муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

"Средняя общеобразовательная школа №71"

ПРОГРАММА

Профилактика проявлений экстремизма, развитие и укрепление толерантности в молодежной среде» на 2017 - 2019 учебный год

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 71

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ:

решением педсовета Директор МБОУ СОШ № 71

протокол № __ от «__» ___ _____________ А.А. Серафимов

ПРОГРАММА

«Профилактика проявлений экстремизма,

развитие и укрепление толерантности

в молодежной среде»

на 2017 - 2019 учебный год

Паспорт Программы

Наименование Программы

Профилактика проявлений экстремизма, развитие и укрепление толерантности в молодежной среде на 2017-2019 годы

Участники программы

Обучающиеся 1-11 классов, классные руководители, социальный педагог, педагоги дополнительного образования; родители

Обоснование программы Конституция РФ. 12.12.93;

Закон РФ «Об Образовании»

Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

Декларацией принципов толерантности, утвержденной резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995 года.

Цели программы

Создание в школе образовательной среды, способствующей формированию правовых знаний, гражданской ответственности, социальной идентичности, толерантности, росту культурного самосознания детей и молодежи.

Задачи Программы

воспитание толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде;

содействие национально-культурному взаимодействию в школе на основе изучения культурного наследия, краеведческого материала;

развитие у обучающихся духовно-нравственных и социальных ценностей;

развитие навыков позитивного общения, эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, родителей обучающихся;

совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений в школе и за её пределами; развитие навыков законопослушного поведения.

Ожидаемые результаты реализации программы

повышение социальной и гражданской активности обучающихся, их готовность принять практическое участие в развитии гражданского общества, местных инициатив;

рост заинтересованности всех субъектов учебно-воспитательного процесса в деятельности, направленной на развитие межэтнического взаимодействия и профилактику экстремизма;

рост гражданского и правового самосознания обучающихся;

сформированность умений и навыков законопослушного поведения;

рост информационной культуры обучающихся, способствующей позитивному восприятию социальных явлений в обществе.

Сроки реализации программы

2017–2019 годы

Пояснительная записка

Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных изменений чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Растет число подростков, причисляющих себя к неформальным молодежным течениям. Существенный отрыв молодежной субкультуры от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций и менталитета несет угрозу снижения уровня культуры общества.

В то же время необходимо учитывать, что на ситуацию в школе, существенное влияние оказывают многонациональный состав (русские, езиды, узбеки, таджики, цыгане, татары , молдаване, армяне, азербайджанцы).

Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны., в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность, дающая возможность достижения мира. Программа разработана в соответствии со следующими законодательными нормативно-правовыми документами:

Конвенцией ООН о правах ребёнка;

Конституцией РФ;

Законом РФ «Об образовании»;

Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

Декларацией принципов толерантности, утвержденной резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.

Очевидна необходимость активной разъяснительной работы среди учащихся МБОУ СОШ № 71 по преодолению негативных тенденций в мире.

Требуется принятие дополнительных мер по формированию позитивных ценностей и установок на уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур, традиций и этнических ценностей различных народов, формированию мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимодействия, основанных на принципах уважения прав и свобод человека.

Осуществление указанных мер, направленных на повышение эффективности деятельности по противодействию экстремизму, невозможно без совместной работы администрации, педагогов школы, родительской общественности и органов системы профилактики правонарушений. Все это обусловливает необходимость применения комплексного программного подхода.

Принятие Программы и ее реализация позволят повысить уровень профилактики экстремизма в школе и принять дополнительные меры по совершенствованию деятельности в сфере противодействия экстремистским проявлениям, укрепить основы и систематизировать методы процесса формирования толерантного сознания и поведения школьников.

Цель программы: формирование в лицее толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека

Для достижения указанной цели Программа предусматривает решение следующих задач:

1. выявление и преодоление негативных тенденций, препятствующих формированию толерантного отношения, находящих свое проявление в фактах:

межэтнической и межконфессиональной враждебности и нетерпимости;

агрессии и насилия на межэтнической основе;

распространения негативных этнических и конфессиональных стереотипов;

ксенофобии;

политического экстремизма на националистической почве.

