коалиции и её роль в разгроме фашизма. Особенности заключительного этапа Второй мировой войны (1944-1945 гг.). |
Исследовательская и познавательная. |
Знать: - Атлантическая хартия. Проблема открытия второго фронта. Конференции глав государств-участников антигитлеровской коалиции (Тегеран 1943 г., Ялта и Потсдам 1945 г.), решения о координации военных действий и послевоенном устройстве мира. -Утверждение решающей роли двух сверхдержав -СССР и США. Мирное урегулирование в отношении Германии. Оккупация Германии, образование двух германских государств. Сепаратный договор с Японией. Образование ООН. Устав ООН. Нюрнбергский процесс (1945-1946 гг.) над главными военными преступниками. Преступления против человечности. |
Семинар. Учебник. Дополнительная литература. Карта. Исторические документы. Рассказ с элементами аналитической беседы. Заполнение таблицы «Вторая мировая война» |
Параграф 18, стр. 142-149 |
23 |
Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация в мире во второй половине 1940-х гг. |
Исследовательская и познавательная. |
Параграф 18, стр. 149-153 |
||
Раздел 2. Новейшая история. Вторая половина XX века (12ч) Тема 5. Мир во второй половине XX в.: основные тенденции развития (5ч) |
|||||
24 |
Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсный (биполярный). |
Учебно-познавательная. |
Знать: -предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсный (биполярный). Причины и главные черты «холодной войны». -идеологическое противостояние. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие общественно-политические системы. -гонка вооружений и создание военно-политических блоков ( НАТО и ОВД) как проявление соперничества двух сверхдержав-СССР и США. Ядерное оружие-равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного столкновения. |
Урок изучения нового материала. Рассказ с элементами аналитической беседы. Учебник. Карта. |
Параграф 19, стр.154-159 |
25 |
Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы. |
Учебно-познавательная. |
Знать: -план Маршалла. Факторы, обусловившие экономический подъем в странах Запада в 1945-1970-е гг. Стабилизация международной валютной системы. Либерализация мировой торговли. -экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке: общее и особенное. -смешанная экономика как сочетание государственной собственности и регулирования с поощрением частнопредпринимательской инициативы. -государство благосостояния, его основные характеристики. Противоречия экстенсивного типа производства. Завершающая фаза зрелого индустриального общества, её атрибуты и символы. |
Комбинированный. Устный опрос. Учебник. Рассказ с элементами аналитической беседы. Карта. |
Параграф 19, стр.159-168 |
26 |
Причины экономического кризиса 1974-1975 и 1980-1982 гг. |
Учебно-познавательная. |
Знать: -причины и сущность экономических кризисов 1974-1975 и 1980-1982 гг. -новый этап научно-технической революции. Предпосылки перехода к постиндустриальному обществу, его важнейшие признаки. Изменения в структуре занятости. Информация и знание как важнейшие факторы производства. Роль науки и образования в информационном обществе. Три этапа социально-экономической политик ведущих капиталистических стран Запада в 1970-1990-е гг.: либерально-реформистский, социал-реформистский, консервативно-реформистский. Противоречия социально-экономического развития современных стран в конце XX– начале XXI в. в условиях глобализации и соперничества трех центров современной мировой экономики. |
Урок изучения нового материала. Рассказ с элементами аналитической беседы. Учебник. Карта. |
Параграф21, стр.168-175 |
27 |
Главные идейно-политические направления партийной борьбы во второй половине XX в.: консерватизм, либерализм, а также социалистические и коммунистические течения. |
Учебно-познавательная. |
Знать: -консерватизм, либерализм, а также социалистическое и коммунистическое течения. Изменения в партийно-политической расстановке сил в странах Запада во второй половине XX. Появление в лагере консервативных сил христианско-демократической партии. Подъем и крах коммунистических парий и международного коммунистического движения. Последовательное увеличение влияния социал-демократов и переход на платформу умеренного реформизма. Факторы возрождения правых экстремистских группировок и партий во второй половине XX в. Неофашизм. Крайности современных националистических движений. Демократизация как вектор исторического развития во второй половине XX-начале XXI в. |
Комбинированный. Устный опрос. Учебник. Рассказ с элементами аналитической беседы. Заполнение таблицы. |
Параграф 22, стр.175-186 |
28 |
Причины появления новых социальных движений и расширения влияния гражданского общества во второй половине XX-начале XXI в. |
Учебно-познавательная. |
Знать: -причины появления новых социальных движений и расширения влияния гражданского общества во второй половине XX-начале XXI в. -новые социальные движения в мире: антивоенное движение, новое левое движение молодежи и студентов, экологическое, феминистическое и этническое движения, культурные, группы взаимопомощи и др. -процесс формирования гражданского общества и отражение в нем противоречий перехода к индустриальному обществу. Новые социальные движения как движения гражданских инициатив. |
Комбинированный. Устный опрос. Учебник. Рассказ с элементами аналитической беседы. Карта. |
Параграф 23, стр186-193 |
Тема 6. Страны и регионы мира во второй половине XX века: единство и многообразие (4ч) |
|||||
29 |
США. Великобритания. Франция. |
Учебно-познавательная. |
