ПРОГРАММА
Профилактика проявлений экстремизма, развитие и укрепление толерантности в молодежной среде» на 2017 - 2019 учебный год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 71
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ:
решением педсовета Директор МБОУ СОШ № 71
протокол № __ от «__» ___ _____________ А.А. Серафимов
ПРОГРАММА
«Профилактика проявлений экстремизма,
развитие и укрепление толерантности
в молодежной среде»
на 2017 - 2019 учебный год
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Профилактика проявлений экстремизма, развитие и укрепление толерантности в молодежной среде на 2017-2019 годы |
Участники программы |
Обучающиеся 1-11 классов, классные руководители, социальный педагог, педагоги дополнительного образования; родители |
Обоснование программы Конституция РФ. 12.12.93;
Закон РФ «Об Образовании»
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
Декларацией принципов толерантности, утвержденной резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995 года.
Цели программы
Создание в школе образовательной среды, способствующей формированию правовых знаний, гражданской ответственности, социальной идентичности, толерантности, росту культурного самосознания детей и молодежи.
Задачи Программы
воспитание толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде;
содействие национально-культурному взаимодействию в школе на основе изучения культурного наследия, краеведческого материала;
развитие у обучающихся духовно-нравственных и социальных ценностей;
развитие навыков позитивного общения, эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, родителей обучающихся;
совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений в школе и за её пределами; развитие навыков законопослушного поведения.
Ожидаемые результаты реализации программы
повышение социальной и гражданской активности обучающихся, их готовность принять практическое участие в развитии гражданского общества, местных инициатив;
рост заинтересованности всех субъектов учебно-воспитательного процесса в деятельности, направленной на развитие межэтнического взаимодействия и профилактику экстремизма;
рост гражданского и правового самосознания обучающихся;
сформированность умений и навыков законопослушного поведения;
рост информационной культуры обучающихся, способствующей позитивному восприятию социальных явлений в обществе.
Сроки реализации программы
2017–2019 годы
Пояснительная записка
Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных изменений чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Растет число подростков, причисляющих себя к неформальным молодежным течениям. Существенный отрыв молодежной субкультуры от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций и менталитета несет угрозу снижения уровня культуры общества.
В то же время необходимо учитывать, что на ситуацию в школе, существенное влияние оказывают многонациональный состав (русские, езиды, узбеки, таджики, цыгане, татары , молдаване, армяне, азербайджанцы).
Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны., в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность, дающая возможность достижения мира. Программа разработана в соответствии со следующими законодательными нормативно-правовыми документами:
Конвенцией ООН о правах ребёнка;
Конституцией РФ;
Законом РФ «Об образовании»;
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
Декларацией принципов толерантности, утвержденной резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
Очевидна необходимость активной разъяснительной работы среди учащихся МБОУ СОШ № 71 по преодолению негативных тенденций в мире.
Требуется принятие дополнительных мер по формированию позитивных ценностей и установок на уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур, традиций и этнических ценностей различных народов, формированию мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимодействия, основанных на принципах уважения прав и свобод человека.
Осуществление указанных мер, направленных на повышение эффективности деятельности по противодействию экстремизму, невозможно без совместной работы администрации, педагогов школы, родительской общественности и органов системы профилактики правонарушений. Все это обусловливает необходимость применения комплексного программного подхода.
Принятие Программы и ее реализация позволят повысить уровень профилактики экстремизма в школе и принять дополнительные меры по совершенствованию деятельности в сфере противодействия экстремистским проявлениям, укрепить основы и систематизировать методы процесса формирования толерантного сознания и поведения школьников.
Цель программы: формирование в лицее толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека
Для достижения указанной цели Программа предусматривает решение следующих задач:
1. выявление и преодоление негативных тенденций, препятствующих формированию толерантного отношения, находящих свое проявление в фактах:
межэтнической и межконфессиональной враждебности и нетерпимости;
агрессии и насилия на межэтнической основе;
распространения негативных этнических и конфессиональных стереотипов;
ксенофобии;
политического экстремизма на националистической почве.
