Экология
Рабочая программа, 5 класс
Утверждаю: ____________/А.А. Серафимов/ Директор МБОУ СОШ №71 |
Рассмотрено на заседании МО учителей естественных наук : _____________/Шпилёва О.А/. Руководитель МО |
Рабочая программа
по экологии 5 класс
Веприк Ирина Александровна, учитель биологии
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программно-методических материалов по экологии, разработанных авторами: Л. Ердаковым, В. Свиньиным, Т.Янушевич., планируемых результатов основного общего образования.
Реализация программы возможна за счет школьного компонента базисного учебного плана.
Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры.
Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно.
Вводный курс даёт обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Предлагается ввести учащихся V класса в мир общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. За эту основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в начальной школе. В современных условиях практическое владение экологией приобретает очень важное значение для специалистов различных областей науки, техники, культуры. В связи с новыми политическими, социально-экономическими и культурными реалиями в России и во всем мире потребовалось расширение функций экологии как учебного предмета, а именно – как совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.
Экологический подход позволит убедить учащихся в необходимости изучения экологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.
Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей при переходе из младшего школьного возраста в среднее звено, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.
Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: экология, экологические факторы, экологическая ниша, виды взаимоотношений, популяция, сообщество, экосистема, круговорот веществ в экосистеме, сукцессия и прикладная экология.
Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?
Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы.
Цели программы:
целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».
Задачи курса и экологического образования в целом представляют в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.
Образовательные:
- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
- системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;
- способствовать формированию у обучающихся предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии;
- создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.
Развивающие:
- создать условия для развития у обучающихся интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;
- развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика;
- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Воспитательные:
- воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия.
Содержание курса направлено на формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности, духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Согласно учебному образовательному плану школы на изучение экологии в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего 35 час.
Содержание изучаемого курса
Введение (2 ч)
Тема 1. Организм и среда (10 ч.)
Тема 2. Взаимоотношения организмов (7 ч.)
Тема 3. Организация и экология популяций и сообществ (10 ч.)
Тема 4. Прикладная экология, или охрана природы (5 ч.)
Курс экологии в 5классе нацелен на создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы и экскурсии.
Средствами реализации рабочей программы является УМК который представлен учебником Ердакова Р., Свиньина В., Янушевича Т., «Звери у себя дома. Экология в картинках» для 5 класса, материально- техническое оборудование кабинета биологии, дополнительный материал по предмету, в том числе, Интернет-ресурсы, позволяющие полностью реализовать как теоретические, так и практические требования.
Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности. Достижению результатов обучения в особенности способствует применение системно-структурного подхода, как необходимого условия развивающего обучения, который подразумевает использование эффективных педагогических технологий таких как личностно-ориентированное обучение, технология критического мышления, ИКТ-технологии, методы экологического тренинга, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, которые способствуют формированию УУД.
УМК, используемый при работе по данной программе:
- Курс Ердакова Р., Свиньина В., Янушевича Т., «Звери у себя дома. Экология в картинках» для 5 класса.
- Т.С. Сухова, В.И. Строганов тетрадь с печатной основой №1 и №2 «Природа. Введение в биологию и экологию» 5 класс.
- Программно-методические материалы. Экология. 5-11класс. Составитель: Е.В. Акифьева. - Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. – 48 л.
- Курс «Природа. Введение в биологию и экологию». Авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов
- Т.С.Сухова, В.И.Строганов. Методическое пособие. 5 класс. Вентана-Граф. 2008.
Список литературы для учителя
- Алексеев, С. В., Груздева, Н. Практикум по экологии.-АО «МДС», 1996.
- Петров К. М Проблемы жизни в окружающей среде: Учебн. пособ. Саратов: Изд- во Саратов. ун-та 1995.
- Красная книга НСО.
4. Особо охраняемые природные территории Саратовской области/ Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области. Науч. Ред. В. З. Макаров. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2007. – 300 с.: ил.
5. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Экология / М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 448 с.: ил.
6.Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России. – М.: АО «МДС», 1997.
7.Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256 с.
8. Экология. А. И. Никишов, В.Н. Кузнецов, Д. Л. Теплов. Москва «Устойчивый мир» 2005г.
