муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

"Средняя общеобразовательная школа №71"

Русский язык

Рабочая программа, 9 класс

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №71»

Утверждаю Согласовано

Директор школы Руководитель ШМО

__________ А.А. Серафимов __________М.А. Батищева

Рабочая программа

учебного курса русского языка 9 класса

Антропова Галина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Рабочая программа

по русскому языку за курс 9 класса.

(Учебник «Русский язык 9 кл», С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко.)

Количество часов

Всего – 68; в неделю – 2 часа, 15 Р/Р

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский.

Учебник «Русский язык. 9 класс» под редакцией С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова, Л.А.Чешко. М.: Просвещение, 2011г.

Планирование составлено на основе

стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень) 2008 г.

программы общеобразовательных учреждений по русскому языку (базовый уровень) 2009 г.

сборника нормативных документов «Русский язык» - М., «Дрофа», 2008 г.

Пояснительная записка

Русский язык — государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,

соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Русский язык является курсом, который позволяет реализовать практически все функции:

культурно-историческую (человек-история, человек-культура);

социально-правовую (человек-общество, человек-человек);

информационно-методологическую (человек-информация).

Преподавание русского языка в 9-м классе направлено на достижение следующих целей:

совершенствование речемыслительной деятельности,

коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,

соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом,

осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и •излучения знаний а разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Требования к уровню подготовки учащихся в конце 9 класса

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать

роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

основные единицы языка, их признаки;

основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Календарно – тематическое планирование

по русскому языку за курс 9 класса.

К учебнику С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко.

Количество часов:

Всего – 68; в неделю – 2 часа

 

Тема урока

Кол-во

Дата

Требования обученности

 
   

Введение 1

 
 

1

Международное значение русского языка

1

 

-роль русского языка в современном мире и причины его авторитета; твердое намерение в необходимости изучения русого языка

 
 

Повторение пройденного в V - VIII классах 6ч.

 

1

Фонетика, графика, орфография.

1

 

- структура учебника; знания по фонетике, полученные в предыдущих классах.

 
 

2

Лексика. Фразеология, Орфография.

1

 

- пройденное по теме «Лексика и фразеология» в предыдущих классах; знания по этой теме; активизация творчества способностей учеников.

 
 

3

Состав слова и словообразование. Орфография.

1

 

- навыки разбора слова по составу и словообразовательный разбор слова.

 
 

4

Морфология. Орфография.

1

 

- теоретические знания по теме «Морфология», практические навыки морфологического разбора.

 
 

5

Словосочетание. Простое предложение. Тест.

1

 

- тема «Словосочетание»; навыки расстановки знаков препинания в простом предложении.

 
 

6

Административная входная контрольная работа по теме «Повторение»

1

 

- эффективность повторения материала пройденного в V - VIII классах; навыки лингвистического разбора

 
 

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. 40ч.

 

1

Работа над ошибками. Сложные предложения

1

 

- общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними;

 
 

2

Основные виды сложных предложений

1

 

- умение отличать простое предложение от сложного, различать сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные предложения.

 
 

3

РР Способы сжатого изложения содержания текста

1

 

-

 
 

4-

Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

1

 

- знания учеников о сложносочинённом предложении; навыки постановки знаков препинаний в ССП.

 
 

5

Р.Р. Рецензия (стр. 34….)

1

 

- значение слова «рецензия»; развитие творческих способностей учащихся;

Знать: о рецензии как разновидности письменного анализа текста; уметь: самостоятельно писать рецензии на текст художественного произведения, фильм, спектакль

 
 

6

Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

Административная контрольная работа за 1 четверть.

1

 

- знания учеников о сложносочинённом предложении; навыки постановки знаков препинаний в ССП.

 
 

7

Р.Р. Сжатое изложение с элементами сочинения «О милосердии»

1

 

- умение учеников письменно излагать прочитанный или услышанный текст; умение самостоятельно мыслить, анализировать текст; развитие творческих способностей учеников.

 
 

8

Работа над ошибками.

Р.Р. Написание изложения с элементами сочинения «О милосердии»

1

 

- умение учеников письменно излагать прочитанный или услышанный текст; умение самостоятельно мыслить, анализировать текст; развитие творческих способностей учеников.

