муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

"Средняя общеобразовательная школа №71"

Экология

Рабочая программа, 5 класс

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Утверждаю:

____________/А.А. Серафимов/

Директор МБОУ СОШ №71

 

Рассмотрено на заседании МО учителей естественных наук :

_____________/Шпилёва О.А/.

Руководитель МО

Рабочая программа

по экологии 5 класс

Веприк Ирина Александровна, учитель биологии

2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программно-методических материалов по экологии, разработанных авторами: Л. Ердаковым, В. Свиньиным, Т.Янушевич., планируемых результатов основного общего образования.

Реализация программы возможна за счет школьного компонента базисного учебного плана.

Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры.

Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно.

Вводный курс даёт обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Предлагается ввести учащихся V класса в мир общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. За эту основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в начальной школе. В современных условиях практическое владение экологией приобретает очень важное значение для специалистов различных областей науки, техники, культуры. В связи с новыми политическими, социально-экономическими и культурными реалиями в России и во всем мире потребовалось расширение функций экологии как учебного предмета, а именно – как совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.

Экологический подход позволит убедить учащихся в необходимости изучения экологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.

Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей при переходе из младшего школьного возраста в среднее звено, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.

Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: экология, экологические факторы, экологическая ниша, виды взаимоотношений, популяция, сообщество, экосистема, круговорот веществ в экосистеме, сукцессия и прикладная экология.

Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?

Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы.

Цели программы:

целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».

Задачи курса и экологического образования в целом представляют в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

Образовательные:

- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

- системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

- способствовать формированию у обучающихся предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии;

- создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

Развивающие:

- создать условия для развития у обучающихся интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

- развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика;

- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Воспитательные:

- воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия.

Содержание курса направлено на формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности, духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Согласно учебному образовательному плану школы на изучение экологии в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего 35 час.

Содержание изучаемого курса

Введение (2 ч)

Тема 1. Организм и среда (10 ч.)

Тема 2. Взаимоотношения организмов (7 ч.)

Тема 3. Организация и экология популяций и сообществ (10 ч.)

Тема 4. Прикладная экология, или охрана природы (5 ч.)

 

Курс экологии в 5классе нацелен на создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы и экскурсии.

Средствами реализации рабочей программы является УМК который представлен учебником Ердакова Р., Свиньина В., Янушевича Т., «Звери у себя дома. Экология в картинках» для 5 класса, материально- техническое оборудование кабинета биологии, дополнительный материал по предмету, в том числе, Интернет-ресурсы, позволяющие полностью реализовать как теоретические, так и практические требования.

Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности. Достижению результатов обучения в особенности способствует применение системно-структурного подхода, как необходимого условия развивающего обучения, который подразумевает использование эффективных педагогических технологий таких как личностно-ориентированное обучение, технология критического мышления, ИКТ-технологии, методы экологического тренинга, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, которые способствуют формированию УУД.

УМК, используемый при работе по данной программе:

  • Курс Ердакова Р., Свиньина В., Янушевича Т., «Звери у себя дома. Экология в картинках» для 5 класса.
  • Т.С. Сухова, В.И. Строганов тетрадь с печатной основой №1 и №2 «Природа. Введение в биологию и экологию» 5 класс.
  • Программно-методические материалы. Экология. 5-11класс. Составитель: Е.В. Акифьева. - Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. – 48 л.
  • Курс «Природа. Введение в биологию и экологию». Авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов
  • Т.С.Сухова, В.И.Строганов. Методическое пособие. 5 класс. Вентана-Граф. 2008.

Список литературы для учителя

  • Алексеев, С. В., Груздева, Н. Практикум по экологии.-АО «МДС», 1996.
  • Петров К. М Проблемы жизни в окружающей среде: Учебн. пособ. Саратов: Изд- во Саратов. ун-та 1995.
  • Красная книга НСО.

4. Особо охраняемые природные территории Саратовской области/ Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области. Науч. Ред. В. З. Макаров. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2007. – 300 с.: ил.

5. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Экология / М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 448 с.: ил.

6.Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России. – М.: АО «МДС», 1997.

7.Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256 с.