9. Экология. С.В.Алексеев. Санкт – Петербург. СМИО ПРЕСС, 2004.
Список литературы для учащихся
1. Красная книга НСО
- Я познаю мир: Дет. энцикл. Экология / Авт. Сост. А.Е. Чижевский. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – 430 с.
- Красная книга РСФСР.
- Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.-С.92-684
- Н.Ф.Реймерс . Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение».
- Атлас «Люби и знай свой край. Москва 1998г.
Электронные издания:
- Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
- 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
- Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
- Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
Интернет-ресурсы:
http://www.aseko.org/ (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития).
http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).
http://shcol778.narod.ru/ ( На сайте московской школы N 778 представленны дистанционные уроки, информация о школе, работы учащихся и учителей. "Копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания).
http://www.edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/bank/index.html ( Ресурс содержит систематизированные материалы, подготовленные учреждениями экологического образования Ярославской области: информационные страницы, научно-педагогическую и практическую информацию, гипертекстовые учебники др.).
http://www.aseko.spb.ru/index.htm (Ресурс, посвященный развитию экологического образования и концепции "устойчивого развития" в России).
http://members.dencity.com/ecoclub/ (Познавательный сайт, для детей и взрослых; содержит исследования экологии Красноярского края).
http://www.biodat.ru/ 9 BioDat - это портал в Интернете, созданный Проектом ГЭФ ""Сохранение биоразнообразия"", для информационной кооперации в сфере охраны живой природы России).
http://www.ecoanalysis.orc.ru (Сборник ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие экологические статьи и ссылки, карты загрязнения).
ttp://www.ecolife.org.ua (Данные по экологии, природопользованию и охране окружающей среды, книги, журналы и статьи, экологическое законодательство, база данных по фондам, рефераты по экологии, ссылки).
http://zelenyshluz.narod.ru/index-2.html (Путеводитель по экологическим ресурсам "Зеленый шлюз").
http://oopt.info/ (Особо охраняемые природные территории России).
http://list.priroda.ru (Каталог Интернет-сайтов о природных ресурсах и экологии).
http://ecoportal.ru/ (ECOportal.ru Всероссийский экологический портал )
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Метапредметные результаты курса «Экология» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- называть методы изучения применяемые в экологии;
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– определять основные органы растений (части клетки);
– понимать смысл биологических терминов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.
Использование здоровьесберегающих технологий
Согласно требованиям, предъявляемым к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий, необходимо:
1. Добиваться рациональной плотности урока.
2.В содержательную часть урока включаются вопросы, способствующие формированию у обучающихся понятия «здоровый образ жизни» и потребностей в нем.
3.Количество видов учебной деятельности в среднем от 5 до 7, смена которых осуществляется через каждые 7-10 мин.
4.Для развития мотивации используются разнообразные педагогические технологии, развивающие память, логическое и критическое мышление.
5.Осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей, использую приемы, повышающие самооценку .
6.На с уроках создается благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;
7.Для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включаются в урок физкультминутки. (как правило, на 20-ой и 35-ой минутах урока), длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого
В практике учебной деятельности используются здоровьесберегающие технологии:
- по снятию утомления зрения - «глазная гимнастика» (рекомендована Министерством здравоохранения Саратовской области).
- по профилактике нарушений опорно - двигательной системы. Цель данной технологии - снятие утомления мышц, профилактика сколиозов, пропедевтика правильной осанки.
- проведение динамических пауз, ведение урока в режиме постоянно меняющихся видов деятельности (через 5-10 минут).
- Использование возможностей содержания темы, урока с позиции здоровье сбережения.
- Рациональное распределение учебной нагрузки на различных этапах урока
Содержание изучаемого курса (35 часов, 1 час в неделю)
1. Введение в экологию. Предмет и задачи экологии.