Знать: -предпосылки превращения США в центр мировой политики после окончания Второй мировой войны. Принципы внутренней ив внешней политики США в 1945-1990-е гг. Отражение в политической истории США общих тенденций развития ведущих странах Запада. Демократы и республиканцы у власти. США-сверхдержава в конце XX– начале XXI в. Великобритания. «Политический маятник» 1950-1990-х гг.: лейбористы и консерваторы у власти. Социально-экономическое развитие Великобритании. М. Тэтчер-«консервативная революция». Э. Блэр –политика «третьего пути». Эволюция лейбористской партии. Приоритеты внешней политики Великобритании. Франция. Социально-экономическая и политическая история Франции во второй половине XXв. От многопартийности к режиму личной власти генерала де Голля. Идея «величия Франции» де Голля и её реализация. Социальные волнения 1968 г. и отставка генерала. Попытка «левого эксперимента» в начале 1980-х гг. Практика сосуществования левых и правых сил у власти-опыт Ф. Миттерана и Ж. Ширака. Внешняя политика Франции. Париж-инициатор европейской интеграции. |
Комбинированный. Устный опрос. Учебник. Рассказ с элементами аналитической беседы. Карта. |
Параграф 24, 25, 26. Стр.193-220 |
30 |
Италия. Германия. Восточноевропейские страны. |
Учебно-познавательная. Сравнительный анализ развития стран. |
Знать: Италия. -провозглашение итальянской республики. Политическая нестабильность как свойство итальянской партийно-политической системы во второй половине XXв. Реформа избирательной системы. Развал прежних партий и формирование двух блоков: правых и левых сил. Особенности социально-экономического развития Италии. Германия. -три периода истории Германии во второй половине XXв.: оккупационный режим (1945-1949), сосуществование ФРГ и ГДР (1949-1990-е гг.), объединённая Германия (ФРГ с 1990-х гг.). -историческое соревнование двух социально-экономических и политических систем в лице двух германских государств и его итоги. -«социально-рыночное хозяйство» в ФРГ и создание основ тоталитарного социализма в ГДР. -падение Берлинской стены. Объединение Германии. Социально-экономические и политические проблемы объединённой Германии. -географические и политические параметры понятия «Восточная Европа». Формирование мировой социалистической системы (социалистического лагеря). Общее и особенное в строительстве социализма в восточноевропейских странах. Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Политические кризисы в Восточной Германии (1953), в Польше и Венгрии (1956), в Чехословакии (1968). Революции в странах Восточной Европы и ликвидация основ тоталитарного социализма. Основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря, их итоги на рубеже XX–XXI вв. |
Комбинированный. Устный опрос. Учебник. Рассказ с элементами аналитической беседы. Карта. Подготовка сообщений. |
Параграф 26-29, стр.220-245 |
31 |
Страны Азии и Африки в современном мире. Япония. Китай. Индия. Латинская Америка. |
Учебно-познавательная. |
Знать: -деколонизация. Проблемы выбора путей развития и модернизации общества в освободившихся странах Азии и Африки. -культурно-цивилизационные особенности развития Азиатско-Тихоокеанского региона, индо-буддийско-мусульманского региона и арабо-мусульманского региона в 1970-1990-е гг. -основные модели взаимодействия внешних влияний и исламских традиций в мусульманском мире. Противоречивые итоги социально-экономического и политического развития стран Африки, Азии к концу XX века. Место стран Азии и Африки в системе международных отношений. Япония. -основные направления реформирования послевоенной Японии и их итоги. Факторы, обусловившие «японское экономическое чудо» во второй половине XXв. Китай. -Гражданская война (1946-1949) и провозглашение КНР. -восстановление национальной экономики в 1949-1957 гг. «Большой скачок» и его результаты. Мао Цзэдун. Культурная революция 1966-1976 гг. -начало реформ в Китае в 1978г. Дэн Сяопин. Особенности китайской модели реформирования экономики в конце XX в. Индия. -пути реформирования индийского общества во второй половине XXв. -внешняя политика Индии, её роль в современном мире. Латинская Америка. -особенности индустриализации и её влияние на социально-экономическое развитие стран Латинской Америки во второй половине XXв. -варианты модернизации в странах Латинской Америки. Региональная экономическая интеграция. Демократизация в латиноамериканских странах –тенденция в конце XX- начале XXI в. |
Семинар. Учебник и дополнительная литература. Карта. Рассказ с элементами аналитической беседы. Защита сообщений. |
Параграф31, стр.245-263 |
32 |
Международные отношения в условиях биполярного мира. |
Учебно-познавательная. |
Знать: -Карибский кризис (1962) и его значение в переходе от конфронтации к переговорам. -гонка вооружений и проблема разоружения. Напряжённость и разрядка в международных отношениях. -окончание «холодной войны», крах социализма и распад СССР, превращение США в единственную сверхдержаву. -расширение НАТО на восток и превращение её в глобальную силовую структуру. Роль ООН в современном мире. Региональная интеграция в мире: американский и европейский варианты. -образование Европейского союза и его расширение на восток. -угроза международного терроризма. -Российско-американские отношения в конце XX– начале XXI вв. |
Урок изучения нового материала. Рассказ с элементами аналитической беседы. Учебник. Карта. |
Параграф32, стр.263-273 |
Тема 7. Двадцатый век и культура (2ч) |
|||||
33 |
Культура в первой половине XX века. |
Самостоятельная (индивидуальная) работа на уроке. |