2. формирование у обучающихся позитивных установок на уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур народов, их традиций и этнических ценностей посредством:

воспитания культуры толерантности, познакомить обучающихся с понятием «толерантность» и его сущностью;

утверждения основ гражданской идентичности;

достижения необходимого уровня правовой культуры обучающихся как основы толерантного сознания и поведения;

формирования мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимодействия, основанных на принципах уважения прав и свобод человека.

формирования системы представлений о человеке как высшей ценности, обладающей высоким чувством собственного достоинства и способной уважать это чувство в другом;

формирования убеждения, что обладание правами и свободами связано с ответственностью человека за свой выбор, поступки, отношения;

безопасного использования сети Интернет.

Реализация программных мероприятий предусмотрена в соответствии с комплексно-целевыми программами «Я выбираю жизнь», «Подросток», «Школа социального успеха» (для работы с советом старшеклассников), «Семья». Контроль за выполнением программы будет осуществляться в соответствии с программой «Мониторинг учебно-воспитательной работы»,

Сроки реализации программы:

Реализация Программы рассчитана на 2017 - 2019 годы

Механизм реализации Программы

Реальными механизмами осуществления Программы являются комплексные меры, направленные на воспитание гражданской и социальной идентичности, патриотизма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии.

Механизм реализации Программы включает:

формирование перечня программных мероприятий на учебный год;

управление и контроль реализации Программы;

анализ эффективности выполнения программных мероприятий

Содержание программы

Программа содержит следующие направления:

совершенствование нормативно-правовой базы по профилактике экстремизма;

организационное обеспечение;

информационно-методическое обеспечение профилактики экстремизма и формирование законопослушного поведения;

профилактико-просветительские мероприятия с педагогами, родителями, учащимися.

Ожидаемые результаты

По итогам реализации мероприятий Программы ожидается достижение следующих результатов:

разработка нормативно – правовой базы в области совершенствования межнациональных и гражданско-правовых отношений в школе;

создание эффективной системы организационных механизмов противодействия экстремизму, этнической и религиозной нетерпимости;

формирование толерантного сознания, основанного на понимании и принятии культурных ценностей, неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан;

увеличение число обучающихся с достаточно высоким уровнем толерантности;

создание банка научно-методических разработок по вопросам толерантности;

публикация на школьных стендах и размещение на сайте школы материалов, направленных на противодействие проявлениям экстремизма и на формирование толерантного сознания у обучающихся и законопослушного поведения;

формирование у обучающихся информационной культуры, навыков позитивного общения в Интернет-пространстве, социальных сетях. в жизни..

Информационные материалы

«Методические рекомендации к организации информационного противостояния терроризму и экстремизму в обществе».

«Экстремизму – отпор!» Классный час.

«Остановим терроризм». Научно-популярное издание.

«История подвига. Открытый дневник»

Идеологические основы терроризма в России. История и современность в выборе средств противодействию терроризма.

Первоочередные меры по противодействию использования т.н. «Черкесского вопроса» в эскалации напряженности, эктремизма и терроризма на Северном Кавказе.

«История подвига. Открытый Урок 2»

«Что такое терроризм».

Материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции (на диске в 2-х томах)

Обобщенные результаты социологического исследования по вопросам противодействия идеологии терроризма в 2012 г.

«Учимся соблюдать закон».

Формирование гражданской активности обучающихся. Департамент образования Кировской области. Кафедра гуманитарного образования. – Киров, 2012

Документальный цикл из 8 телепередач «Операция Антитеррор» (на диске)

Цифровые образовательные ресурсы.