8. Экология. А. И. Никишов, В.Н. Кузнецов, Д. Л. Теплов. Москва «Устойчивый мир» 2005г.

9. Экология. С.В.Алексеев. Санкт – Петербург. СМИО ПРЕСС, 2004.

Список литературы для учащихся

1. Красная книга НСО

  • Я познаю мир: Дет. энцикл. Экология / Авт. Сост. А.Е. Чижевский. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – 430 с.
  • Красная книга РСФСР.
  • Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.-С.92-684
  • Н.Ф.Реймерс . Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение».
  • Атлас «Люби и знай свой край. Москва 1998г.

Электронные издания:

  • Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
  • 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
  • Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
  • Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

Интернет-ресурсы:

http://www.aseko.org/ (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития).

http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).

http://shcol778.narod.ru/ ( На сайте московской школы N 778 представленны дистанционные уроки, информация о школе, работы учащихся и учителей. "Копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания).

http://www.edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/bank/index.html ( Ресурс содержит систематизированные материалы, подготовленные учреждениями экологического образования Ярославской области: информационные страницы, научно-педагогическую и практическую информацию, гипертекстовые учебники др.).

http://www.aseko.spb.ru/index.htm (Ресурс, посвященный развитию экологического образования и концепции "устойчивого развития" в России).

http://members.dencity.com/ecoclub/ (Познавательный сайт, для детей и взрослых; содержит исследования экологии Красноярского края).

http://www.biodat.ru/ 9 BioDat - это портал в Интернете, созданный Проектом ГЭФ ""Сохранение биоразнообразия"", для информационной кооперации в сфере охраны живой природы России).

http://www.ecoanalysis.orc.ru (Сборник ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие экологические статьи и ссылки, карты загрязнения).

ttp://www.ecolife.org.ua (Данные по экологии, природопользованию и охране окружающей среды, книги, журналы и статьи, экологическое законодательство, база данных по фондам, рефераты по экологии, ссылки).

http://zelenyshluz.narod.ru/index-2.html (Путеводитель по экологическим ресурсам "Зеленый шлюз").

http://oopt.info/ (Особо охраняемые природные территории России).

http://list.priroda.ru (Каталог Интернет-сайтов о природных ресурсах и экологии).

http://ecoportal.ru/ (ECOportal.ru Всероссийский экологический портал )

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Метапредметные результаты курса «Экология» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- называть методы изучения применяемые в экологии;

определять роль в природе различных групп организмов;

объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

определять основные органы растений (части клетки);

понимать смысл биологических терминов;

проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.

Использование здоровьесберегающих технологий

Согласно требованиям, предъявляемым к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий, необходимо:

1. Добиваться рациональной плотности урока.

2.В содержательную часть урока включаются вопросы, способствующие формированию у обучающихся понятия «здоровый образ жизни» и потребностей в нем.

3.Количество видов учебной деятельности в среднем от 5 до 7, смена которых осуществляется через каждые 7-10 мин.

4.Для развития мотивации используются разнообразные педагогические технологии, развивающие память, логическое и критическое мышление.

5.Осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей, использую приемы, повышающие самооценку .

6.На с уроках создается благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

7.Для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включаются в урок физкультминутки. (как правило, на 20-ой и 35-ой минутах урока), длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

В практике учебной деятельности используются здоровьесберегающие технологии:

  • по снятию утомления зрения - «глазная гимнастика» (рекомендована Министерством здравоохранения Саратовской области).
  • по профилактике нарушений опорно - двигательной системы. Цель данной технологии - снятие утомления мышц, профилактика сколиозов, пропедевтика правильной осанки.
  • проведение динамических пауз, ведение урока в режиме постоянно меняющихся видов деятельности (через 5-10 минут).
  • Использование возможностей содержания темы, урока с позиции здоровье сбережения.
  • Рациональное распределение учебной нагрузки на различных этапах урока

Содержание изучаемого курса (35 часов, 1 час в неделю)

1. Введение в экологию. Предмет и задачи экологии.