Знать: -революция в естествознании и новая картина мира в начале XXвека. Кризис рационализма, интерес к проблемам бессознательного и иррационального. -новая художественная система-от модернизма и авангардизма начала XX в. до постмодернизма конца XX-начала XXIвека. -новые идеи и направления в художественной культуре в начале XXвека. Стиль модерн (художественные направления –импрессионизм, постимпрессионизм, символизм и др.). Авангард (художественные направления – абстракционизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм и др.). Архитектура стиля модерн. Конструктивизм и функционализм в архитектуре. -символизм в музыке, в литературе, в изобразительном искусстве. -литература критического реализма. Новая драматургия в начале века. Литература «потерянного поколения». Литература авангарда. Антиутопии в литературе. -кинематограф в начале XXвека, как новый вид массового искусства. -наступление тоталитаризма в 1930-е гг. Эмиграция научной и культурной элиты. Нью-Йорк-новый художественный центр мира. Наука и искусство в тоталитарном обществе. Наука на службе войны, искусство на службе пропаганды. |
Урок-практикум. Учебник. Заполнение таблицы. |
Параграф 16, стр.274-285 |
34 |
Культура во второй половине XX. |
Самостоятельная (индивидуальная) работа на уроке. |
Знать: -достижения и проблемы. Формирование постиндустриального (информационного) общества. Роль науки, информации и образования в современном мире. Революционное развитие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Персональный компьютер, интернет. -новые философские направления: от экзистенциализма до постмодернизма. Осмысление проблем информационного общества. -литература второй половины XX века. Антифашистская литература. Философская литература. Литература экзистенциализма, авангарда, магического реализма латиноамериканских писателей -изобразительное искусство второйполовины XX века..Нью-йоркская (1945-1960) и европейская (1945-1960) художественные школы. Новые художественные направления (поп-арт, гиперреализм, концептуализм и др.) Постмодернизм в архитектуре. -кинематограф второй половины XX века.. направления и жанры. США-главный поставщик массовой кинематографической продукции. Музыкально-коммерческая индустрия (шоу-бизнес), рок- и поп-музыка. Роль средств массовой информации. -массовое и элитарное искусство. Двойственная роль массового искусства. |
Урок-практикум. Учебник. Заполнение таблицы. |
Параграф 33, стр.286-295 |
Тема 8. Глобализация, тенденции и проблемы современного мира (1ч) |
|||||
35 |
Глобализация как явление современного мира, её основные компоненты. |
Познавательная. |
Знать: Глобализация как явления современного мира, её основные компоненты. -предпосылки глобализации и её противоречия. Глобализация в сфере финансов, производства и мировой торговли, её социально-экономические последствия. Роль государства в условиях глобализации. Формирование глобального информационного и культурного пространства: проблемы и перспективы. -Глобальные проблемы современности. |
Урок изучения нового материала. Рассказ с элементами аналитической беседы. Учебник. |
Параграф 34 |
История России. XX – начало ХХI века (67 ч) Тема 1. Россия в начале XX века (1900-1916 гг.) (11ч) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 |
Российская империя на рубеже веков и её место в мире. Политическое развитие России в начале XX века. |
Познавательная. |
Знать: -территориальную структуру Российской империи, её географическое положение; -количественную и качественную (этническую) характеристику населения Российской империи; -особенности процесса модернизации в России начала XX века. -характеристику политической системы Российской империи начала XX века, необходимость её реформирования; -личность Николая II, его политические воззрения; -либеральную (земскую) программу политических преобразований. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. -персоналии: С.Ю. Витте, В.К. Плеве, П.Д. Святополк-Мирский; -национальную и конфессиональную политику Николая II. |
Урок изучения нового материала. Рассказ. Учебник. Карта. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 |
Экономическое развитие России в начале XX века. |
Познавательная. |
Знать: -особенности развития российской экономики начала XX века; -роль государства в экономике России; -иностранный капитал: причины его проникновения в страну, роль в развитии российской экономики; -российский монополистический капитализм: его специфика, формы, место и роль экономики. Финансовый капитал. Государственно-монополистический капитализм; -кустарная Россия; удельный вес и производственные формы кустарного производства. -сельское хозяйство: оскудение центра. Сельская община, аграрное перенаселение. |
Комбинированный. Устный опрос. Рассказ. Учебник. Документы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 |
Социальная структура Российской империи начала XX века. |
Познавательная. |
Знать: -особенности социальной структуры российского общества начала XXвека; -поместное дворянство, его экономическое положение и политическая роль в государстве. -характеристика русской буржуазии, её неоднородность. -специфика русского «небуржуазного» массового сознания. -крестьянство: экономическая дифференциация, влияние общины, социальная психология; -российский пролетариат: количественная и качественная характеристика, условия его труда и быта. Социальная психология; -чиновничество, духовенство, интеллигенция. |
Комбинированный. Устный опрос. Рассказ. Учебник. Документы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 |
Внешняя политика Николая II. |
Познавательная. |
Знать: -внешнеполитические приоритеты России в начале царствования Николая II, миротворческая инициатива русского императора; -международную конференцию в Гааге; -«большую азиатскую программу» русского правительства; -причины втягивания России в дальневосточный конфликт; -Русско-японская война 1904-1905 гг.: ход военных действий. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне. |