Основные программные мероприятия

№ п/п

Наименование мероприятия

Исполнители

Организационные мероприятия

1

Формирование нормативно – правовой базы в сфере профилактики экстремизма и формирования законопослушного поведения обучающихся

Администрация школы

   

2

Направление информации о выявленных случаях экстремистской деятельности в правоохранительные органы

Администрация школы

   

3

Осуществление совместных рейдов с ПДН в семьи, состоящие на учете в школе и семьи, находящиеся в социально опасном положении

Социальный педагог

4

Формирование банка информационных материалов

Школьная библиотека

5

Формирование среды межэтнического
взаимодействия в рамках летней оздоровительной кампании для учащихся школы;
закрепление наставников за подростками,
состоящими на профилактическом учете

Педагоги

6

Организация и проведение анкетирования по вопросу отношения молодежи к проявлениям экстремизма, по вопросу сформированности толерантности

Социальный педагог

7

Проведение книжных выставок на тему противодействия экстремизму, культурные традиции населения, проживающего на территории поселения на базе школьной библиотеки

Библиотекарь

8

Подготовка информационных материалов, направленных на противодействие экстремизму для школьного сайта материалов

Ответственный за школьный сайт

9

Проведение тематических месячников:

- правовой месячник (ноябрь)

- месячник по воспитанию толерантности (декабрь)

- месячник по профилактике экстремизма и терроризма (февраль)

Классные руководители, учителя истории и обществознания

Профилактико - просветительские мероприятия с педагогами

1

Организация участия в педсоветах, методических объединениях классных руководителей по проблемам
профилактики проявлений экстремизма,
формирования толерантности и межэтнической культуры, профилактики агрессивного поведения, жестокого обращения с детьми

Администрация школы

2

Повышение квалификации учителей по вопросам формирования установок толерантного сознания обучающихся через участие в методических дистанционных конкурсах

Зам. директора по ВР

социальный педагог

3

Семинар для педагогов «Роль педагога в обеспечении безопасности учащихся в сети Интернет»

Администрация школы, учитель информатики,

4

Создание банка методических разработок по вопросам толерантности, противодействию экстремизма и терроризма среди молодежи

Классные руководители, зам. директора по ВР, учителя истории и обществознания, социальный педагог

Профилактико - просветительские мероприятия с учащимися

1

Проведение встреч, организация выставок, культурно-массовых мероприятий по профилактике экстремизма, терроризма, по формированию толерантного сознания, законопослушного поведения

Зам. директора по ВР

классные руководители

2

Проведение профилактических бесед и тематических классных часов с обучающимися по проблемам толерантности, недопущения межнациональной вражды и экстремизма с разъяснением административной и уголовной ответственности подростков и их законных представителей в целях повышения уровня правосознания несовершеннолетних

Кл. руководители, соц. педагог, участковый инспектор, специалист по социальной работе

3

Организация дискуссий, мероприятий в школе, поселке для детей, подростков по проблемам профилактики экстремистских проявлений с целью разъяснения их социальных прав, повышения уровня правовой культуры как основы толерантного сознания и поведения

Зам. директора по ВР,

классные руководители, социальный педагог

4

Проведение психологических тренингов с участием специалистов по межведомственному взаимодействию по развитию этнической толерантности, гражданской позиции и профилактике межэтнической напряженности

Зам. директора по ВР

социальный педагог.

5

Организация мероприятий, направленных
на сохранение культурных традиций народов, проживающих на территории поселка

Кл. руководители, педагог –организатор, руководитель краеведческого кружка

6

Беседы с обучающимися по безопасному использованию сети Интернет

Классные руководители, учитель информатики

Профилактико - просветительские мероприятия с родителями обучающихся

1

Организация разъяснительной работы среди родителей обучающихся со специалистами: инспектор ПДН отдела полиции № 5 Лисейченко

Зам. директора по ВР

социальный педагог

2

Консультации для родителей по вопросам профилактики экстремистских проявлений с целью разъяснения их социальных прав, повышения уровня правовой культуры как основы толерантного сознания и поведения и по вопросам безопасного использования детьми Интернета.

Администрация школы

классные руководители

3

Выпуск информационных материалов (буклеты, брошюры, памятки)

Социальный педагог

Скачать программу полностью