2. Организм и среда. Соответствии между организмами и средой их обитания, о разнообразных путях приспособления организмов к среде; ознакомить с различными типами экологических факторов, общими свойствами реакций организмов в ответ на изменения внешних условий; о многообразии факторов живой и неживой природы, влияющих на жизнедеятельность организмов;

3.Взаимоотношения организмов. О закономерностях экологических взаимоотношений организмов; о типах взаимоотношений, существующих в природе; об особенностях и значении взаимоотношений типа конкуренции, хищничества, паразитизма и мутуализма (симбиоза);

4. Организация и экология популяций и сообществ. Ознакомить учащихся с популяциями как основными структурными элементами живой природы; сформировать у учащихся знания об особенностях структуры и функционирования крупных природных систем: биотических сообществ;

5. Прикладная экология, или охрана природы. Подвести учащихся к выводу о влиянии окружающей среды на здоровье человека; показать вредное влияние неблагоприятных факторов на организм человека; отрицательном влиянии человека на среду, как собственного вредителя своего здоровья.

Тематический план (5 класс)

Наименование разделов и тем

Количество часов

Практические работы

Введение в экологию. Предмет и задачи экологии.

2

Экскурсия: «Взаимосвязи между организмами и средой»

Тема 1. Организм и среда (аутэкологии)

10

4

Тема 1.1. Экологические факторы среды. Температура (жара), её воздействие на живые организмы. Приспособление живых организмов к жаре.

2

П /Р. №1 По теме: «Воздействие жары на организмы и приспособление организмов к ней».

Тема 1.2. Экологические факторы среды – сухость. Воздействие сухости на живые организмы. Приспособление живых организмов к сухости.

2

П /Р. №2 по теме: «Сухость, её воздействие на организмы и приспособление организмов к ней».

Тема 1.3. Экологические факторы среды. Температура (холод), её воздействие на живые организмы. Приспособление живых организмов к холоду.

2

П/Р. №3 по теме: «Воздействие холода на живые организмы, приспособление живых организмов к холоду».

Тема 1.4. Экологические факторы среды. Снег, его воздействие на живые организмы. Приспособление живых организмов к снегу.

2

П/Р. №4 по теме «Воздействия снега на живые организмы и их приспособление к снегу».

Тема 1.5. Экологическая ниша.

1

 

Обобщающий урок по теме «Организм и среда»

1

 

Тема 2. Синэкология. Взаимоотношения организмов.

7

 

Тема 2.1. Конкурентные взаимоотношения. Внутривидовая конкуренция. Значение в природе.

1

 

Тема 2.2. Конкурентные взаимоотношения. Межвидовая конкуренция. Значение в природе.

1

 

Тема 2.3. Взаимоотношения организмов – хищничество. Значение в природе.

1

 

Тема 2.4. Взаимоотношения организмов – пищевая цепь. Значение в природе.

1

 

Тема 2.5. Взаимоотношения организмов – паразитизм. Значение в природе и жизни человека.

1

 

Тема 2.6.Взаимоотношение организмов – мутуализм (симбиоз).

1

 

Контрольно – обобщающий урок по теме « Взаимоотношения между живыми организмами».

1

 

Тема 3. Демэкология. Организация и экология популяций и сообществ.

10

 

Тема 3.1.Популяция. Организация и экология популяций.

1

 

Тема 3.2. Механизмы регуляции численности популяции (питание, хищничество, соотношение полов, возрастные и отношение особей внутри вида – конкуренция).

1

 

Тема 3.2. Сообщество. Организация и экология сообществ. Экология сообществ – тундры.

1

 

Тема 3.3. Организация и экология – мелких водоёмов.

1

 

Тема 3.4. Организация и экология – пустыни.

1

 

Тема 3.5. Организация и экология – леса.

1

 

Тема 3.6. Экосистема. Компоненты экосистемы.

1

 

Тема 3.7. Экосистема. Круговорот вещества в экосистеме.

1

 

Тема 3.8. Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессий.

1

 

Контрольно – обобщающий урок по теме: «Организация и экология популяций и сообществ».

1

 

Тема 4. Прикладная экология, или охрана природы.

4

 

Тема 4.1.Современное состояние природной среды.

1

 

Тема 4.2. Антропогенное воздействие на биосферу.