Комбинированный. Устный опрос. Рассказ. Учебник. Документы. Карта. Заполнение таблицы «Русско-японская война». |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 |
Общественно-политические движения в начале XX века. |
Познавательная. |
Знать: -предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России; -классификацию политических партий. Российская социал-демократия. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики. В.И. Ленин. Ю.О. Мартов Партия социал-революционеров. Особенности программных и тактических установок. В.М. Чернов. Деятельность Боевой организации. Е.Ф. Азеф. Радикализация либерального движения; -влияние русско-японской войны на внутриполитическую ситуацию; |
Комбинированный. Письменный опрос. Рассказ. Учебник. Документы. Карта. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41-42 |
Первая русская революция. |
Познавательная. |
Знать: -Антиправительственное движение в 1901-1904 гг. «Зубатовский социализм»: суть, перспективы причины провала; -кровавое воскресенье. Причины революции. Основные революционные события. «Верхи» в условиях революции. -Манифест 17 октября 1905 года. Создание первого представительного органа власти_ Государственной думы. -формирование либеральных и консервативных партий: политические доктрины, решение аграрного и национального вопросов, социальный состав, численность. П.Н. Милюков. А.И. Гучков; -традиционные (монархические) партии и организации: программные лозунги, социальный состав, численность. Черносотенное движение. В.М. Пуришкевич. -итоги революции. |
Комбинированный. Устный опрос. Рассказ. Учебник. Документы. Карта. Составление опорного плана-конспекта. Заполнение таблицы «политические партии». |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43 |
Реформы П.А. Столыпина. |
Познавательная. |
Знать: -альтернативы общественного развития России в 1906 году; -деятельность I Государственной думы, её аграрные проекты; -правительственную программу П.А. Столыпина. Аграрная реформа, её экономический социальный и политический смысл; -суть переселенческой политики; -IIГосударственная дума; -Третьеиюньский государственный переворот; -итоги столыпинской аграрной реформы. Развитие кооперативного движения. Убийство П.А. Столыпина; -IIIГосударственная дума; -общественное и политическое развитие России в 1912-1914 гг. Свертывание курса на политическое и социальное реформаторство. |
Комбинированный. Устный опрос. Рассказ. Учебник. Документы. Подготовка сообщений. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 |
Россия в Первой мировой войне. |
Познавательная. |
Знать: -русская внешняя политика после окончания русско-японской войны; -причины создания двух военно-политических блоков в Европе и их состав; -обострение русско-германских противоречий; -начало Первой мировой войны, её причины, цели, планы воюющих сторон; -военные действия на Восточном фронте в 1914-1916 годах; -итоги военной кампании 1914-1916 гг. -психологический перелом в армейских настроениях. |
Семинар. Учебник и дополнительная литература. Карта. Рассказ с элементами аналитической беседы. Защита сообщений. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 |
Обострение внутриполитической ситуации. |
Познавательная. |
Знать: -влияние военного фактора на социально-экономическое положение в стране; -война и психологическое состояние общества. Отношение политических партий к войне. -«верхи» в условиях войны. Дискредитация царизма и государственной власти. -«распутинщина»; -IV Государственная дума. -Прогрессивный блок. Нарастание революционного движения. |
Урок изучения нового материала. Рассказ с элементами беседы. Учебник. Документы. Карта. Подготовка сообщений. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46 |
Серебряный век русской культуры. |
Исследовательская |
Знать: Духовное состояние общества в начале XX века. Основные тенденции развития русской культуры начала XX века. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Русская идея. Печать и журналистика. Просвещение. Литература: традиции реализма и новые направления. Серебряный век русской поэзии. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительное искусство. Русский балет. Русские сезоны С. Дягилева. Рождение кинематографа. |
Урок-конференция. Защита сообщений. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47 |
Россия в ожидании перемен |
Самостоятельная работа |
Основные даты, события, термины. |
Повторительно-обобщающий урок. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Тест по теме «Первая мировая война»
Вариант 1
- Каков был состав Антанты накануне войны?
А) Англия, США, Франция;
б) Англия, Россия, Франция;
в) Англия, Россия, Италия.
- Австро-Венгрия объявила войну Сербии:
а) 28.06.1914 г.; б) 28.07.1914 г.; в) 1.08.1914 г.; г) 3.08.1914 г.
- В конце 1914 и в 1915 годах позиционная война ведется на:
а) на Западном фронте; б) на Восточном фронте;
в) на обоих фронтах; г) ни на одном из них.
- Танки в войне были применены впервые в:
а) 1914 г., б) 1915 г.; в) 1916 г.; г) 1917 г.
- Маршал Фош был главой вооруженных сил: а) Антанты; б) Четверного союза; в) России; г) США.
- по плану Гиндербурга Германия: а) отказывалась от наступательных действий на Западном фронте; б) заключала сепаратный мир с Россией; в) выходила из войны; г) вводила рыночное урегулирование экономики.
- План «Шлиффена» был принят к действию командованием: а) Германии; б) Франции; в) Австро-Венгрии; г) Бельгии.
- Верденская операция проходила в:
а) 1914 г., б) 1915 г.; в) 1916 г.; г) 1917 г.
