муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

"Средняя общеобразовательная школа №71"

ПОЛОЖЕНИЕ

О безотметочном обучении в МБОУ СОШ №71

УТВЕРЖДАЮ: 
Директор МБОУ СОШ №71
 ..................А.А.Серафимов 
Принято 
Педагогическим советом 
Протокол № 1 от «28»08 2014г.

Введено в действие 
Приказом № 181 от «29»08 2014 г.  

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом РФ № 273 «Об образовании», «Положением об общеобразовательном учреждении», инструктивным письмом МО РФ № 2021 / 11-13 от 25.09.2000г. «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы», с письмом Департамента общего образования Министерства образования Российской Федерации от 03.06.03 г. №13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях», Уставом МБОУ СОШ №71 для выработки единых подходов к оцениванию достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. 

1.2. Настоящее Положение регулирует контроль и оценку результатов обучения в первых классах начальной школы. Положение повышает ответственность каждого учителя начальных классов за организацию качественного контроля, оценивания и анализа результатов деятельности учащихся, способствует совершенствованию способов оценивания учебных достижений в начальной школе и созданию благоприятных условий для адаптации ребенка к школе, обеспечивающих его дальнейшее благополучное развитие. 

1.3. Безотметочное обучение вводится в 1-х классах начальной школы и призвано обеспечить решение следующих задач: 

  • личностно ориентированное взаимодействие учителя и детей; 
  • ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями); 
  • учет индивидуальных способностей детей; 
  • развитие самостоятельности и активности детей; 
  • формирование учебно-познавательной мотивации учащихся. 

1.4. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибалльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности, а система контроля и оценки базируется на содержательно- оценочной основе, исключающей применение отметок. 1.5. Конечная цель безотметочного обучения – формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности. 

1.6. Безотметочное обучение устанавливается на период: в 1 классе - в течение всего учебного года, во 2 классе - по решению Педагогического совета может быть сохранено в течение 1 четверти учебного года. 

1.7. В первом классе домашние задания не задаются. 

2. Организация системы оценивания учебных достижений и развития обучающихся при безотметочном обучении

2.1. В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. 

2.2. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. 

2.3. При неправильном ответе ученика запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д.. 

2.4. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). 

2.5. Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения учащихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). 

2.6. Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. 

2.7. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. 

2.8. Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и научение ребенка.

3. Контроль и оценка учебных достижений и развития, обучающихся.

Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются: 

  • стартовые и итоговые проверочные работы; 
  • текущие проверочные работы; 
  • тестовые диагностические работы; 
  • устный опрос; 
  • проверка сформированности навыков письма (списывание) и чтения (техника чтения); 
  • демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного материала в течение года. 

3.1. Стартовая работа проводится в начале учебного года в целях определения актуального уровня знаний учащихся, необходимого для продолжения обучения. 

3.2. Текущий контроль используется для того, чтобы фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения. 3.3. Тематические проверочные работы, как правило, завершают изучение наиболее значимых тем программы. 

3.4. Тестовые работы по математике, русскому языку, окружающему миру и чтению включают в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действий, которым необходимо овладеть в рамках данной учебной темы. 

3.5. Проверка навыков чтения осуществляется не реже одного раза в полугодие. Динамику формирования навыка чтения можно проанализировать, сравнивая навыки чтения одного и того же ребенка в течение учебного года, не сравнивая с уровнем формирования данного навыка у других детей. 

3.6. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20 - 25 апреля; в день можно проводить не более одной контрольной работы. 

3.7. Открытая демонстрация учеником своих достижений предполагает качественную оценку того, что он знает и умеет по данному предмету. Накопление материала для демонстрации может происходить как формирование учебного «портфеля» ученика.

3.8. Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика и публичной демонстрации (портфолио) результатов обучения за год. 

3.9. Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется с учетом результатов проверочных работ по предмету. 

3.10. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. 

3.11. Процентное соотношение оценочных суждений при определении уровня овладения знаниями, умениями и навыками выглядит следующим образом: • высокий уровень – 85-100%; 

  • уровень выше среднего – 70-84%; 
  • средний уровень – 50-69%; 
  • уровень ниже среднего – 30-49%; 
  • низкий уровень – менее 30%. 

3.12. В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги усвоения предмета путем анализа учебных достижений учащихся и фиксируются в картах достижения обучающихся. 

3.13. Итоговый результат усвоения предмета определяется в конце учебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы по предмету. 

3.14. Администрация школы в лице заместителя директора по УВР: 

  • использует для анализа все необходимые материалы учителей, учащихся и психолога (классный журнал, содержательный анализ педагогической деятельности учителя за год, анализ проверочных и контрольных работ, тетради учащихся, результаты психолого-педагогической диагностики) для создания целостной картины учебно-воспитательного процесса в начальной школе; 
  • классифицирует материалы, используя информационные технологии, в целях определения динамики в развитии и образовании учащихся; 
  • по итогам года на основе получаемых материалов от учителей администрация проводит анализ работы. Фиксируя в анализе работы за учебный год, выявляя проблемы в изучении учебного материала, достижения и трудности как учащихся, так и учителей, и определяет стратегические задачи на следующий год обучения. 