1

 

Тема 4.3. Основы рационального управления природными ресурсами и их пользованием.

1

 

Тема 4.4. Окружающая среда и здоровье человека.

1

 

Годовая контрольная работа

2

 

Всего по дисциплине

35

4 практ. р., 1 экскурсия

Календарно-тематическое планирование (5 класс)

Название темы

Номер урока

Примерная дата

Тема урока

Практические работы/

экскурсия

Планируемые результаты обучения

Домашнее задание

Введение в экологию.

1 (1)

 

Предмет и задачи экологии.

 

Знать: о предмете экологии, об экологии как науке, изучающей взаимоотношения организмов с окружающей их средой; о важной роли экологических знаний в жизни человека;

Уметь работать с книгой «Экология в картинках».

Стр. 2

 

2 (2)

 

Предмет и задачи экологии.

Взаимосвязи организмов со средой

 

Стр.3

Тема 1. Организм и среда (аутэкологии)

3 (1)

 

Тема 1.1. Экологические факторы среды. Температура (жара), её воздействие на живые организмы. Приспособление живых организмов к жаре.

П /Р. №1 По теме: «Воздействие жары на организмы и приспособление организмов к ней».

Знать: о температуре (жара), как экологическом факторе, как жара воздействует на живые организмы, как, живые организмы приспосабливаются к жаре, о значении этих приспособлений;

Уметь работать с содержанием учебника и его рисунками.

Стр.4-5

 

4 (2)

 

Тема 1.1. Экологические факторы среды. Температура (жара), её воздействие на живые организмы. Приспособление живых организмов к жаре.

П /Р. №1 По теме: «Воздействие жары на организмы и приспособление организмов к ней».

Знать: о температуре (жара), как экологическом факторе, как жара воздействует на живые организмы, как, живые организмы приспосабливаются к жаре, о значении этих приспособлений;

Уметь работать с содержанием учебника и его рисунками.

Стр.4-5

 

5 (3)

 

Тема 1.2. Экологические факторы среды – сухость. Воздействие сухости на живые организмы. Приспособление живых организмов к сухости.

П /Р. №2 по теме: «Сухость, её воздействие на организмы и приспособление организмов к ней».

Знать: о сухости, как экологическом факторе, о её воздействие на живые организмы, о приспособлении живых организмов к сухости;

Уметь работать с содержанием учебника, его рисунками.

Стр.7

 

6 (4)

 

Тема 1.2. Экологические факторы среды – сухость. Воздействие сухости на живые организмы. Приспособление живых организмов к сухости.

П /Р. №2 по теме: «Сухость, её воздействие на организмы и приспособление организмов к ней».

Знать: о сухости, как экологическом факторе, о её воздействие на живые организмы, о приспособлении живых организмов к сухости;

Уметь работать с содержанием учебника, его рисунками.

Стр.7

 

7 (5)

 

Тема 1.3. Экологические факторы среды. Температура (холод), её воздействие на живые организмы. Приспособление живых организмов к холоду.

П/Р. №3 по теме: «Воздействие холода на живые организмы, приспособление живых организмов к холоду».

Знать: о холоде, как экологическом факторе, о его воздействие на живые организмы, о приспособлении живых организмов к холоду, о значении этих приспособлении в жизни живых организмов;

Уметь работать с учебником, рисунками, сравнивать экологические факторы: жара и холод, наблюдать за осенними явлениями в природе.

Стр.6

 

8 (6)

 

Тема 1.3. Экологические факторы среды. Температура (холод), её воздействие на живые организмы. Приспособление живых организмов к холоду.

П/Р. №3 по теме: «Воздействие холода на живые организмы, приспособление живых организмов к холоду».

Знать: о холоде, как экологическом факторе, о его воздействие на живые организмы, о приспособлении живых организмов к холоду, о значении этих приспособлении в жизни живых организмов;

Уметь работать с учебником, рисунками, сравнивать экологические факторы: жара и холод, наблюдать за осенними явлениями в природе.

Стр.6

 

9 (7)

 

Тема 1.4. Экологические факторы среды. Снег, его воздействие на живые организмы. Приспособление живых организмов к снегу.