- Расположите события по годам: а) 1914 г.; б) 1916 г.; в) 1918 г.
1. Битва при Сомме; 2. Брусиловский прорыв; 3. первая газовая атака у г. Ипр; 4. Вступление в войну США; 5. Потопление немцами «Луизитании»; 6; битва на Марне; 7. Ютландское сражение; 8. Верденское сражение; 9. Нота Милюкова об участии России в войне до победного конца; 10. «бойня Нивеля»; 11. Брестский мир; 12. Компьенское перемирие; 13. Захват германскими войсками Риги, оккупация Германии.
- Объясните следующие термины:
А) Оккупация;
Б) позиционная война;
В) Репарации;
Г) Лига наций;
Д) «Договор пяти»
Е) Версальско-Вашингтонская система
Тест по теме «Первая мировая война»
Вариант 2
- Каков был состав Тройственного союза накануне войны?
А) Германия, Австро-Венгрия, Османская империя;
б) Германия, Австро-Венгрия, Италия;
в) Германия, Австро-Венгрия, Болгария.
- Германия объявила войну России:
а) 28.06.1914 г.; б) 28.07.1914 г.; в) 1.08.1914 г.; г) 3.08.1914 г.
В 1915 году стратегическая инициатива у: а) Антанты;
б) Четверного союза; в) переходит от Антанты к Четверному союзу; г) переходит от Четверного союза к Антанте.
- Первое использование газа в войне было применен в:
а) 1914 г., б) 1915 г.; в) 1916 г.; г) 1917 г.
- Генерал Гиндебург был главой вооруженных сил: а) Антанты; б) Четверного союза; в) России; г) США.
- План «Шлиффена» предусматривал ведение: а) маневренной войны; б) молниеносной воны; в) позиционной войны; г) коалиционной войны.
- Кто из перечисленных полководцев не командовал русскими армиями в 1914 году: а) Ренненкампф; б) Брусилов; в) Самсонов.
- В первую мировую войну погибло: а) 5 млн. человек; б) 10 млн. человек; в) 15 млн. человек; г) 14 млн. человек;
- Брусиловский прорыв проходил в:
а) 1914 г., б) 1915 г.; в) 1916 г.; г) 1917 г.
- Расположите события по годам: а) 1915 г.; б) 1916 г.; в) 1917 г.
1. Битва при Сомме; 2. Брусиловский прорыв; 3. первая газовая атака у г. Ипр; 4. Вступление в войну США; 5. Потопление немцами «Луизитании»; 6; битва на Марне; 7. Ютландское сражение; 8. Верденское сражение; 9. Нота Милюкова об участии России в войне до победного конца; 10. «бойня Нивеля»; 11. Брестский мир; 12. Компьенское перемирие; 13. Захват германскими войсками Риги, оккупация Германии.
- Объясните следующие термины:
А) Интервенция;
Б) Маневренная война;
В) Репарации;
Г) Лига наций;
Д) «Договор девяти»
Е) Версальско-Вашингтонская система;
Тест по теме «Вторая мировая война»
1. Вторая мировая война началась:
а) в 1938 г. б) в 1939 г. в) в 1941 г. г) в 1945 г.
2. Какая из стран не была страной нацистского блока?
а) Италия г) Германия
б) Франция д) Японская империя
в) Венгрия
3. Приведите в соответствие
1) Тегеранская конференция. |
а) Обсуждали проблемы послевоенного устройства мира. |
2) Крымская конференция. |
б) Приняты Декларации о совместных действиях против Германии, об открытии второго фронта в Европе. |
3) Потсдамская конференция. |
в) Согласованы планы окончательного разгрома Германии. |
4. Вступление США в войну последовало за:
а) поражением германских войск под Москвой;
б) военной операцией в Перл-Харборе;
в) разгромом немецких войск под Сталинградом;
г) Тегеранской конференцией.
5. Вторая мировая война началась с нападения Германии на:
а) Францию б) Польшу в) СССР г) Англию
6. Какого числа Германия вторглась в СССР?
а) 22 мая б) 22 июня в) 22 июля г) 22 сентября
7. К понятию «коренной перелом» имеет непосредственное отношение:
а) битва за Москву; в) открытие второго фронта в Европе;
б) Сталинградское сражение; г) высадка союзников в Италии.
8. Главным фронтом второй мировой войны был:
а) германо-французский в) советско-германский
б) итало-советский г) англо-германский
9.Укажите страну, в которой был открыт второй фронт:
а) Польша б) Франция в) Югославия г) Германия
10. В Мюнхенском соглашении 1938 г. решался вопрос о территории:
а) Польши б) Чехословакии в) Эльзаса г) Австрии
11. Определите последовательность событий Второй мировой войны
1) Сталинградская битва
2) Атомная бомбардировка Хиросимы
3) Открытие второго фронта
4) Потсдамская конференция
5) Нападение Японии на Перл-Харбор
12. Когда закончилась II Мировая война?
а) 23 февраля 1945 г. в) 1 сентября 1945 г.
б) 9 мая 1945 г. г) 2 сентября 1945 г.
Тест «От Февраля к Октябрю. Гражданская война»
1 вариант
- В основу Декрета о Земле была положена программа:
а) эсеров; б) Большевиков; в) Меньшевиков; г) кадетов.