2. Организм и среда. Соответствии между организмами и средой их обитания, о разнообразных путях приспособления организмов к среде; ознакомить с различными типами экологических факторов, общими свойствами реакций организмов в ответ на изменения внешних условий; о многообразии факторов живой и неживой природы, влияющих на жизнедеятельность организмов;
3.Взаимоотношения организмов. О закономерностях экологических взаимоотношений организмов; о типах взаимоотношений, существующих в природе; об особенностях и значении взаимоотношений типа конкуренции, хищничества, паразитизма и мутуализма (симбиоза);
4. Организация и экология популяций и сообществ. Ознакомить учащихся с популяциями как основными структурными элементами живой природы; сформировать у учащихся знания об особенностях структуры и функционирования крупных природных систем: биотических сообществ;
5. Прикладная экология, или охрана природы. Подвести учащихся к выводу о влиянии окружающей среды на здоровье человека; показать вредное влияние неблагоприятных факторов на организм человека; отрицательном влиянии человека на среду, как собственного вредителя своего здоровья.
Тематический план (5 класс)
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Практические работы |
Введение в экологию. Предмет и задачи экологии. |
2 |
Экскурсия: «Взаимосвязи между организмами и средой» |
Тема 1. Организм и среда (аутэкологии) |
10 |
4 |
Тема 1.1. Экологические факторы среды. Температура (жара), её воздействие на живые организмы. Приспособление живых организмов к жаре. |
2 |
П /Р. №1 По теме: «Воздействие жары на организмы и приспособление организмов к ней». |
Тема 1.2. Экологические факторы среды – сухость. Воздействие сухости на живые организмы. Приспособление живых организмов к сухости. |
2 |
П /Р. №2 по теме: «Сухость, её воздействие на организмы и приспособление организмов к ней». |
Тема 1.3. Экологические факторы среды. Температура (холод), её воздействие на живые организмы. Приспособление живых организмов к холоду. |
2 |
П/Р. №3 по теме: «Воздействие холода на живые организмы, приспособление живых организмов к холоду». |
Тема 1.4. Экологические факторы среды. Снег, его воздействие на живые организмы. Приспособление живых организмов к снегу. |
2 |
П/Р. №4 по теме «Воздействия снега на живые организмы и их приспособление к снегу». |
Тема 1.5. Экологическая ниша. |
1 |
|
Обобщающий урок по теме «Организм и среда» |
1 |
|
Тема 2. Синэкология. Взаимоотношения организмов. |
7 |
|
Тема 2.1. Конкурентные взаимоотношения. Внутривидовая конкуренция. Значение в природе. |
1 |
|
Тема 2.2. Конкурентные взаимоотношения. Межвидовая конкуренция. Значение в природе. |
1 |
|
Тема 2.3. Взаимоотношения организмов – хищничество. Значение в природе. |
1 |
|
Тема 2.4. Взаимоотношения организмов – пищевая цепь. Значение в природе. |
1 |
|
Тема 2.5. Взаимоотношения организмов – паразитизм. Значение в природе и жизни человека. |
1 |
|
Тема 2.6.Взаимоотношение организмов – мутуализм (симбиоз). |
1 |
|
Контрольно – обобщающий урок по теме « Взаимоотношения между живыми организмами». |
1 |
|
Тема 3. Демэкология. Организация и экология популяций и сообществ. |
10 |
|
Тема 3.1.Популяция. Организация и экология популяций. |
1 |
|
Тема 3.2. Механизмы регуляции численности популяции (питание, хищничество, соотношение полов, возрастные и отношение особей внутри вида – конкуренция). |
1 |
|
Тема 3.2. Сообщество. Организация и экология сообществ. Экология сообществ – тундры. |
1 |
|
Тема 3.3. Организация и экология – мелких водоёмов. |
1 |
|
Тема 3.4. Организация и экология – пустыни. |
1 |
|
Тема 3.5. Организация и экология – леса. |
1 |
|
Тема 3.6. Экосистема. Компоненты экосистемы. |
1 |
|
Тема 3.7. Экосистема. Круговорот вещества в экосистеме. |
1 |
|
Тема 3.8. Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессий. |
1 |
|
Контрольно – обобщающий урок по теме: «Организация и экология популяций и сообществ». |