П/Р. №4 по теме «Воздействия снега на живые организмы и их приспособление к снегу».

Знать: о снеге, как экологическом факторе, о его воздействие на живые организмы, о приспособлении живых организмов к снегу, о значении этих приспособлений в жизни живых организмов;

Уметь сравнивать экологические факторы между собой и их воздействии на живые организмы; работать с рисунками учебника.

Стр.8-9

 

10 (8)

 

Тема 1.4. Экологические факторы среды. Снег, его воздействие на живые организмы. Приспособление живых организмов к снегу.

П/Р. №4 по теме «Воздействия снега на живые организмы и их приспособление к снегу».

Знать: о снеге, как экологическом факторе, о его воздействие на живые организмы, о приспособлении живых организмов к снегу, о значении этих приспособлений в жизни живых организмов;

Уметь сравнивать экологические факторы между собой и их воздействии на живые организмы; работать с рисунками учебника.

Стр.8-9

 

11 (9)

 

Тема 1.5. Экологическая ниша.

 

Знать: определение экологическая ниша; различия между понятиями «экологическая ниша» и «местообитание»;

Уметь самостоятельно описывать её примеры.

Стр.10-13

 

12 (10)

 

Тема 1.5. Экологическая ниша.

 

Знать: определение экологическая ниша; различия между понятиями «экологическая ниша» и «местообитание»;

Уметь самостоятельно описывать её примеры.

Стр.10-13

 

13 (11)

 

Обобщающий урок по теме «Организм и среда»

 

Итоговый осуществить контроль знаний, умений приобретённых на предшествующих уроках.

Стр.2-13

Тема 2. Синэкология. Взаимоотношения организмов.

14(1)

 

Тема 2.1. Конкурентные взаимоотношения. Внутривидовая конкуренция. Значение в природе.

 

Знать: о типах конкурентных отношений и видах ресурсов, являющихся предметом конкурентной борьбы; о внутривидовой конкуренции и территориальности как одной из важных её форм; о роли внутривидовой конкуренции в регуляции численности популяций.

Уметь приводить примеры внутривидовой конкуренции, работать с учебником и рисунками.

Стр.14-16

 

15(2)

 

Тема 2.2. Конкурентные взаимоотношения. Межвидовая конкуренция. Значение в природе.

 

Знать: о межвидовой конкуренции, и её важнейших проявлениях; о факторах, влияющих на исход конкурентной борьбы между различными видами организмов; о биологическом и экологическом значении межвидовой конкуренции;

Уметь определять различные конкурентные отношения по материалам учебника.

Стр.17-19

 

16(3)

 

Тема 2.3. Взаимоотношения организмов – хищничество. Значение в природе.

 

Знать: о хищничестве как об одной из основных форм прямого взаимодействия между организмами; о взаимосвязи между хищником и его жертвой; о значении хищничества как экологического явления.

Уметь различать хищников и травоядных животных

Стр.20

 

17(4)

 

Тема 2.4. Взаимоотношения организмов – пищевая цепь. Значение в природе.

 

Знать: о звеньях пищевой цепи, их последовательности и роли в природе.

Уметь составлять схемы из 4 – 5 звеньев, пользоваться содержанием учебника.

Стр.21

 

18(5)

 

Тема 2.5. Взаимоотношения организмов – паразитизм. Значение в природе и жизни человека.

 

Знать: о паразитизме, его формах и особенностях; о разнообразии типов паразитов и об их роли в распространении инфекционных заболеваний.

Уметь отличать паразитов от хищников.

Стр.22-25

 

19(6)

 

Тема 2.6.Взаимоотношение организмов – мутуализм (симбиоз).

 

Знать: о симбиозе, как форме взаимополезного сожительства организмов растительных и животных;

Уметь приводить примеры, пользоваться учебником и его содержанием.

Стр.26-27

 

20(7)

 

Контрольно – обобщающий урок по теме « Взаимоотношения между живыми организмами».

 

Систематизировать и обобщить знания учащихся о формах и закономерностях экологических взаимоотношений ораганизмов.

Стр.14-27

Тема 3. Демэкология. Организация и экология популяций и сообществ.