- Первое советское правительство в 1917 году сформировано а) на заседании ВЦИК 8 ноября;
б) на первом заседании ВЦИК в октябре;
в) на II съезде Советов;
г) После отражения мятежа Корнилова.
- Временное правительство в марте 1917 года возглавил:
а) Гучков; б) Львов; в) Родзянко; г) Милюков
- Основу Декрета о Мире составила идея:
а) мира любой ценой;
б) о мире без аннексий и контрибуций;
в) сепаратного мира;
г) мира во имя грядущей пролетарской революции;
- Главой РСФСР являлся:
а) Ленин; б) Троцкий; в) Свердлов; г) Сталин.
- Военно-революционный комитет, созданный 12 октября 1917 года, возглавил:
а) Ленин; б) Троцкий; в) Дзержинский; г) Свердлов.
- Дайте определения следующим понятия:
а) контрибуция - это…
б) сепаратный мир - это
в) эскалация – это…
г) интервенция – это…
- 24 октября 1917 года Временное правительство
а) прекратило свое существование
б) приняло декрет о мире
в) заключило перемирие с большевиками
г) закрыло большевистскую газету «Рабочий путь»
- Штаб октябрьского вооруженного восстания находился в: а) Смольном дворце; б) Зимнем дворце; в) Таврическом дворце
- Распределите командующих в Гражданской войне по фронтам:
А) Южный фронт 1. Колчак;
Б) Северо-западный фронт 2. Врангель;
В) Юго-западный фронт 3. Деникин;
Г) Восточный фронт 4. Юденич
- Кто из перечисленных лиц принимал участие на стороне красных?
А) Троцкий; б) Юденич; в) Дутов; г) Буденный; д) Семенов; е) Фрунзе.
- Расставьте события в правильной хронологической последовательности:
а) советско-польская война; б) выступление чехословацкого корпуса; в) провозглашение Деникина главнокомандующим вооруженными силами Юга России; г) разгром Колчака;
13. Расшифруйте аббревиатуру:
РСФСР; ВКП; ВЧК; ВЦИК; РВСР.
14. Причины, характер, последствия Февральской революции.
15. Почему в России после Февральской революции 1917 года сложилось двоевластие? Почему Временное правительство не смогло взять всю полноту власти себе?
16. Октябрьская революция: причины, подготовка, итоги.
17.Охарактеризуйте «Белое движение » в Гражданской войне. Причины поражения белых в Гражданской войне.
2 вариант
- Главным элементом Декрета о земле была идея:
а) большевиков о национализации;
б) меньшевиков о земстволизации;
в) эсеров об уравнительном землепользовании;
г)анархистов о самоуправляющихся общинах.
- Конституция РСФСР была принята:
а) 10 июня 1918 б) 10 июля 1917 в) 10 июля 1918 г)10 июня 1917
- Первое советское правительство называлось: а) ВЦИК; б) ВЧК; в) РКСМ; г) СНК
- Первым руководителем ВЧК был: а) Сталин; б) Рыков; в) Троцкий; г) Дзержинский.
- Во время корниловского мятежа Временное правительство возглавлял: а) Гучков; б) Львов; в) Керенский; г) Милюков
- Военно-революционный комитет по подготовке вооруженного восстания был создан:
а) 10 октября 1917
б) 24 октября 1917
в) 12 октября 1917
г) 25 октября 1917
- Дайте определения следующим понятиям:
а) декрет-это…
б) коалиционное правительство-это…
в) аннексия-это…
г) интервенция – это…
- В ночь с 25 на 26 октября большевики
а) штурмом взяли Зимний Дворец
б) организовали штаб по подготовке вооруженного восстания
в) арестовали Керенского
г) объявили о роспуске Учредительного собрания
- Учредительное собрание проходило в: а) Смольном дворце; б) Зимнем дворце; в) Таврическом дворце
- Распределите командующих в Гражданской войне по фронтам:
А) Южный фронт 1. Колчак;
Б) Северо-западный фронт 2. Врангель;
В) Юго-западный фронт 3. Деникин;
Итоговое тестирование по курсу «История России. XX век»
Вариант 1
Часть А.
I. Выберите правильный ответ.
1) Годы правления Николая II:
а) 1881 — 1894 б) 1894 — 1917 в) 1896 — 1905 г) 1896 — 1918
2) К политике «военного коммунизма» в 1918— 1920 гг. относится:
а) свобода торговли б) продналог с крестьян
в) всеобщая трудовая повинность г) частное предпринимательство
3) Курс на сплошную коллективизацию означал;
а) переселение рабочих в деревню б) передачу всей земли совхозам
в) объединение единоличников в колхозы г) создание крупных ферм крестьян
4) Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны был достигнут в результате разгрома фашистских войск:
а) под Москвой б) в Белоруссии и в Крыму
в) в Восточной Пруссии г) под Сталинградом и на Курской дуге
Часть В.
II. Выберите из предложенных утверждений правильные, Выпишите их номера.
А. В начале XX в. экономика России характеризовалась высоким уровнем дохода на душу населения.
Б. Аграрная реформа П. А. Столыпина характеризовалась ликвидацией помещичьего землевладения.
В. К последствиям Февральской революции 1917 г. относится выход России из 1 мировой войны.