 
 

9

Работа над ошибками.

РР Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

1

 

- знания учеников о сложноподчинённом предложении; представление о его строении; различие союза и союзного слова в СПП; пунктуационные навыки.

 
   

2 четверть -16 час

       
 

10

Подчинительные союзы и союзные слова. Строение сложноподчинённого предложения. Схемы СПП.

1

 

- понятие о СПП; структура СПП в виде схем; пунктуационные навыки.

 
 

11

Сложноподчинённые предложения в речи. Роль указательных слов. Тест.

1

 

- знания о строении СПП; умение делать схемы предложений; навыки устного пересказа, использования СПП в речи; признаки разных стилей речи.

 
 

12

Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. СПП с придаточным определительным.

1

 

- общее представление о группах сложноподчинённых предложений по их значению; понятие о придаточных определительных, особенностях их структуры; пунктуационные навыки.

 
 

13

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и местоименное – определительными.

1

 

- знания о придаточных определительных; совершенствование речевой компетентности и пунктуационных навыков.

 
 

14

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

1

 

- представление о СПП с придаточными изъяснительными, показ разнообразия их значений; пунктуационные навыки.

 
 

15

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

1

 

- знания о СПП с придаточными определительными и изъяснительными; общее представление о придаточных обстоятельственных; орфографические и пунктуационные навыки.

 
 

16

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными степени и образа действия.

1

 

- - особенности СПП с придаточными степени и образа действия; общие черты и смысловые различия этого вида придаточных предложений; активизация творческих способностей учеников; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

 
 

17

Р.Р. Сочинение публицистического характера «Цена хлеба»

   

- умение учеников письменно излагать прочитанный или услышанный текст; умение самостоятельно мыслить, анализировать текст; развитие творческих способностей учеников

 
 

18

Работа над ошибками. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места.

1

 

- особенности СПП с придаточными места; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

 
 

19

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени.

1

 

- особенности СПП с придаточными времени; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

 
 

20

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными условными.

1

 

- особенности СПП с придаточными условными; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

 
 

21

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными причины. Тест.

1

 

- особенности СПП с придаточными причины; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

 
 

22

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными цели.

1

 

- особенности СПП с придаточными цели; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков; анализировать текст и редактировать его.

 
 

23

Контроль знаний за 2 четверть.

1

 

- особенности СПП с придаточными сравнительными их сходство с другими придаточными, со сравнительными оборотами, отличие от них; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

 
 

24

Работа над ошибками. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными, уступительными, сравнительными.

1

 

-проверка ЗУНов учащихся - особенности СПП с придаточными уступительными; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

 
 

25

Работа над ошибками

РР. Деловые бумаги

1

 

-навыки составления деловых бумаг

 
   
 

26

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными, следствия и присоединительными.

1

 

- особенности СПП с придаточными следствия и придаточными присоединительными; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

 
 

27

СПП с несколькими придаточными

1

 

- понятие о видах СПП с несколькими придаточными.

 
 

28

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными и пунктуация в них Тест.

1

 

- понятие о видах СПП с несколькими придаточными, об особенностях пунктуации в них.

 
 

29

РР Подробное изложение

   

- умение учеников письменно излагать прочитанный или услышанный текст; умение самостоятельно мыслить, анализировать текст; развитие творческих способностей учеников

 
 

30

РР Написание изложения.

   

- умение учеников письменно излагать прочитанный или услышанный текст; умение самостоятельно мыслить, анализировать текст; развитие творческих способностей учеников

 
 

31

Работа над ошибками.

Бессоюзные сложные предложения.

1

 

- особенности бессоюзных сложных предложений; сопоставление их с синонимичными ССП и СПП; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

 
 

32

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложных предложениях

1

 

- особенности постановки знаков препинаний в случаях перечисления фактов в БСП; совершенствование речевых, орфографических и пунктуационных навыков.

 
 

33

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1

 

- умение различать БСП с двоеточием; работа над правильной интонацией, совершенствование пунктуационных навыков в простом и сложном предложениях.

 
 

34

Тире в бессоюзном сложном предложении Тест.

1

 

- умение различать БСП с тире; работа над правильной интонацией, совершенствование пунктуационных навыков в простом и сложном предложениях.