21(1)

 

Тема 3.1.Популяция. Организация и экология популяций.

 

Знать: о популяционном уровне организации жизни, о её роли в живой природе;

Уметь работать с содержанием учебника.

Стр.28-29

 

22(2)

 

Тема 3.2. Механизмы регуляции численности популяции (питание, хищничество, соотношение полов, возрастные и отношение особей внутри вида – конкуренция).

 

Знать: о механизмах (питание, хищничество, соотношение полов, возрастные, конкуренция) популяции, регулирующих численность популяции;

Уметь приводить примеры.

Стр.30-33

 

23(3)

 

Тема 3.2. Сообщество. Организация и экология сообществ. Экология сообществ – тундры.

 

Знать: об особенностях структурной организации биотического сообщества -тундры; о значении видовой структуры сообщества как показателя его состояния и устойчивости; о взаимосвязях организмов в сообществе – тундры.

Уметь составлять пищевые цепи в сообществе - тундры, приводить примеры взаимосвязей в сообществе - тундры, работать с учебником.

Стр.34-36

 

24(4)

 

Тема 3.3. Организация и экология – мелких водоёмов.

 

Знать: многообразие животных водоёма; экологические факторы водоёма; взаимосвязи организмов водоёма.

Уметь работать с рисунками учебника; находить взаимосвязи между жителями сообщества водоёма, строить цепи питания.

Стр.34-36

 

25(5)

 

Тема 3.4. Организация и экология – пустыни.

 

Знать: экологические факторы пустыни, видовой состав, взаимосвязи.

Уметь составлять схемы цепей питания сообщества пустыни.

Стр.34-36

 

26(6)

 

Тема 3.5. Организация и экология – леса.

 

Знать: экологические факторы леса, их видовой состав; о взаимосвязях организмов в лесу; о значении видовой структуры сообщества как показателя его состояния и устойчивости.

Уметь работать с содержанием учебника, самостоятельно давать характеристику.

Стр.34-36

 

27(7)

 

Тема 3.6. Экосистема. Компоненты экосистемы.

 

Знать: понятия экосистема, основные компоненты экосистемы (продуценты, консументы, редуценты); о взаимосвязях этих компонентов; о роли экосистемы в природе.

Уметь составлять схемы экосистем на примере сообществ.

Стр.37-38

 

28(8)

 

Тема 3.7. Экосистема. Круговорот вещества в экосистеме.

 

Знать: о круговороте вещества в природе на примере кислорода.

Уметь работать с учеником и его рисунками.

Стр.39

 

29(9)

 

Тема 3.8. Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессий.

 

Знать: о сукцессиях, как сменах сообществ; о причинах сукцессий; их значении в природе.

Уметь работать с учебником.

Стр.40-46

 

30(10)

 

Контрольно – обобщающий урок по теме: «Организация и экология популяций и сообществ».

 

Итоговый : осуществить контроль знаний, умений приобретённых на предшествующих уроках.

Стр.28-46

Тема 4. Прикладная экология, или охрана природы.

31 (1)

 

Тема 4.1.Современное состояние природной среды.

 

Знать: о путях загрязнения природной среды; источниках загрязнения; о вредном их влиянии на здоровье человека.

Уметь работать с учебником.

Стр.46-47

 

32(2)

 

Тема 4.2. Антропогенное воздействие на биосферу.

 

Знать: о загрязнении биосферы, как результат деятельности человека; источники загрязнения; о нарушении природного равновесия человеком.

Стр.48-49

 

33(3)

 

Тема 4.3. Основы рационального управления природными ресурсами и их пользованием.

 

Знать: о ценности и необходимости природных ресурсов для нормальной жизнедеятельности человечества, о рациональном их использовании.

Стр.50

 

34(4)

 

Тема 4.4. Окружающая среда и здоровье человека.

 

Знать: о сокращении жизнедеятельности человека, о его биологическом возрасте, о болезнях.

Стр.51

Годовая контрольная работа

35(1)

 

Годовая контрольная работа

ƒ

Итоговый: проверка знаний, умений, навыков.

Стр.1-51

Скачать программу полностью