1 |
|
Тема 4. Прикладная экология, или охрана природы. |
4 |
|
Тема 4.1.Современное состояние природной среды. |
1 |
|
Тема 4.2. Антропогенное воздействие на биосферу. |
1 |
|
Тема 4.3. Основы рационального управления природными ресурсами и их пользованием. |
1 |
|
Тема 4.4. Окружающая среда и здоровье человека. |
1 |
|
Годовая контрольная работа |
2 |
|
Всего по дисциплине |
35 |
4 практ. р., 1 экскурсия |
Календарно-тематическое планирование (5 класс)
Название темы |
Номер урока |
Примерная дата |
Тема урока |
Практические работы/ экскурсия |
Планируемые результаты обучения |
Домашнее задание |
Введение в экологию. |
1 (1) |
Предмет и задачи экологии. |
Знать: о предмете экологии, об экологии как науке, изучающей взаимоотношения организмов с окружающей их средой; о важной роли экологических знаний в жизни человека; Уметь работать с книгой «Экология в картинках». |
Стр. 2 |
||
2 (2) |
Предмет и задачи экологии. |
Взаимосвязи организмов со средой |
Стр.3 |
|||
Тема 1. Организм и среда (аутэкологии) |
3 (1) |
Тема 1.1. Экологические факторы среды. Температура (жара), её воздействие на живые организмы. Приспособление живых организмов к жаре. |
П /Р. №1 По теме: «Воздействие жары на организмы и приспособление организмов к ней». |
Знать: о температуре (жара), как экологическом факторе, как жара воздействует на живые организмы, как, живые организмы приспосабливаются к жаре, о значении этих приспособлений; Уметь работать с содержанием учебника и его рисунками. |
Стр.4-5 |
|
4 (2) |
Тема 1.1. Экологические факторы среды. Температура (жара), её воздействие на живые организмы. Приспособление живых организмов к жаре. |
П /Р. №1 По теме: «Воздействие жары на организмы и приспособление организмов к ней». |
Знать: о температуре (жара), как экологическом факторе, как жара воздействует на живые организмы, как, живые организмы приспосабливаются к жаре, о значении этих приспособлений; Уметь работать с содержанием учебника и его рисунками. |
Стр.4-5 |
||
5 (3) |
Тема 1.2. Экологические факторы среды – сухость. Воздействие сухости на живые организмы. Приспособление живых организмов к сухости. |
П /Р. №2 по теме: «Сухость, её воздействие на организмы и приспособление организмов к ней». |
Знать: о сухости, как экологическом факторе, о её воздействие на живые организмы, о приспособлении живых организмов к сухости; Уметь работать с содержанием учебника, его рисунками. |
Стр.7 |
||
6 (4) |
Тема 1.2. Экологические факторы среды – сухость. Воздействие сухости на живые организмы. Приспособление живых организмов к сухости. |
П /Р. №2 по теме: «Сухость, её воздействие на организмы и приспособление организмов к ней». |
Знать: о сухости, как экологическом факторе, о её воздействие на живые организмы, о приспособлении живых организмов к сухости; Уметь работать с содержанием учебника, его рисунками. |
Стр.7 |
||
7 (5) |
Тема 1.3. Экологические факторы среды. Температура (холод), её воздействие на живые организмы. Приспособление живых организмов к холоду. |
П/Р. №3 по теме: «Воздействие холода на живые организмы, приспособление живых организмов к холоду». |
Знать: о холоде, как экологическом факторе, о его воздействие на живые организмы, о приспособлении живых организмов к холоду, о значении этих приспособлении в жизни живых организмов; Уметь работать с учебником, рисунками, сравнивать экологические факторы: жара и холод, наблюдать за осенними явлениями в природе. |
Стр.6 |
||
8 (6) |
Тема 1.3. Экологические факторы среды. Температура (холод), её воздействие на живые организмы. Приспособление живых организмов к холоду. |
П/Р. №3 по теме: «Воздействие холода на живые организмы, приспособление живых организмов к холоду». |
Знать: о холоде, как экологическом факторе, о его воздействие на живые организмы, о приспособлении живых организмов к холоду, о значении этих приспособлении в жизни живых организмов; Уметь работать с учебником, рисунками, сравнивать экологические факторы: жара и холод, наблюдать за осенними явлениями в природе. |