Г. На II Всероссийском съезде Советов в 1917 г. был принят Декрет о земле.
Д. В СССР в 1920—1930-е гг. употреблялось сокращенное название ГУЛАГ, означавшее систему концентрационных лагерей для политических и уголовных заключенных.
Е. Великая Отечественная война была в 1941 — 1945 гг.
Ж. Одной из главных задач первого послевоенного пятилетнего плана было преимущественное финансирование сельского хозяйства.
З. Начавшееся в период «оттепели» восстановление доброго имени и прав незаконно осужденных людей называется гласностью.
И. Последствием усиления административных методов руководства экономикой в 1970-х — начале 1980-х гг. был рост производительности труда на предприятиях.
К. Политика руководства СССР, проводившаяся во второй половине 1980-х гг., получила название перестройка.
III. По какому принципу образованы ряды?
А) С. Ю. Витте, И. Л. Горемыкин, П. А. Столыпин, В. Н. Коковцов
Б) 1924 г., 1936 г., 1977 г., 1993 г.
IV. Кто (что) является лишним в ряду?
1) Лидеры Белого движения:
а) А. В. Колчак б) П. Н. Врангель в) М. В. Фрунзе г) А. И. Деникин
2) Черты внешней политики СССР в 1953—1964 гг.:
а) нормализация отношений с Югославией б) экономическая помощь странам «третьего мира»
в) выдвижение концепции «мирного сосуществования» капитализма и социализма
г) признание неизбежности третьей мировой войны
V. Расположите события в хронологической последовательности:
а) отречение Николая II от престола б) подписание договора о создании СССР в) X съезд РКПб) г) Выборы первого президента РФ д) начало коллективизации е) подписание Брестского мира ж) Битва под Москвой з) антиалкогольная компания и) начало реабилитации репрессированных к) роспуск Учредительного собрания л) подписание Хельсингского соглашения м) арест Л. П. Берии н) Берлинский кризис о) Берлинская операция
VI. Отметьте итоги развития СССР в 1930-е гг.:
а) сверхцентрализация экономической жизни
б) резкий рост производства в тяжелой промышленности
в) демократизация политической жизни
г) переоснащение по последнему слову техники легкой промышленности
д) возникновение и расцвет новых политических партий
е) широкое применение мер внеэкономического принуждения
VII. О ком (чем) идет речь?
а) Этот одержимый революционной идеей политик с отличием окончил гимназию в Симбирске, юридический факультет Петербургского университета. Недолго имел адвокатскую практику. Его старший брат был казнен как один из членов группы народовольцев, организовавшей покушение на царя. В 1917 г. возглавил правительство, настоял на подписании мира с Германией в 1918 г. Был инициатором перехода к НЭПу. Умер в 1924 г.
б) Состояние противоборства между двумя сверхдержавами, СССР и США, и их союзниками, при котором стороны пытались нанести ущерб друг другу всеми средствами кроме прямой военной агрессии
в) Блестящий офицер, незаурядный ученый, Верховный правитель России, столкнулся лицом к лицу с полным развалом страны и армии, зверским убийством царской семьи, дворянин, служил в морской артиллерии, состояния не имел и был “служащим офицером”, российский морской артиллерист. При первых известиях о начале военных действий против Японии обратился в морское ведомство с просьбой послать его на фронт.
VIII. Установите правильное соответствие:
1) М. М. Зощенко а) космонавт
2) С. П. Королев б) экономист
3) Ю. А. Гагарин в) биолог
4) Е. Г. Либерман г) конструктор в области ракетостроения
д) писатель
IX. Установите правильное соответствие:
1) передача Крыма в состав Украины, создание совнархозов, ввод советских войск в Венгрию |
а) 1945—1953 гг. б) 1985—1990 гг. |
2) ускорение социально-экономического развития, вывод советских войск из Афганистана, взрыв на Чернобыльской АЭС 3) ввод войск стран ОВД в Чехословакию, 4) борьба с космополитизмом, преобразование Совнаркома в Совет министров, дело «врачей-отравителей» |
в) 1991—1996 гг. г) 1953—1964 гг. д) 1965—1985 гг. |
X. Разъясните значение терминов
- Консолидация
- Экстенсивное развитие
- Отруб
- Аннексия
- Гегемония
- Сателлит
- Альтернатива
- Сепаратный мир
- Пауперизация
- Коллективизация
- Инцидент
- Репатриация
- Холодная война
- Ленд-лиз
- «Перестройка»
- Железный занавес
- План «Уран»
- Диссиденты
- Продналог
- Волюнтаризм
Вариант 2
Часть А.
I. Выберите правильный ответ.
1) Первая мировая война была в;
а) 1905—1907 гг. б) 1914—1918 гг. в) 1916—1921 гг. г) 1918—1922 гг.
2) Политика НЭПа предполагала:
а) уравнительность в оплате труда б) введение частного предпринимательства
в) всеобщее избирательное право г) введение продналога
3) Процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в крупные общественные хозяйства назывался:
а) национализацией б) коллективизацией в) кооперированием г) социализацией
4) Последствие Московской битвы в Великой Отечественной войне:
а) произошел коренной перелом в войне б) Германия потеряла своих союзников в войне
в) был сорван немецкий план «молниеносной войны» г) была прорвана блокада Ленинграда
Часть В.