2. формирование у обучающихся позитивных установок на уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур народов, их традиций и этнических ценностей посредством:
воспитания культуры толерантности, познакомить обучающихся с понятием «толерантность» и его сущностью;
утверждения основ гражданской идентичности;
достижения необходимого уровня правовой культуры обучающихся как основы толерантного сознания и поведения;
формирования мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимодействия, основанных на принципах уважения прав и свобод человека.
формирования системы представлений о человеке как высшей ценности, обладающей высоким чувством собственного достоинства и способной уважать это чувство в другом;
формирования убеждения, что обладание правами и свободами связано с ответственностью человека за свой выбор, поступки, отношения;
безопасного использования сети Интернет.
Реализация программных мероприятий предусмотрена в соответствии с комплексно-целевыми программами «Я выбираю жизнь», «Подросток», «Школа социального успеха» (для работы с советом старшеклассников), «Семья». Контроль за выполнением программы будет осуществляться в соответствии с программой «Мониторинг учебно-воспитательной работы»,
Сроки реализации программы:
Реализация Программы рассчитана на 2017 - 2019 годы
Механизм реализации Программы
Реальными механизмами осуществления Программы являются комплексные меры, направленные на воспитание гражданской и социальной идентичности, патриотизма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии.
Механизм реализации Программы включает:
формирование перечня программных мероприятий на учебный год;
управление и контроль реализации Программы;
анализ эффективности выполнения программных мероприятий
Содержание программы
Программа содержит следующие направления:
совершенствование нормативно-правовой базы по профилактике экстремизма;
организационное обеспечение;
информационно-методическое обеспечение профилактики экстремизма и формирование законопослушного поведения;
профилактико-просветительские мероприятия с педагогами, родителями, учащимися.
Ожидаемые результаты
По итогам реализации мероприятий Программы ожидается достижение следующих результатов:
разработка нормативно – правовой базы в области совершенствования межнациональных и гражданско-правовых отношений в школе;
создание эффективной системы организационных механизмов противодействия экстремизму, этнической и религиозной нетерпимости;
формирование толерантного сознания, основанного на понимании и принятии культурных ценностей, неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан;
увеличение число обучающихся с достаточно высоким уровнем толерантности;
создание банка научно-методических разработок по вопросам толерантности;
публикация на школьных стендах и размещение на сайте школы материалов, направленных на противодействие проявлениям экстремизма и на формирование толерантного сознания у обучающихся и законопослушного поведения;
формирование у обучающихся информационной культуры, навыков позитивного общения в Интернет-пространстве, социальных сетях. в жизни..
Информационные материалы
«Методические рекомендации к организации информационного противостояния терроризму и экстремизму в обществе».
«Экстремизму – отпор!» Классный час.
«Остановим терроризм». Научно-популярное издание.
«История подвига. Открытый дневник»
Идеологические основы терроризма в России. История и современность в выборе средств противодействию терроризма.
Первоочередные меры по противодействию использования т.н. «Черкесского вопроса» в эскалации напряженности, эктремизма и терроризма на Северном Кавказе.
«История подвига. Открытый Урок 2»
«Что такое терроризм».
Материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции (на диске в 2-х томах)
Обобщенные результаты социологического исследования по вопросам противодействия идеологии терроризма в 2012 г.
«Учимся соблюдать закон».
Формирование гражданской активности обучающихся. Департамент образования Кировской области. Кафедра гуманитарного образования. – Киров, 2012
Документальный цикл из 8 телепередач «Операция Антитеррор» (на диске)
Цифровые образовательные ресурсы.