Стр.6 |
||
9 (7) |
Тема 1.4. Экологические факторы среды. Снег, его воздействие на живые организмы. Приспособление живых организмов к снегу. |
П/Р. №4 по теме «Воздействия снега на живые организмы и их приспособление к снегу». |
Знать: о снеге, как экологическом факторе, о его воздействие на живые организмы, о приспособлении живых организмов к снегу, о значении этих приспособлений в жизни живых организмов; Уметь сравнивать экологические факторы между собой и их воздействии на живые организмы; работать с рисунками учебника. |
Стр.8-9 |
||
10 (8) |
Тема 1.4. Экологические факторы среды. Снег, его воздействие на живые организмы. Приспособление живых организмов к снегу. |
П/Р. №4 по теме «Воздействия снега на живые организмы и их приспособление к снегу». |
Знать: о снеге, как экологическом факторе, о его воздействие на живые организмы, о приспособлении живых организмов к снегу, о значении этих приспособлений в жизни живых организмов; Уметь сравнивать экологические факторы между собой и их воздействии на живые организмы; работать с рисунками учебника. |
Стр.8-9 |
||
11 (9) |
Тема 1.5. Экологическая ниша. |
Знать: определение экологическая ниша; различия между понятиями «экологическая ниша» и «местообитание»; Уметь самостоятельно описывать её примеры. |
Стр.10-13 |
|||
12 (10) |
Тема 1.5. Экологическая ниша. |
Знать: определение экологическая ниша; различия между понятиями «экологическая ниша» и «местообитание»; Уметь самостоятельно описывать её примеры. |
Стр.10-13 |
|||
13 (11) |
Обобщающий урок по теме «Организм и среда» |
Итоговый осуществить контроль знаний, умений приобретённых на предшествующих уроках. |
Стр.2-13 |
|||
Тема 2. Синэкология. Взаимоотношения организмов. |
14(1) |
Тема 2.1. Конкурентные взаимоотношения. Внутривидовая конкуренция. Значение в природе. |
Знать: о типах конкурентных отношений и видах ресурсов, являющихся предметом конкурентной борьбы; о внутривидовой конкуренции и территориальности как одной из важных её форм; о роли внутривидовой конкуренции в регуляции численности популяций. Уметь приводить примеры внутривидовой конкуренции, работать с учебником и рисунками. |
Стр.14-16 |
||
15(2) |
Тема 2.2. Конкурентные взаимоотношения. Межвидовая конкуренция. Значение в природе. |
Знать: о межвидовой конкуренции, и её важнейших проявлениях; о факторах, влияющих на исход конкурентной борьбы между различными видами организмов; о биологическом и экологическом значении межвидовой конкуренции; Уметь определять различные конкурентные отношения по материалам учебника. |
Стр.17-19 |
|||
16(3) |
Тема 2.3. Взаимоотношения организмов – хищничество. Значение в природе. |
Знать: о хищничестве как об одной из основных форм прямого взаимодействия между организмами; о взаимосвязи между хищником и его жертвой; о значении хищничества как экологического явления. Уметь различать хищников и травоядных животных |
Стр.20 |
|||
17(4) |
Тема 2.4. Взаимоотношения организмов – пищевая цепь. Значение в природе. |
Знать: о звеньях пищевой цепи, их последовательности и роли в природе. Уметь составлять схемы из 4 – 5 звеньев, пользоваться содержанием учебника. |
Стр.21 |
|||
18(5) |
Тема 2.5. Взаимоотношения организмов – паразитизм. Значение в природе и жизни человека. |
Знать: о паразитизме, его формах и особенностях; о разнообразии типов паразитов и об их роли в распространении инфекционных заболеваний. Уметь отличать паразитов от хищников. |
Стр.22-25 |
|||
19(6) |
Тема 2.6.Взаимоотношение организмов – мутуализм (симбиоз). |
Знать: о симбиозе, как форме взаимополезного сожительства организмов растительных и животных; Уметь приводить примеры, пользоваться учебником и его содержанием. |
Стр.26-27 |
|||
20(7) |
Контрольно – обобщающий урок по теме « Взаимоотношения между живыми организмами». |