 
 

35

Р.Р. Реферат

1

 

-навык составления реферата

 
 

36

Сложные предложения с различными видами связи

1

 

- представление о структуре сложных предложений; совершенствование пунктуационных навыков в простом и сложном предложениях.

 
 

37

Сложные предложения с различными видами связи

1

 

- представление о структуре сложных предложений; совершенствование пунктуационных навыков в простом и сложном предложениях.

 
 

38

Авторские знаки препинания.

1

 

Знать: способы передачи чужой речи, разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью, при диалоге, в предложениях с косвенной речью, при цитировании

 
 

39

Сложные предложения с различными видами связи

1

 

- представление о структуре сложных предложений; совершенствование пунктуационных навыков в простом и сложном предложениях.

 
 

40

Контрольная работа по теме «Сложные предложения»

1

 

- проверка знаний учеников; закрепление орфографических и пунктуационных навыков

 
   

Общие сведения о языке

 

1

Работа над ошибками

Понятие о языке. Работа со словарём.

1

 

- понятие о языке как системе словесного выражения мыслей, средстве общения; показ живой связи современного языка с его историческими корнями; активизация творческих способностей учеников;

 
 

2

Контроль знаний за 3 четверть.

1

 

- проверка знаний учеников;

 
 

3

Работа над ошибками.

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление

1

 

- роль языка в жизни общества как базовую, развитие языка в связи с историческим развитием общества.

 
 

4

РР Русский литературный язык и его стили. Применение официально – делового стиля речи на практике.

1

 

- понятие о стилях языка, сферах их применения; совершенствование навыка анализа текста.

-закрепление орфографических и пунктуационных навыков умение составлять документы, необходимые в повседневной жизни; совершенствование речевой и письменной грамотности

 
   

Повторение

 

1

Фонетика. Графика. Орфография.

1

 

- знания по фонетике; понятия о соотношении фонетики и орфографии.

 
       
 

2

Лексика. Фразеология. Орфография.

1

 

- знания по лексике и фразеологии; навыки работы с разными видами лингвистических словарей

 
 

3

Состав слова и словообразование

1

 

знания по разделу «Состав слова и словообразование»;

 
 

4

Орфография.

1

 

- орфографические навыки

 
 

5

Зачёт. Морфология. Именные части речи. Орфография.

1

 

- знания по морфологии именных частей речи; орфографические навыки и навыки морфологического разбора.

 
 

6

Морфология. Глагол. Наречие. Орфография

1

 

- знания по морфологии глагола, наречия; орфографические навыки и навыки морфологического разбора.

 
 

7

РР Сообщение на лингвистическую тему (упр. 198…)

1

 

- навык выполнения сообщения на лингвистическую тему

 
 

8

Контроль знаний по программе 9 класса

1

 

- Проверка ЗУНов по изученным темам.

 
 

9

Морфология. Предлог, союз, частица. Орфография.

1

 

знания по морфологии служебных частей речи; орфографические навыки и навыки морфологического разбора.

 
 

10

Синтаксис. Словосочетание.

1

 

- знания о синтаксисе словосочетания и простого предложения

 
 

11

РР Сочинение – рассуждение о природе родного края( упр 150, 151)

1

 

- умение учеников письменно излагать прочитанный или услышанный текст; умение самостоятельно мыслить, анализировать текст; развитие творческих способностей учеников

 
 

12

Простое предложение. Пунктуация.

   

умение использовать теоретические знания по синтаксису для целей грамотного письма

 
 

13

Зачет Осложнение простого предложения

1

 

-. умение использовать теоретические знания по синтаксису для целей грамотного письма

 
 

14

РР Текст. Стили речи. Типы речи.

1

 

-- сведения о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах частей текста, о типах речи; навыки анализа текста; правила составления конспекта.

 
 

15

Итоговая контрольная работа

1

 

- проверка ЗУНов учеников.

 
 

16

Работа над ошибками.

Употребление знаков препинаний.

1

 

- сведения о различных случаях употребления знаков препинания; орфографическая и пунктуационная грамотность.

 
 

17

Употребление знаков препинаний.

1

 

- сведения о различных случаях употребления знаков препинания; орфографическая и пунктуационная грамотность.

 

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Скачать программу полностью