4. Ведение документации 

Документация учителя: 

4.1. Рабочие программы по предметам учебного плана, включающие календарно- тематическое планирование служат основой планирования педагогической деятельности учителя, создания методических разработок по курсу.

4.2. Классный журнал – является главным документом учителя и заполняется соответственно программе. Отметки в классный журнал не выставляются. Систематический учет усвоения детьми знаний, умений и навыков, обозначенных в государственном образовательном стандарте по каждому предмету, учитель ведет в удобной для себя форме для правильной оценки достижений каждого ученика в конце года. Условными обозначениями отмечается усвоение учащимися конкретных знаний и умений. При этом никакой отрицательной словесной оценки учитель не дает. Количественная характеристика знаний, умений и навыков по итогам учебного года отражается в сводной таблице по классу и итоговых оценочных листах на каждого учащегося, с указанием его достижений и трудностей. 

В конце учебного года учитель составляет содержательный анализ своей педагогической деятельности, учитывая несколько факторов: 

  • динамику развития учащихся за учебный период;
  • уровень усвоения учениками знаний и умений по основным темам государственного образовательного стандарта; 
  • уровень сформированности основных компонентов учебной деятельности учащихся; 
  • сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей; 
  • выводы о причинах неудач и предложения по их преодолению. Документация учащихся: 

4.3. Рабочие тетради для выполнения всех видов обучающих работ в следующем количестве: 

  • по русскому языку, математике – по две тетради; возможно использование тетрадей на печатной основе; 
  • по обучению грамоте – прописи; 
  • по литературному чтению (по решению учителя) – читательский дневник, тетрадь; 
  • по окружающему миру - одна тетрадь, возможно использование тетради на печатной основе; 
  • специальные тетради для выполнения итоговых и тематических контрольных работ по языкам и математике, которые на протяжении года хранятся в школе и выдаются учащимся для выполнения контрольных работ и работ над ошибками. 

5. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности. 

5.1. Отношения между учителями, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы в рамках безотметочного обучения строятся по принципу равноправного сотрудничества. 

5.2. Каждый из участников сотрудничества имеет право на самооценку своей деятельности и особое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта деятельности другим. 

5.3. Права и обязанности учащихся 

Учащиеся имеют право: 

  • на собственную оценку своих достижений и трудностей; 
  • оценку своей работы учителем; 
  • оценку проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни; 
  • ошибку и время для ее исправления; 
  • участие в разработке критериев оценивания своей работы; 
  • самостоятельный выбор уровня сложности и проверочных заданий; 
  • отказ от выполнения домашнего задания, если по каким-то причинам обучаемый не может справиться с этой работой; 
  • предоставление и публичную защиту результатов своей деятельности. Учащиеся обязаны: 
  • проявлять по возможности оценочную самостоятельность в учебной работе; 
  • осваивать способы осуществления контроля и оценки; 
  • иметь рабочие тетради и тетради для контрольных работ, в которых отражается контрольно-оценочная деятельность ученика. 

5.4. Права и обязанности учителя Учитель имеет право: 

  • иметь свое оценочное суждение по поводу работы учащихся; 
  • самостоятельно определять приемлемые для него формы учета учебных достижений учащихся. 
  • Учитель обязан: 
  • соблюдать основные требования Положения о безотметочном обучении; 
  • соблюдать педагогический такт при оценке результатов деятельности учащихся; 
  • работать над формированием учащихся самоконтроля и самооценки;
  • оценивать не только знания, умения и навыки по предметам, но и уровень развития, степень проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания; 
  • фиксировать динамику развития и обученности ученика только относительно его собственных возможностей и достижений; 
  • доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся 

5.5. Права и обязанности родителей Родитель имеет право: 

  • знать о принципах и способах оценивания достижений учащихся в данной школе; 
  • получать достоверную информацию об успехах и достижениях своего ребенка; 
  • получать индивидуальные консультации учителя по преодолению проблем и трудностей в обучении ребенка. Родитель обязан: 
  • соблюдать такт по отношению к ребенку; 
  • информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми он сталкивается в домашних условиях; 
  • посещать родительские собрания, заседания отцов и матерей, на которых проводится просветительская работа по оказанию помощи в образовании детей. 

6. Ответственность сторон

6.1. Несоблюдение субъектами образовательного процесса отдельных пунктов данного Положения может повлечь за собой невыполнение основной задачи начальной школы – становления учебной самостоятельности (умения учиться) младших школьников. 

6.2. При нарушении основных принципов безотметочного обучения одной из сторон учебно-воспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации школы в целях защиты своих прав в установленном Уставом школы порядке. 

6.3. Нарушение правил оценочной деятельности, несоблюдение педагогического такта являются предметом административного разбирательства и общественного порицания.

( Скачать Положение полностью )