Систематизировать и обобщить знания учащихся о формах и закономерностях экологических взаимоотношений ораганизмов. |
Стр.14-27 |
|||
Тема 3. Демэкология. Организация и экология популяций и сообществ. |
21(1) |
Тема 3.1.Популяция. Организация и экология популяций. |
Знать: о популяционном уровне организации жизни, о её роли в живой природе; Уметь работать с содержанием учебника. |
Стр.28-29 |
||
22(2) |
Тема 3.2. Механизмы регуляции численности популяции (питание, хищничество, соотношение полов, возрастные и отношение особей внутри вида – конкуренция). |
Знать: о механизмах (питание, хищничество, соотношение полов, возрастные, конкуренция) популяции, регулирующих численность популяции; Уметь приводить примеры. |
Стр.30-33 |
|||
23(3) |
Тема 3.2. Сообщество. Организация и экология сообществ. Экология сообществ – тундры. |
Знать: об особенностях структурной организации биотического сообщества -тундры; о значении видовой структуры сообщества как показателя его состояния и устойчивости; о взаимосвязях организмов в сообществе – тундры. Уметь составлять пищевые цепи в сообществе - тундры, приводить примеры взаимосвязей в сообществе - тундры, работать с учебником. |
Стр.34-36 |
|||
24(4) |
Тема 3.3. Организация и экология – мелких водоёмов. |
Знать: многообразие животных водоёма; экологические факторы водоёма; взаимосвязи организмов водоёма. Уметь работать с рисунками учебника; находить взаимосвязи между жителями сообщества водоёма, строить цепи питания. |
Стр.34-36 |
|||
25(5) |
Тема 3.4. Организация и экология – пустыни. |
Знать: экологические факторы пустыни, видовой состав, взаимосвязи. Уметь составлять схемы цепей питания сообщества пустыни. |
Стр.34-36 |
|||
26(6) |
Тема 3.5. Организация и экология – леса. |
Знать: экологические факторы леса, их видовой состав; о взаимосвязях организмов в лесу; о значении видовой структуры сообщества как показателя его состояния и устойчивости. Уметь работать с содержанием учебника, самостоятельно давать характеристику. |
Стр.34-36 |
|||
27(7) |
Тема 3.6. Экосистема. Компоненты экосистемы. |
Знать: понятия экосистема, основные компоненты экосистемы (продуценты, консументы, редуценты); о взаимосвязях этих компонентов; о роли экосистемы в природе. Уметь составлять схемы экосистем на примере сообществ. |
Стр.37-38 |
|||
28(8) |
Тема 3.7. Экосистема. Круговорот вещества в экосистеме. |
Знать: о круговороте вещества в природе на примере кислорода. Уметь работать с учеником и его рисунками. |
Стр.39 |
|||
29(9) |
Тема 3.8. Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессий. |
Знать: о сукцессиях, как сменах сообществ; о причинах сукцессий; их значении в природе. Уметь работать с учебником. |
Стр.40-46 |
|||
30(10) |
Контрольно – обобщающий урок по теме: «Организация и экология популяций и сообществ». |
Итоговый : осуществить контроль знаний, умений приобретённых на предшествующих уроках. |
Стр.28-46 |
|||
Тема 4. Прикладная экология, или охрана природы. |
31 (1) |
Тема 4.1.Современное состояние природной среды. |
Знать: о путях загрязнения природной среды; источниках загрязнения; о вредном их влиянии на здоровье человека. Уметь работать с учебником. |
Стр.46-47 |
||
32(2) |
Тема 4.2. Антропогенное воздействие на биосферу. |
Знать: о загрязнении биосферы, как результат деятельности человека; источники загрязнения; о нарушении природного равновесия человеком. |
Стр.48-49 |
|||
33(3) |
Тема 4.3. Основы рационального управления природными ресурсами и их пользованием. |
Знать: о ценности и необходимости природных ресурсов для нормальной жизнедеятельности человечества, о рациональном их использовании. |
Стр.50 |
|||
34(4) |
Тема 4.4. Окружающая среда и здоровье человека. |
Знать: о сокращении жизнедеятельности человека, о его биологическом возрасте, о болезнях. |
Стр.51 |
|||
Годовая контрольная работа |
35(1) |
Годовая контрольная работа |
ƒ |
Итоговый: проверка знаний, умений, навыков. |
Стр.1-51 |