II. Выберите из предложенных утверждений правильные. Выпишите их номера.
А) Сельское хозяйство России в начале XX в. (до 1905 г.) характеризовалось общинным крестьянским землевладением.
Б) Аграрную реформу П. А. Столыпина характеризует сохранение выкупных платежей крестьян.
В) Россия была провозглашена республикой в 1917 г. по решению Учредительного собрания.
Г) На II Всероссийском съезде Советов в 1917 г. было принято решение о выходе Польши и Финляндии из состава России.
Д) К понятию «Великий перелом» относится переход к многоукладной экономике.
Е) Великая Отечественная война была в 1941 — 1945 гг.
Ж) Уровень жизни населения СССР в первые годы после Великой Отечественной войны характеризовался систематическим повышением цен.
З) Период в истории СССР с середины 1950-х гг. до середины 1960-х гг., характеризовавшийся началом обновления духовной жизни общества, разоблачением культа личности, назывался периодом нового политического мышления.
И) Основной причиной неудачи экономической реформы А. Н. Косыгина было ослабление государственного контроля над деятельностью предприятий.
К)С проведением в СССР политики перестройки связаны понятия «гласность», «чековая приватизация».
III. По какому принципу образованы ряды?
а) П. Н. Милюков, А. И. Гучков, В. М. Чернов, А. И. Дубровин, В. И. Ленин
б) 1924 г., 1956 г., 1964 г., 1985 г.
IV. Кто (что) является лишним в ряду?
1) Генеральные (в 1953—1966 гг. первые) секретари ЦК партии:
а) В. И. Ленин б) И. В. Сталин в) Н. С. Хрущев г) Л. И. Брежнев
2) Черты внешней политики СССР в 1964—1985 гг.:
а) участие советских представителей в Заключительном совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе б) выдвижение доктрины «ограниченного суверенитета» социалистических стран
в) попытка разрядки напряженности в отношениях со странами Запада
г) произраильская позиция в арабо-израильских войнах
V. Расположите события в хронологической последовательности:
а) Корниловский мятеж б) бело Б. Пастернака в) создание I Временного правительства
г) февральская революция д) ХХ съезд партии е) Сталинградская битва ж) Столыпинская реформа з) Карибский кризис и) пакт о ненападении к) принятие Конституции РФ л) ввод войск в Афганистан м) Капитуляция Германии в ВОВ н) программа «500 дней» о) Тегеранская конференция
VI. Отметьте итоги развития СССР в 1930-е гг.:
а) резкий рост производства товаров народного потребления
б) резкое усиление диспропорций в экономике в) унификация и идеологизация культуры создание
г) системы материальной заинтересованности в результатах своего труда
д) создание системы, обеспечивающей действенную борьбу с инакомыслием в стране
е) умеренное ограничение действия рыночных механизмов
VII. О ком (чем ) идет речь?
а) Этот государственный деятель родился в 1879 г. Учился в православной семинарии, но не закончил ее. Отличался настойчивостью до упрямства. Эгоистичен, капризен, с невероятным самомнением. Сосредоточил в своих руках неограниченную власть. Маршал, затем Генералиссимус. Герой Советского Союза.
б) Политика, возвеличивающая одного человека, характерная, в основном, для тоталитарною режима и пропагандирующая исключительность правителя, его всемогущество и неограниченность власти, приписывающая ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития, ликвидирующая демократию
в) наиболее известны1 полководец ВОВ, с чьим именем связано большинство громких побед в войне. Четырежды Герой СССР, кавалер двух орденов «Победа» множества других советских и иностранных орденов и медалей. В послевоенное время занимал пост Главкома сухопутных войск, командовал Одесским, затем Уральским военными округами. После смерти Сталина стал первым заместителем министра обороны СССР, а с 1955 по 1957 год — министром обороны СССР. В 1957 г. исключён из состава ЦК партии, снят со всех постов в армии и в 1958 отправлен в отставку.
VIII. Установите правильное соответствие:
1) И. В. Курчатов а) писатель
2) Д. Д. Шостакович б) физик
3) А. И. Солженицын в) космонавт
4) В. В. Терешкова г) химик
д) композитор
IX. Установите правильное соответствие:
1) политика гласности, XIX Всесоюзная партийная конференция, отмена 6-й статьи Конституции СССР |
а) 1953—1964 гг. б) 1965—1982 гг. |
2) создание СЭВ, «Ленинградское дело», переименование ВКП(б) в КПСС |
в) 1985—1990 гг. г) 1991—1996 гг. |
3) Суэцкий кризис, запуск первого в мире искусственного спутника Земли, ликвидация МТС |
д) 1945—1953 гг. |
4) принятие третьей Конституции СССР, выдворение инакомыслящих за рубеж, разрядка международной напряженности |
|
X. Разъясните значение терминов
- Консолидация
- Интенсивное развитие
- Хутор
- Оккупация
- Кооперация
- Сателлит
- Дискредитация
- Капитуляция
- Денационализация
- Индустриализация
- Прецедент
- Репарация
- Гражданская война
- План Маршалла
- «Оттепель»
- Железный занавес
- План «Тайфун»
- Анархисты
- Продразверстка
- Субъективизм