Основные программные мероприятия
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнители |
||
Организационные мероприятия |
||||
1 |
Формирование нормативно – правовой базы в сфере профилактики экстремизма и формирования законопослушного поведения обучающихся |
Администрация школы |
||
2 |
Направление информации о выявленных случаях экстремистской деятельности в правоохранительные органы |
Администрация школы |
||
3 |
Осуществление совместных рейдов с ПДН в семьи, состоящие на учете в школе и семьи, находящиеся в социально опасном положении |
Социальный педагог |
||
4 |
Формирование банка информационных материалов |
Школьная библиотека |
||
5 |
Формирование среды межэтнического |
Педагоги |
||
6 |
Организация и проведение анкетирования по вопросу отношения молодежи к проявлениям экстремизма, по вопросу сформированности толерантности |
Социальный педагог |
||
7 |
Проведение книжных выставок на тему противодействия экстремизму, культурные традиции населения, проживающего на территории поселения на базе школьной библиотеки |
Библиотекарь |
||
8 |
Подготовка информационных материалов, направленных на противодействие экстремизму для школьного сайта материалов |
Ответственный за школьный сайт |
||
9 |
Проведение тематических месячников: - правовой месячник (ноябрь) - месячник по воспитанию толерантности (декабрь) - месячник по профилактике экстремизма и терроризма (февраль) |
Классные руководители, учителя истории и обществознания |
||
Профилактико - просветительские мероприятия с педагогами |
||||
1 |
Организация участия в педсоветах, методических объединениях классных руководителей по проблемам |
Администрация школы |
||
2 |
Повышение квалификации учителей по вопросам формирования установок толерантного сознания обучающихся через участие в методических дистанционных конкурсах |
Зам. директора по ВР социальный педагог |
||
3 |
Семинар для педагогов «Роль педагога в обеспечении безопасности учащихся в сети Интернет» |
Администрация школы, учитель информатики, |
||
4 |
Создание банка методических разработок по вопросам толерантности, противодействию экстремизма и терроризма среди молодежи |
Классные руководители, зам. директора по ВР, учителя истории и обществознания, социальный педагог |
||
Профилактико - просветительские мероприятия с учащимися |
||||
1 |
Проведение встреч, организация выставок, культурно-массовых мероприятий по профилактике экстремизма, терроризма, по формированию толерантного сознания, законопослушного поведения |
Зам. директора по ВР классные руководители |
||
2 |
Проведение профилактических бесед и тематических классных часов с обучающимися по проблемам толерантности, недопущения межнациональной вражды и экстремизма с разъяснением административной и уголовной ответственности подростков и их законных представителей в целях повышения уровня правосознания несовершеннолетних |
Кл. руководители, соц. педагог, участковый инспектор, специалист по социальной работе |
||
3 |
Организация дискуссий, мероприятий в школе, поселке для детей, подростков по проблемам профилактики экстремистских проявлений с целью разъяснения их социальных прав, повышения уровня правовой культуры как основы толерантного сознания и поведения |
Зам. директора по ВР, классные руководители, социальный педагог |
||
4 |
Проведение психологических тренингов с участием специалистов по межведомственному взаимодействию по развитию этнической толерантности, гражданской позиции и профилактике межэтнической напряженности |
Зам. директора по ВР социальный педагог. |
||
5 |
Организация мероприятий, направленных |
Кл. руководители, педагог –организатор, руководитель краеведческого кружка |
||
6 |
Беседы с обучающимися по безопасному использованию сети Интернет |
Классные руководители, учитель информатики |
||
Профилактико - просветительские мероприятия с родителями обучающихся |
||||
1 |
Организация разъяснительной работы среди родителей обучающихся со специалистами: инспектор ПДН отдела полиции № 5 Лисейченко |
Зам. директора по ВР социальный педагог |
||
2 |
Консультации для родителей по вопросам профилактики экстремистских проявлений с целью разъяснения их социальных прав, повышения уровня правовой культуры как основы толерантного сознания и поведения и по вопросам безопасного использования детьми Интернета. |
Администрация школы классные руководители |
||
3 |
Выпуск информационных материалов (буклеты, брошюры, памятки) |
Социальный педагог |